Приветствую всех на своём канале! Сегодня предлагаю вспомнить морской "космический" флот Советского Союза
Что будущим космическим аппаратам потребуется помощь морских судов, специалисты поняли, еще до запуска в первого спутника, когда началось создание наземного командно-измерительного комплекса.
Создание методик измерений с применением сухопутных радиотехнических средств шло успешно. Но если стационарные пункты обеспечивают непрерывное наблюдение за космическим аппаратом так как неподвижны. То в море даже незначительная качка судна может вызвать потерю контролируемого объекта. А при шторме никакие приборы программного наведения уже не смогут помочь. Для этого требовалась разработка новых методов и средств, с помощью которых основания антенн можно было стабилизировать, несмотря на качку. С этим советские учёные превосходно справились.
Суда для "космического" флота были подготовлены в срок. Вместе с подготовкой кораблей, завершился и подбор специалистов в состав экспедиций. После швартовых испытаний приступили к ходовым. Чтобы сэкономить время, с ними совместили проверки измерительных средств по самолетам.
После всех испытаний, предстояло решить вопрос, каким путем идти в Тихий океан. Для этого было три варианта: один, протяженностью около 23 тыс. км, через Суэцкий канал, второй, 29,4 тыс. км, вокруг Африки. И третий, самый трудный, но и самый короткий, это Северный морской путь.
По распоряжению Хрущёва был выбран северный путь. В результате этого пришлось усилить ледовыми подкреплениями корпуса судов. Были подготовлены ледоколы и самолеты для разведки наиболее сложных участков трассы на маршруте. Непростые погодные, ледовые условия и другие сложности не помешали выполнить переход за один месяц.
С увеличением количества космических аппаратов выяснилось, что "космический флот" требуется одновременно и в Тихом, и в Атлантическом океане. Конечно переход судов туда и обратно экономически был нецелесообразен. Поэтому, на базе теплоходов "Ильичевск", "Краснодар" и "Долинск" была создана ещё одна группа кораблей. В середине шестидесятых годов на смену первым кораблям флотилии пришли новые суда "Бежица" и "Ристна". Они уже были оборудованы новой техникой.
Со временем на смену переделанным сухогрузам, стали приходить специально разработанные суда. Первым стало научно-исследовательское судно "Космонавт Владимир Комаров". По числу сотрудников "Космонавт Владимир Комаров" в семь раз превзошёл самый крупный корабль первого поколения "Долинск".
Вершиной "космического флота" стало судно "Космонавт Юрий Гагарин". Он оснащался новейшим комплексом технических систем, позволяющих выполнять с любыми космическими аппаратами весь объем работ, доступных самому современному на тот момент времени стационарному научно-измерительному пункту. Судно имело водоизмещение 45000 тонн (для сравнения, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» имеет водоизмещение 43000 тонн)
В середине семидесятых годов ветераны "Долинск", "Бежица" и "Ристна" были возвращены в торговый флот. Им на смену пришли новые исследовательские лайнеры, названные именами космонавтов П. Беляева, В. Волкова, Г. Добровольского, В. Пацаева.
История Советского "космического флота" закончилось с распадом страны. Флагман "Космонавт Юрий Гагарин", достался украинскому Министерству обороны, и больше не эксплуатировался. В 1996 году уникальное судно было отдано на металлолом одной австрийской фирме по цене 170 $ за тонну. В 1994 году судно "Космонавт Владимир Комаров" было списано и продано на металлолом в Индию. В том же 94-м году были списаны "Космонавт Владимир Волков", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Павел Беляев".
В 2001 году, научно исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" перешло из Санкт-Петербурга в Калининград и было пришвартовано у причала Музея мирового океана на Набережной исторического флота. В 2015 году судно признали объектом культурного наследия.
Единственным научно-исследовательским судном, обеспечивающим летно-конструкторские испытания и обработку новых образцов ракетно-космической техники, остаётся "Маршал Крылов", вступивший в строй 1987 году. В настоящее время он числится в составе Тихоокеанского флота и является единственным кораблём ВМФ России способным работать с космическими и межконтинентальными объектами, "Маршал Крылов" является уникальным для мирового флота.
На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!