Найти тему

Он изменил отечественную педагогику: Константин Ушинский

Оглавление

2023 год в нашей стране был объявлен президентом Годом педагога, наставника. А ещё это был год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского

Его научная деятельность, его взгляды основывались на крепкой связи человека со своим народом.
Его научный подход имел строго прикладной характер и именно это повлияло на формирование национальных черт воспитания и образования.

Детство и юношество

Константин Дмитрчиеви Ушинский родился в 1832 году в Туле в небогатой дворянской семье. Отец был отставным офицером и его перевели в маленький город Новгород-Северский, где Константин и провёл свое детство.

Начальное образование мальчик получал дома от своей матери, но она рано умерла. После её смерти Константин, которому тогда было 11 лет, много времени проводил наедине с собой. Так он увлёкся чтением и любил предаваться глубоким размышлениям.

По окончании гимназии, где он вынужден был продолжить обучение, Константин Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. В то время преподавал там Пётр Редкин, профессор философии государства и права. Редькин, кроме преподавания в университете, был инспектором московских частных учебных заведений. Он был так увлечён теорией педагогики, что сумел «заразить» Ушинского своим интересом. Он считал, что наука педагогика способна менять людей и общество к лучшему.

Окончив университет и получив звание кандидата юриспруденции, Константин Ушинский остался там для подготовки к профессорскому званию. Он горячо интересовался философией, юриспруденцией, а также литературой, театром и вопросами повышения грамотности простого народа.

Начало педагогической карьеры и гонения

Окончив учёбу в университете, Константин Дмитриевич начал педагогическую карьеру в Демидовском юридическом лицее. Но там его посчитали вольнодумцем, так как он противился той удушливой атмосфере, которая там царила. Ушинский ушёл из лицея и стал зарабатывать переводами, потом служил мелким чиновником.

Но спустя четыре года он всё же вернулся в педагогику.

Его возвращение началось в 1854 году - тогда Константин Дмитриевич устроился в Гатчинский сиротский институт. Он преподавал русскую словесность и юридические предметы. В то время заведение славилось жестокими методами воспитания своих подопечных. Работая там на протяжении пяти лет, Ушинский смог изменить местное устройство, искоренить воровство и доносительство среди своих воспитанников.

Гатчинский сиротский институт
Гатчинский сиротский институт
Вот как Константин Дмитриевич охарактеризовал ситуацию в институте:
«Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

Сокровище в пыльном шкафу

Во время его преподавания в это институте случилось событие, которое он вспоминал всю свою жизнь: он обнаружил в одном из кабинетов пыльный шкаф, в котором лежали никому не нужные книги по педагогике. Конечно, он немедленно принялся за изучение этих книг.

«Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал позже Константин Дмитриевич.

-3

Эти книги так вдохновили Ушинского, что позже он издал статью «О пользе педагогической литературы», одну из лучших по педагогике. Публикация имела огромный успех, и Константин Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где писал о своих взглядах на систему воспитания и образования в России. Кроме того, он сотрудничал с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения».

Труд Ушинского не остался без внимания и сама императрица Мария Александровна отметила его как подходящую кандидатуру для Смольного института благородных девиц. Институт остро нуждался в реформах и был, как его называли пародией на образование — его выпускницы умели только говорить на французском и кокетничать.

Так Константин Ушинский стал инспектором классов института и ему удалось многое изменить и там. В частности, он убрал разделение учащихся на «благородных» и «неблагородных», организовал преподавание на русском языке и даже создал педагогический класс, где девушек готовили для работы в качестве воспитательниц. Также с подачи Ушинского в институте стали проводить совещания и конференции педагогов, а воспитанницам разрешили на каникулы и праздники уезжать к родителям.

Смольный институт благородных девиц
Смольный институт благородных девиц
Педагогическую деятельность Ушинский совмещал с должностью редактора «Журнала Министерства народного просвещения». Благодаря его труду, журнал превратился в педагогический, и много внимания в нем уделялось новым течениям в области народного образования.

Снова гонения. Работа за границей

Меньше трёх лет понадобилось Ушинскому, чтобы изменить положение вещей в Смольном институте. Кончено, он нажил себе врагов - начальница его невзлюбила и некоторые классные дамы выступали против него. Ему снова пришлось уйти.

Следующие 5 лет Константин Ушинский проводит, путешествуя по Европе. Но он не просто путешествовал и восстанавливал нервы и силы, но и работал: изучал учебные заведения Франции, Италии, Бельгии и особенно Швейцарии и Германии, поскольку их педагогика тогда считалась самой инновационной. Результатом его наблюдений стала статья «Педагогическая поездка по Швейцарии».

Там же, за границей, он написал и издал учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». Это были первые общедоступные учебники для начального образования детей в России. После Константин Ушинский обратился к родителям - написал и издал «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это было особое руководство к его «Родному слову».

Страница из «Родного слова»
Страница из «Родного слова»

Этот его труд оказал неизмеримое влияние на русскую народную школ и ценится по сей день.

В Россию Ушинский с семьёй вернулся в 1860-х годах. На родине он начинает печатать свой последний главный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Первые два тома он закончил, а третий том остался незавершённым.

Константин Ушинский
Константин Ушинский

Главные идеи Константина Ушинского:

  • Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия и пола
  • Обучение — не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно.
  • Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
  • Главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями.
  • Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание — это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
  • Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.

Константина Дмитриевича не стало в 1870 году, и спустя 200 лет Россия в очередной раз отметила его неоценимый вклад в развитие педагогической мысли не только в России но и во многих странах мира.

Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ