Все любители хоккея знают крылатую фразу о том, что хороший вратарь - это полкоманды. Кстати, автором указанного выражения был наш легендарный голкипер Н.Г.Пучков. А произнёс он её в период подготовки к одному из чемпионатов мира. В дальнейшем данную мысль продолжил и развил знаменитый тренер Анатолий Тарасов: "С хорошим вратарем победить можно, с плохим - никогда!"
Отечественная школа хоккея всегда славилась высококлассными голкиперами. Но есть один нюанс. В ведущих командах чемпионата СССР все игровые позиции были, как правило, сбалансированными: и вратари, и защитники, и нападающие (яркий тому пример - ЦСКА). Чего не скажешь о менее именитых клубах СССР.
В случае недостатка добротных игроков в линии обороны основная нагрузка ложилась именно на голкипера. И тогда он пои́стине представлял из себя половину команды, а то и больше
В горьковском "Торпедо" 60-х и в начале 70-х годов главным действующим лицом по-праву считался вратарь сборной страны Виктор Коноваленко. А серебро автозаводцев 1961 года - во многом его заслуга. И не случайно об этом выдающемся советском спортсмене с мировым именем на данном канале рассказывалось много раз.
Тем не менее, в качестве дополнения хотелось бы привести слова Владислава Третьяка о своём учителе, в которых он охарактеризовал манеру игры Виктора Сергеевича: "...он мгновенно преображался, стоило ему оказаться в воротах. Флегматичность уступала место молниеносной реакции, невозмутимость обращалась беспримерной отвагой. Виктор обладал прекрасной интуицией, способностью «вычислить» передвижения атакующих на несколько ходов вперед, отчего нередко у наших соперников просто руки опускались – и в этом они сами не раз признавались." (Из предисловия к книге В.С.Коноваленко "Третий период", издание 1986 года)
Во всесоюзном первенстве 1968/1969 года свердловский "Автомобилист" сумел занять 5-ую строчку турнирной таблицы, пропустив вперёд только "Спартак", ЦСКА, московское "Динамо" и "Химик", обойдя при этом достаточно сильные "Крылья Советов". В составе уральцев не было звёзд первой величины, а их результат стал закономерным итогом общекомандных усилий.
Но всё-таки на фоне других особенно выделялся Виктор Пучков. Вратарь свердловчан по праву вошёл в число 34-х лучших игроков чемпионата наряду́ со "спартаковцем" Виктором Зингером и "армейцем" Николаем Толстиковым. Кроме того, в этом же году Пучков стал чемпионом мира в рядах советской сборной.
Отдельно хотелось бы выделить матч ЦСКА с "Автомобилистом" 12 декабря 1968 года, когда уральская команда нанесла подопечным А.В.Тарасова неожиданное поражение со счетом 6:0. Главным героем той встречи стал Виктор Пучков, сохранивший свои ворота в неприкосновенности.
Из воспоминаний Виктора Ивановича: "До сих пор помню, как Володя Петров с правого фланга один вышел, бросил - шайба мне в черенок клюшки попала. А в других случаях, внешне выглядевших, как везение, и мой расчет присутствовал. Вот, например, Борис Михайлов говорил, что бросил в пустые ворота и в «ловушку» Пучкова попал. Но «ловушка»-то не совсем случайно в этом месте оказалась. Или убойные щелчки Анатолия Фирсова я ловил: броски наносились с открытых позиций, можно было траекторию полета шайбы предугадать."
Анатолий Тарасов приглашал Виктора Пучкова в ЦСКА, но получил отказ. А затем на первые роли вышел молодой и перспективный Владислав Третьяк и после этого уральский вратарь в сборную больше не вызывался. Ещё неизвестно, как бы всё сложилось, если бы Пучков принял предложение о переходе в "армейский" суперклуб. Но он предпочёл остаться верным свердловскому "Автомобилисту".
Похожая ситуация была и у Владимира Шеповалова. Воспитанник новокузнецкой спортивной школы стал ключевым игроком для ленинградского СКА. И третье место в первенстве 1971 года стало результатом его надёжных действий. Интересной представляется фраза Владимира Шеповалова, адресованная своим товарищам по команде: "Вы забейте четыре шайбы, и мы выиграем: ведь я больше трех не пропущу."
Всё решилось в очном поединке СКА со "Спартаком" 22 апреля 1971 года. Ленинградцы тогда взяли вверх 4:3 и гарантировали себе бронзу. Невские "армейцы" отстали от серебряных призёров московских "динамовцев" совсем не на много, а именно на 5 очков (53 и 58). И при определённом стечении обстоятельств вполне могли оказаться и в ранге вице-чемпионов.
На том всесоюзном турнире Владимир Шеповалов сыграл в 39-ти матчах, а его дублёр Олег Володяев - только в восьми. И естественно, что Владимир Иванович вошёл в список 34-х лучших хоккеистов СССР (вместе со своими коллегами по амплуа - В.Третьяком, В.Зингером и В.Коноваленко).
Теперь вспомним Михаила Василенка, который провёл в рядах рижан фактически 20 (!) сезонов. Когда он пришёл в этот клуб, тот ещё носил название "Даугава". А основным вратарём был Анатолий Мицитис, у которого Михаил Василёнок учился тонкостям и хитростям хоккейного искусства.
Как рассказывал сам Михаил Михайлович: "... раньше специальных тренеров по работе с вратарями не было. Можно было учиться только от тех, кто сам играл. Сколько сам смог уловить, столько и было знаний. Так я и наблюдал за Мицитисом, Кортовищченко, Опитсом. И даже, когда Виктор Тихонов пришел в "Динамо", он позвал меня с Толиком и сказал: "В воротах никогда не играл, о вратарях ничего специального не знаю, поэтому помочь не смогу" - и он дал картинки, на которых было показано как должен действовать вратарь. Они до сих пор хранятся у меня дома."
Не секрет, что Виктор Тихонов готовил своих подопечных по своей собственной методике и основной упор делал на силу и выносливость: "Тренер нас готовил психологически. Не спеша. Он говорил, что в ЦСКА и сборной СССР играют такие же ребята, как и мы. Просто они лучше подготовлены физически. Он вдохновлял и убеждал, что мы можем играть как они."
Сто́ит также упомянуть и Владимира Быстрова, который по мастерству мало в чём уступал Михаилу Василёнку. Был ещё в рижском "Динамо" в период 80-х весьма надёжный Виталий Самойлов, ставший олимпийским чемпионом. А потом у рижан его сменил Артур Ирбе, занявший пост основного вратаря. Серебро 1988 года стало возможным благодаря его удачным выступлениям на последнем рубеже прибалтийской команды.
Можно по разному относится к личностным качествам Ирбе, но ворота он защищал действительно достойно. Кстати, ему как-то довелось надеть форму ведомственного клуба Советской Армии для участия в североамериканском турне. Хотя он заявлял, что принципиально не хотел иметь ничего общего с "армейцами" и осознанно не переходил к ним. Мягко говоря, странный человек. Правильно сказал о нём однажды В.В.Тихонов: "Кто он такой для меня? Никто!" Полностью согласен с Виктором Васильевичем. На все сто согласен.
Сложно себе представить "Сокол" без Юрия Шундрова, который по своей комплекции чем-то напоминал Михаила Василёнка. Уроженец Пензы провёл за команду из столицы УССР хронологический отрезок с 1978 по 1990 год. И это тот случай, когда игрок нашёл по-настоящему именно свою команду.
Юрий Александрович вспоминал: "В ЦСКА не звали. Их селекционер Борис Моисеевич Шагас говорил: «Зачем ты нам нужен? Сидеть? У нас Третьяк есть. Ты играешь - и играй себе. Будешь на прицеле в сборной». А в «Динамо» звали, но не очень настойчиво. Вот в «Спартак» - настойчиво. Из Пензы еще. А из «Сокола» тогда никто сам не уходил. Из «Сокола» только выгоняли. Я и не собирался..."
В конце десятилетия 80-х и начале 90-х огромная роль в достижениях "Химика" была отведена голкиперу Алексею Червякову. Как выразился о нём наставник воскресенцев В.Ф.Васильев: "Червяков творил чудеса."
Конечно же, у подмосковного коллектива имелись и неплохие игроки обороны (к примеру - Александр Смирнов и Сергей Селянин, являвшиеся кандидатами в национальную сборную). Но благодаря усилиям непосредственно Алексея Червякова ворота "Химика" стали труднодосягаемой целью для нападающих команд-соперников.
Пишите комментарии, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.