Все идет к тому, что тема маргиналов становится магистральной в этом блоге. Статья – логическое продолжение обсуждений, случившихся в блоге в марте этого года.
Судьба у маргиналов такая: сначала их выносит на окраины общества, где им приходится адаптироваться. Выжившие и одаренные осмысляют опыт, талантливые – выдают миру произведения, которые, впоследствии, из-за новизны и оригинального взгляда на жизнь, могут стать вехой в истории искусства.
Ярчайшим примером такого явления стал Голливуд, созданный эмигрантами, максимум, во втором поколении.
Warner Bros. Компания названа в честь четырёх братьев Уорнеров, родители которых эмигрировали из Российской империи (из польского городка, ныне деревни Красносельц) в США (через Англию и Канаду). Три старших брата стали заниматься киноиндустрией ещё в 1903 году, демонстрируя фильмы в шахтёрских городах Пенсильвании и Огайо. В том же году в Нью-Касле (Пенсильвания) они открыли свой первый кинотеатр «Каскад».
Paramount Pictures. Сесил Блаунт Демилль. Отец Демилля, выходец из Франции, до женитьбы работал учителем. Но его жена, мать Сесила Блаунта, настояла, чтобы он занялся драматургией. В 1912 году вместе с Джесси Ласки основывает кинокомпанию «Дж. Ласки Фичер Плэй К°», позднее – «Paramount Pictures». Адольф Цукор (Австро-Венгрия) – американский кинорежиссёр и кинопродюсер, уроженец Венгрии, создавший в США кинокомпанию Paramount Pictures.
Columbia Pictures. Гарри Кон – основатель, президент и продюсер компании «Columbia Pictures». Кон родился в простой еврейской семье в Нью-Йорке. Его отец, Джозеф Коэн, был портным из Германии, а мать, Белла Джозеф, была родом из черты оседлости в Российской империи. После того, как Гарри некоторое время проработал кондуктором трамвая, а затем рекламщиком, он получил работу в Universal Pictures, где уже работал его брат, Джек Кон. В 1919 году Гарри присоединился к своему брату и Джо Брандту, чтобы основать компанию «CBC Film Sales Corporation».
Эмигранты, не пригодившиеся на Родине, на новом месте создали целые направления в искусстве.
Аналогичные явления проходили в Азии во второй половине XX века. После окончания Второй мировой войны произошло сильнейшее переформатирование Юго-Восточной Азии: Китай стал коммунистическим, влияние Японии уменьшилось, в регион пришли США с Голливудом и авианосцами. Масса людей оказалась на границах культур и это сработало... появились творцы, которые могли представить публике что-то новое. Например, Вонг Кар Вай...
иллюстрация отсюда
Вонг Кар Вай
Вонг Кар-Вай (родился 17 июля 1958 г.) – гонконгский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Его фильмы характеризуются нелинейным повествованием, атмосферной музыкой и яркой кинематографией с яркими, насыщенными цветами. Ключевая фигура гонконгского кино, Вонг считается современным автором и занимает третье место в опросе Sight & Sound 2002 года среди величайших режиссеров за предыдущие 25 лет. Его фильмы часто попадают в списки лучших фильмов внутри страны и за рубежом.
Вонг Кар-вай родился 17 июля 1958 года в Шанхае и был младшим из трех братьев и сестер. Его отец был моряком, а мать была домохозяйкой. К тому времени, когда Вонгу исполнилось пять лет, семена Культурной революции начали давать эффект в Китае, и его родители решили переехать в Гонконг. Двое старших детей должны были присоединиться к ним позже, но границы закрылись прежде, чем у них появился шанс, и Вонг больше не видел своего брата или сестру в течение десяти лет. В Гонконге отец устроился на работу управляющим ночным клубом. Будучи единственным ребенком в новом городе, Вонг сказал, что в детстве чувствовал себя изолированным; он изо всех сил пытался выучить кантонский и английский языки и стал свободно говорить на этих новых языках только в подростковом возрасте.
В юности мать часто водила Вонга в кино. Позже он сказал: «Единственным хобби, которое у меня было в детстве, был просмотр фильмов». В школе он интересовался графическим дизайном и в 1980 году получил диплом по этому предмету в Гонконгском политехническом институте. После окончания учебы Вонг был принят на учебный курс телевизионной сети TVB, где он изучил процессы медиапроизводства.
Выходец из Китая, эмигрировавший с родителями в Гонконг, любитель кинематографа, оказавшийся на стыке множества культур.
Вонг Кар Вай – достаточно странный персонаж для России, широко известный гений в узких кругах эстетов. Об этом кинохудожнике написано много. Если говорить о современном кино, то обойти его нельзя, уж очень самобытен, но публика в России его, практически, не знает. Переписывать и перекопировать материалы о нем не хочется, да, и смысла нет, без этого блога, желающие без труда могут найти все, что угодно.
Здесь приведу только одну ссылку. Вот, что пишет Bastian Peter (фотограф из Базеля, Швейцария) в статье «Cinema influences ~ Wong Kar-Wai» («Инфлюэнсеры кинематографа – Вонг Кар Вай». (прим. перевод автора блога)
Мне потребовалось больше времени, чтобы написать вступительное предложение, чем остальную часть статьи (да, я пишу нехронологически). И я не знаю почему именно, ведь именно эти темы, их вес и печальная красота – причина, по которой так часто возвращаюсь к фильмам Вонга Кар-Вая.
В его фильмах очень важно визуальное повествование, Вонг Кар-Вай мастер сценария «покажи, не говори». Его визуальные эффекты часто доказывают это в мастерских композициях и красивых кадрах. Что ж, это не единственный повод поговорить о нем. Есть много причин. От великолепной игры любимых актеров, таких как Тони Люн или Мэгги Чунг, до прекрасных саундтреков, замечательных тонких сценариев, которые оживают среди сказочных, оперных и красивых декораций из кварталов Гонконга, квартир или подземных столовых, бесконечные туннели и кафе-бары ночью.
Китайский режиссер Вонг Кар-Вай снял свой дебютный фильм «Пока проходят слезы» в 1988 году с актерским составом, состоящим из будущих суперзвезд гонконгского кинорая. С тех пор такие имена, как Энди Лау и Мэгги Чунг, должны найти отклик у европейских и американских киноманов.
Персонажи висят в глубокой меланхолии, страдают из-за несбывшейся или даже запретной любви, блуждают безнадежными ночами, желая эмоционально соединиться друг с другом. Звучит медленно и грустно. И отчасти это так. Но это прекрасный волшебный опыт. Визуальное повествование в сочетании с прекрасными сценариями и постановкой.
Эти фильмы, на мой взгляд, имели бы большое влияние, если бы их показали в виде избранных кадров в фотокниге. Я убежден, что каждый кадр создан и скомпонован отдельно, как это сделал бы уличный фотограф (или любой другой фотограф в этом отношении).
Каждый эпизод в фильме режиссера – это ожившие фотоработы, где все продумано до мелочей – свет, постановка камеры, фотофильтры, позы актеров... Трепетное отношение к «картинке» и смыслам, заложенных в ней – отсылка к японцам. Вонг Кар Вай использует этот прием во всю мощь.
ниже подборка стоп-кадров из фильмов... (иллюстрации отсюда)
... а вот, что принесли на прошлой неделе сети... концепт-фото к альбому «Намджуна Right Place, Wrong Person».
Так кто-же, кто сделал эти замечательные фотографии к весьма ожидаемому альбому Намджуна?
иллюстрация отсюда еще работы художника на его сайте.
Wing Shya (Винг Шья) – фотограф из Гонконга, работающий в сфере моды, кино и искусства. Свою карьеру графического дизайнера он начал после учебы в Институте искусства и дизайна Эмили Карр в Канаде. По возвращении в Гонконг Шья основал мастерскую Shya-la-la Workshop. Шья регулярно публикуется в многочисленных международных журналах о моде и искусстве, включая iD (Великобритания), Tank (Великобритания) и Visionaire (США), а также во многих других престижных и влиятельных изданиях. Шья также был эксклюзивным фотографом и графическим дизайнером фильмов Вонга Кар Вая, включая «Счастливы вместе», «Любовное настроение» и «2046». Также он является признанным режиссером, снял несколько музыкальных клипов, телевизионную рекламу, а также фильм «Жаркое лето». Дни. В 2006 году Сья стал первым неяпонским фотографом, приглашенным Художественным музеем Мори в Токио на персональную выставку «Отвлечение/Притяжение».
вот это совместные работы с Вонг Кар Ваем (иллюстрации из статьи, которую стоит почитать).
Фотоработы
«Искушение» – это произведение, посвященное братству, поставленное в Китае. Серия изображений была сделана в монастыре Шаолинь в Хэнани, Китай, а затем выставлена в Художественном музее Мори в Токио в 2006 году. Монастырь Шаолинь был довольно загадочным местом для многих людей, особенно для его жителей, которые являются будущие монахи. Этим проектом было намерение раскрыть зрителям грань их быта и братства.
иллюстрации отсюда
Вот такое кино... Маргиналы, которым не нашлось места на Родине, не вписавшиеся в традиции и нравы, находят друг друга и создают новые стили и направления в искусстве, объединяющие подобных себе в мире. Сейчас азиатский развлекательный контент – результат работы величайшего плавильного котла, соединяющего традиции с опытом жителя мегаполиса в эпоху глобализации.
Ниже ссылка на цифры и графики, показывающие целевую аудиторию проекта BTS и Намджуна, как идеолога этого проекта...
... и такие неоплемена в виртуальном пространстве.
P.S. Статья написана по мотивам бесед в чатике при блоге, с использованием мыслей, вопросов и ссылок, присланными читателями-соавторами-единомышленниками блога.