Найти в Дзене

Китель, подаренный Александром I японскому моряку, хранится уже 220 лет: где его можно увидеть?

В Японии есть довольно много "русских" мест, то есть связанных с историей российско-японских отношений. Пожалуй, больше всего их на Хоккайдо — большом северном острове, где и разворачивались основные события этой истории в XVIII–XIX веках. Первые открытые для иностранцев портовые города, такие как Нагасаки, Кобэ и Иокогама, тоже стали приютом для многих русских и в XIX веке, и уже после революции и Гражданской войны в России. Сегодня самыми "русскими" считаются города на побережье Японского моря, откуда возят в Россию подержанные автомобили — Ниигата, Тояма, Сакаиминато.

Сэндай, на первый взгляд, неочевидный город в этом ряду, на поверку тоже оказывается тесно связанным невидимыми прочными нитями с Россией. Судите сами. Именно в водах княжества Сэндай, недалеко от городка Исиномаки, в далёком 1739 году впервые показалось российское судно — это был корабль "Архангел Михаил" во главе с капитаном Шпанбергом. В княжестве Сэндай работал врачом Кудо Хэйсукэ, автор первой в Японии книги о России — "Изучения слухов о красных эдзо" 1783 года. Здесь же жил его друг Хаяси Сихэй, о котором я уже неоднократно писал — он впервые заговорил об опасности со стороны России. А в 1793 году отсюда же отплыло судно "Вакамия-мару", которое попало в шторм и было унесено к Алеутским островам. Моряки с этого судна провели в России больше 10 лет.

Из 16 выживших членов экипажа большая часть пожелала остаться в России, но четверо — Цудаю, Тадзюро, Гихэй и Сахэй — захотели вернуться на родину. В 1803 году их привезли в Петербург, где они были приняты Александром I, а оттуда их доставила в Японию первая русская кругосветная экспедиция во главе с И. Ф. Крузенштерном и послом Н. П. Резановым. Это были первые японцы, обогнувшие земной шар. Оцуки Гэнтаку, учёный из Сэндая, записал с их слов историю их скитаний под названием "Удивительные сведения об окружающих Землю морях" (вот здесь показывал изображение Медного всадника из этой книги).

Маршрут плавания японцев (то есть первой российской кругосветной экспедиции Крузенштерна) из Кронштадта в Нагасаки. Из сочинения "Канкай ибун". Источник: Институт восточных рукописей РАН.
Маршрут плавания японцев (то есть первой российской кругосветной экспедиции Крузенштерна) из Кронштадта в Нагасаки. Из сочинения "Канкай ибун". Источник: Институт восточных рукописей РАН.

Тадзюро и Гихэй умерли в том же году, едва ступив на родную землю в княжестве Сэндай. Цудаю прожил до 1814, а Сахэй до 1829 года. На высоком холме на острове Миято, где жили Тадзюро и Гихэй, их потомки, живущие и сегодня, установили памятный знак.

В местном музее до сих пор хранится китель Тадзюро, пожалованный ему самим Александром I и переданный одним из его потомков по имени Окуда Хисакити в 2005 году. Именно благодаря этому китель сохранился: в 2011 году цунами уничтожило дом семьи Окуда со всем имуществом.

Музей полностью называется так: "Исторический музей дзёмонской деревни Оку-Мацусима". В основном его экспозиция посвящена находкам в ходе раскопок располагавшегося на острове Миято древнего поселения периода Дзёмон, так что китель Тадзюро выбивается на фоне других экспонатов музея и вы точно не пройдёте мимо.

В Японии есть понятие "онгаэси" — "возвращение долга благодарности". Когда в декабре прошлого года я посетил остров Миято (пройдя до него больше часа от ближайшей железнодорожной станции Нобиру), побывал и в музее, и у памятного знака, а напоследок зашёл в храм Каннондзи, где сохранились могилы Тадзюро и Гихэя. Настоятель храма и его жена в это время собирали плоды юдзу. Мы разговорились, я рассказал, откуда я и кто. И тогда жена настоятеля сказала мне:

— 200 лет назад вы, русские, спасли наших предков и вернули их на родину. Позвольте мне, видя вашу усталость, в качестве "онгаэси" подвезти вас на своей машине обратно до станции, чтобы вам не пришлось так долго идти по темноте.

Надо ли говорить, что я согласился?

Спасибо, что дочитали до конца! Поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на канал, если ещё этого не сделали — это единственная мотивация для меня.