Найти тему

Закон о трех колосках — о чем писали из села в 1932 году

Оглавление

Итак, 7 августа 1932 года был издан так называемый «закон о пяти колосках», приравнявший колхозный колосок к колоску государственному, за хищение которого причиталось минимум 10 лет лишения свободы.

Собственно, смертная казнь, которую суд лишь при смягчающих обстоятельствах мог заменить на лишение свободы, вполне могла теперь последовать и за хищение гвоздя или дощечки со стройки, как минимум в теории.

Интересно, сильно ли вы удивитесь, если узнаете, что данный закон (а точнее - Постановление), было принято Партией и Правительством «идя навстречу требованиям рабочих и колхозников»?

Ну что же, предлагаю посмотреть, что в 1932 году писало население власти о делах колхозных.

Если по газетным речам урожай был как на левой части картинки, а проблемы были лишь в отсутствии «большевистского огонька» при организации уборки урожая, то по письмам обычная картина складывалась как на картинке справа.

Рис. К. Елисеева, «Крокодил», 1948, № 17.
Рис. К. Елисеева, «Крокодил», 1948, № 17.

Карикатура, правда, была про нерадивого председателя, но в 1932 году такими оказалась большая их часть, причем не по своей вине.

При этом о расхищении урожая кулаками никто не писал, и наверх письма шли совсем о другом.

Писем сохранилось не то, чтобы много, но всё же они есть, и ознакомиться с некоторыми из них нам поможет сборник документов «Письма во власть 1928 — 1939».

Что характерно, ни в одном из писем о мешающих колхозникам жить кулаках нет ни слова.

Из письма П.А. Зайченкова В.М. Молотову, 25.04.1932:

Украина, Киевская область, Златопольский район

…Колхозного актива — членов правления, бригадиров и ответственных работников колхоза — за эти 6 месяцев осудили до 250 человек, вряд ли остался один десяток членов правления колхозов не осужденных <…>. В Управление колхозов никто из колхозников не хочет идти, а когда его выбирают, он убегает из села.
Во многих случаях имели место раскулачивания маломощных середняков и даже бедняков, к примеру: с[ело] ПАСТЕРСКЕ — гр[аждане] ГОЛУБЬ Тимофей, ГАВРИЛЮК А., ШУЛЬГА М. и НИКОЛЕНКО С. — это бедняки; а ОСИПЕНКО Я., ТИТАТЕРНКО Я., НИКОЛЕНКО Г., ШЕРЕМЕТ, ЛЕСОВАЯ А. — это маломощные середняки.
Было много случаев физического издевательства над гражданами - побои, раздевание, разобувание и наподобие физкультурных упражнений: садись, вставай, ложись и т.д. К примеру: с[ело] МАСЛОВО, в этом селе постановлением Бюро РПК распущен колхоз и забрано у бывших колхозников все имущество. Выброшены они из домов.
Так сделано с более 100 хозяйств[ами] бывших колхозников; из 104 коров, что были у колхозников, осталось только 12. Остальные в принудительном порядке сняты и забраны. <…> Этим руководил председатель РИКʼа т[оварищ] КОНОВАЛЕНКО. А это село МАСЛОВО было коллективизировано на 95%. <…>
План хлебозаготовок выполнен на 70%, посевным материалом обеспечен социалистический сектор на 50%, индивидуальники почти все бросили свои дома и разбежались. Колхозников также много разбежалось. В этом же селе МАСЛОВО до 100 домов пустых.
За зимний период с осени и до весны пало лошадей: за Октябрь, Ноябрь и Декабрь [1931 года] - 234, за Январь, Февраль и Март [1932 года] - 731, а в Апреле за 20 дней - 218. Это только по колхозам, кроме индивидуального сектора, всего лошадей выбыло 1203 штуки - это около 30% к общему количеству имеющихся лошадей в колхозах.
Остальных верных 70% лошадей неспособны к работе на полевых работах.

(с. 178-180), ГА РФ, ф Р-5446 оп 89 д 20 л 341-342.

Из письма М.В. Чиркова В.М. Молотову, 06.09.1932:

Я — Чирков Михаил Васильевич из Ногинска, твой школьный товарищ ещё по городскому училищу <…>. Здесь [Северо-Кавказский край, Миллеровский район] я — районный землеустроитель. <…> Уже год, как район считается коллективизированным на 100%.
<…> Миллеровский район, имевший год-два тому назад первенство по коллективизации и многим другим кампаниям во всем С[еверо]-Кавказе и даже шире, сдает свои позиции, даже больше - в сельскохозяйственном отношении он определенно деградирует.
Показатели этого: за последние три года урожайность неизменно падает, засоренность полей и зараженность их вредителями растет до угрожающих размеров. Живая тягловая сила (лошади) пала с начала коллективизации в среднем на 75—80%, и хотя посевная площадь растет, но по перечисленным причинам доходность колхозников не увеличивается, а уменьшается.
С посевной площадью и урожайностью вместо Ленинского «Лучше меньше, да лучше» получается как раз наоборот. Хотя о посевной площади и ее росте говорить в наших условиях трудно. Факты говорят за то, что под нажимом срочного выполнения посевных планов колхозы иной раз буквально под диктовку какого-либо представителя района дают в сводке 100% выполнения сева, когда этих 100% еще и нет, да и дальше не нагоняется.

(Далее автор письма пишет о системе определения урожайности, что мы прибережем на потом). Но немного из продолжения:

Ко всему этому нужно заметить, что насколько бы ни был сознателен колхозник, но голод побивает и сознательность. И много было фактов, что, работая на посеве, голодные колхозники крали себе на продовольствие зерно — и из без того урезанной нормы высева в результате в землю попадало местами 60-70 килограмм [вместо полагающихся 100 кг на гектар пшеницы].
Все это, плюс недостаток паханой зяби в осень 1931 года, худая вспашка, поздний растянутый сев создали на полях ныне больше сорняков, нежели пшеницы, а где она, казалось, была и хороша, была побита вредителями. Дождливая погода во время уборки окончательно угробила и без того скудный урожай и, кроме того, испортила зерно. Таким образом, получилось, что фактическая урожайность пшеницы с га в нынешнем году сводится к 1-1,2 центнера, т[о] е[сть] только возвращаются лишь семена; а описанным порядком урожайность пшеницы установлена 3,5 центнера с га, и по ней разверстан план хлебосдачи.

(с. 192-195), РГАСПИ, ф 82 оп 2 д 1463 л 43-50об.

Из письма анонимных участников съезда инженеров В.М. Молотову, ХII-32 г[ода]:

… В этом году, при наличии самых благоприятных климатических условий, Украина вступает в стадию массового голода. В Бессарабии прошлой весной был голод, из Бессарабии в Румынию бежали тысячами не кулаки, а беднота и бывшие середняки. Северный Кавказ истекающий год пережил сравнительно лучше других, а теперь и ему грозит неизбежный голод.
В Казахстане люди мрут, как мухи, от голода. Следы социализма в отношении отсталых национальных меньшинств гораздо более истребительны и кровавы, чем капитализма. Ты претендуешь на звание мудрого правителя. Но дай себе труда и подсчитай, что значит максимальная норма 2 к[ило]гр[амма] хлеба на трудодень при 200 трудоднях на семью в среднем и 4-5 душ семьи.
У нас «благополучие»: картошка, капуста, огурцы стали роскошью. В Москве, например, картошка 50 к[опеек) штука, нет таких мест в Союзе, где бы мука черная была дешевле 50 р[ублей] пуд. Москва - столица «Социализма» - наводнена нищими.
На железных дорогах, на каждой самой маленькой станции: толпы в лаптях, в рваных армяках, женщины, дети, семьи — едут — куда? Мечутся, бегут от социализма десятки миллионов здоровых и способных людей.Вместо мирного созидающего труда находятся в езде, ищут лучшего, ищут уголка, где нет социализма.
В колхозах работают плохо, из рук вон. Не видят они пользы в труде. Тысячи примеров искренней преданной работы, а в результате голод. В помещичьих имениях норма хлеба - 3 фунта на рабочего в день. Теперь повсеместно официально - 2 фунта. Колхозники этого не получают.
Рабочие получают только на трудоспособного, а семья - полуголодная. О социализме говорят только там, где нельзя не говорить. <…> вся Россия говорит и думает теперь только о хлебе, картошке, огурцах, капусте, ситце и т.д. <…>
Знаем мы, — успехи индустриализации есть результат разорения миллионов. Хлеба нет, мяса, масла нет, а за границу плывут эшелоны, незачем воевать капиталистам, колонизировать Россию, обдирать русских мужиков. За них для них успешно все это делают большевики.
Народ разоренный, вышибленный из колеи, голодающий на массовое восстание не способен. Но он не способен будет защитить страну, приведшую его к голоду. Пусть сам сатана придет - лишь хлеб да картошку иметь...

(с. 196-197), ГА РФ, ф Р-5446 оп 89 д 21 л 103-104

Конечно, кроме писем населения были еще письма от НКВД, не менее интересные.

Например:

Также вы можете почитать:

Благодарю за внимание! 👍 порадует автора :)