Найти тему

Морской "космический" флот Советского Союза

Приветствую всех на своём канале! Сегодня предлагаю вспомнить морской "космический" флот Советского Союза

Что будущим космическим аппаратам потребуется помощь морских судов, специалисты поняли, еще до запуска в первого спутника, когда началось создание наземного командно-измерительного комплекса.

Создание методик измерений с применением сухопутных радиотехнических средств шло успешно. Но если стационарные пункты обеспечивают непрерывное наблюдение за космическим аппаратом так как неподвижны. То в море даже незначительная качка судна может вызвать потерю контролируемого объекта. А при шторме никакие приборы программного наведения уже не смогут помочь. Для этого требовалась разработка новых методов и средств, с помощью которых основания антенн можно было стабилизировать, несмотря на качку. С этим советские учёные превосходно справились.

Научно-исследовательское судно "Долинск"
Научно-исследовательское судно "Долинск"

Суда для "космического" флота были подготовлены в срок. Вместе с подготовкой кораблей, завершился и подбор специалистов в состав экспедиций. После швартовых испытаний приступили к ходовым. Чтобы сэкономить время, с ними совместили проверки измерительных средств по самолетам.

После всех испытаний, предстояло решить вопрос, каким путем идти в Тихий океан. Для этого было три варианта: один, протяженностью около 23 тыс. км, через Суэцкий канал, второй, 29,4 тыс. км, вокруг Африки. И третий, самый трудный, но и самый короткий, это Северный морской путь.

Научно-исследовательское судно "Краснодар"
Научно-исследовательское судно "Краснодар"

По распоряжению Хрущёва был выбран северный путь. В результате этого пришлось усилить ледовыми подкреплениями корпуса судов. Были подготовлены ледоколы и самолеты для разведки наиболее сложных участков трассы на маршруте. Непростые погодные, ледовые условия и другие сложности не помешали выполнить переход за один месяц.

С увеличением количества космических аппаратов выяснилось, что "космический флот" требуется одновременно и в Тихом, и в Атлантическом океане. Конечно переход судов туда и обратно экономически был нецелесообразен. Поэтому, на базе теплоходов "Ильичевск", "Краснодар" и "Долинск" была создана ещё одна группа кораблей. В середине шестидесятых годов на смену первым кораблям флотилии пришли новые суда "Бежица" и "Ристна". Они уже были оборудованы новой техникой.

Научно-исследовательское судно "Виктор Пацаев"
Научно-исследовательское судно "Виктор Пацаев"

Со временем на смену переделанным сухогрузам, стали приходить специально разработанные суда. Первым стало научно-исследовательское судно "Космонавт Владимир Комаров". По числу сотрудников "Космонавт Владимир Комаров" в семь раз превзошёл самый крупный корабль первого поколения "Долинск".

Вершиной "космического флота" стало судно "Космонавт Юрий Гагарин". Он оснащался новейшим комплексом технических систем, позволяющих выполнять с любыми космическими аппаратами весь объем работ, доступных самому современному на тот момент времени стационарному научно-измерительному пункту. Судно имело водоизмещение 45000 тонн (для сравнения, авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» имеет водоизмещение 43000 тонн)

В середине семидесятых годов ветераны "Долинск", "Бежица" и "Ристна" были возвращены в торговый флот. Им на смену пришли новые исследовательские лайнеры, названные именами космонавтов П. Беляева, В. Волкова, Г. Добровольского, В. Пацаева.

Научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин"
Научно-исследовательское судно "Космонавт Юрий Гагарин"

История Советского "космического флота" закончилось с распадом страны. Флагман "Космонавт Юрий Гагарин", достался украинскому Министерству обороны, и больше не эксплуатировался. В 1996 году уникальное судно было отдано на металлолом одной австрийской фирме по цене 170 $ за тонну. В 1994 году судно "Космонавт Владимир Комаров" было списано и продано на металлолом в Индию. В том же 94-м году были списаны "Космонавт Владимир Волков", "Космонавт Георгий Добровольский" и "Космонавт Павел Беляев".

Научно-исследовательское судно "Космонавт Владимир Комаров"
Научно-исследовательское судно "Космонавт Владимир Комаров"

В 2001 году, научно исследовательское судно "Космонавт Виктор Пацаев" перешло из Санкт-Петербурга в Калининград и было пришвартовано у причала Музея мирового океана на Набережной исторического флота. В 2015 году судно признали объектом культурного наследия.

Научно-исследовательское судно "Маршал Крылов"
Научно-исследовательское судно "Маршал Крылов"

Единственным научно-исследовательским судном, обеспечивающим летно-конструкторские испытания и обработку новых образцов ракетно-космической техники, остаётся "Маршал Крылов", вступивший в строй 1987 году. В настоящее время он числится в составе Тихоокеанского флота и является единственным кораблём ВМФ России способным работать с космическими и межконтинентальными объектами, "Маршал Крылов" является уникальным для мирового флота.

На сегодня всё. Всем спасибо за внимание, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал и до новых встреч!