К лету 1944 года американские торпеды Мк 14 были наконец доведены до ума. После многочисленных безобразнейших случаев, вроде того, как SS-283 «Тиноза» ещё в 1942 году всадила 8 торпед в неподвижный 23 000-тонный танкер «Тонан-Мару №3», и ни одна из них не взорвалась!
Подводная лодка USS Albacore (SS-218) вошла в строй 1 июня 1942 года. Интересная эмблема у неё была:
Лодка за полгода до гибели, в мае 1944 года:
Жизни ей было отмерено всего два с половиной года, но она успела стать одной из результативнейших подлодок США, отправив на дно по подтверждённым данным 13 судов и кораблей противника, в том числе самый крупный военный корабль на счету американских подводников - новейший авианосец "Тайхо", вошедший в строй в марте 1944 года. Максимальное его водоизмещение превышало 37 000 тонн
В восьмом часу утра 19 июня в районе западнее Марианских островов лодка погрузилась, чтобы не быть обнаруженной появившимся самолетом противника. Командир лодки, на тот момент лейтенант-коммандер Джеймс Уильям Бланшар, понял, что самолёт появился неспроста. Приблизительно через час в перископ были обнаружены авианосец, крейсер, а также надстройки нескольких кораблей, оставшихся неопознанными.
Бланшар, вот он на мостике своей лодки
не знал, что оказался почти в центре авианосного соединения адмирала Дзисабуро Одзавы
Одзава командовал самым крупным соединением на тот момент, под его командованием было 73 корабля, в том числе 9 авианосцев.
Командир лодки приказал начать сближение.
В 8 час. 4 мин. дистанция сократилась до 4800 м. Скорость авианосца равнялась 27 узлам. Эти данные были переданы на прибор управления торпедной стрельбой. В 8 час. 8 мин. командир подводной лодки был готов атаковать противника. И как раз в этот момент прекрасная боевая позиция чуть не была потеряна. Когда был поднят перископ, обнаружилось, что данные прибора управления торпедной стрельбой неправильные. Цель уже прошла угол упреждения.
Разворачивать лодку и одновременно следить за изменением угла атаки было невозможно, и командир, надеясь только на случай (!) - такая торпеда стоила порядка 10 000$, в то время как танк "Шерман" около 41 000, решил произвести залп широким веером. Последовала команда, и шесть торпед понеслись к цели. Когда подводная лодка уже шла на глубину, послышался приглушенный взрыв — по времени это был взрыв шестой торпеды в залпе.
Бланшар не был уверен, что слышанный им взрыв был взрывом торпеды и что авианосец потоплен или поврежден. Поэтому он не торопился передать сообщение об атаке. Только через несколько месяцев стал известен действительный исход этого боя. Вот что происходило на авианосце.
Самолёты готовились к вылету и взлетали, шла массовая заправка их топливом. Один из взлетевших пилотов внезапно заметил следы торпед, несущихся к кораблю. Сакио Комацу не колеблясь направил свой пикировщик на одну из них и уничтожил её ценой своей жизни, но оставалось ещё пять и хотя цели достигла только одна, этого оказалось достаточно.
Казалось бы, что для такого корабля одна торпеда? Одзава, находившийся на этом авианосце, по-прежнему "излучал уверенность и удовлетворение" и к 11: 30 начал отправлять в воздух третью и четвёртую волну самолётов. Три эсминца охранения меж тем организовали охоту за лодкой, сбросив для начала 25 глубинных бомб.
Однако торпеда попала в район топливных цистерн. Пары бензина начали распространяться по палубам. Включенная вентиляция лишь ускорила этот процесс. Задыхающийся личный состав в низах открывал переборочные двери и иллюминаторы. Корабль превратился в плавучую бомбу.
Около 3:30 "Тайхо" потряс сильный взрыв. Старший офицер штаба на мостике увидел, как взлетела палуба. Разворотило борта. Корабль начал оседать в воду, явно обреченный. Хотя адмирал Одзава хотел пойти ко дну вместе с ним, его штаб убедил его выжить и перенести свой флаг на тяжёлый крейсер "Хагуро". Взяв портрет императора, Одзава отправился к "Хагуро" на эсминце. После этого "Тайхо" был разорван вторым оглушительным взрывом и затонул кормой вперед, унеся с собой 1650 офицеров, матросов и лётного персонала.
Никто на "Альбакоре" не думал, что "Тайхо" затонул, и командир лодки был зол на то, что "упустил прекрасную возможность". Американские взломщики кодов потеряли след "Тайхо" после сражения в Филиппинском море и, хотя были озадачены, не поняли, что он затонул. Только несколько месяцев спустя пленный японский моряк сообщил о его гибели.
"Альбакор" погиб со всей командой на мине вблизи Хоккайдо 7 ноября 1944 года, но уже с другим командиром. Бланшар войну пережил и умер в звании контр-адмирала в 1987 году.
А в тот день, 19 июня 1944 года, через три часа пришла очередь сказать своё слово подводной лодке USS Cavalla (SS-244).
Тоже новая была, вошла в строй 29 февраля 1944 года. Спуск на воду:
Общий вид:
В первом же боевом патруле лодки 19 июня 1944 года в 10 час. 48 мин. утра её командир лейтенант-коммандер Герман Косслер увидел мачты большого корабля. За первыми мачтами, показавшимися на горизонте, стали видны и другие. Потом в перископе появился японский авианосец, шедший в сопровождении двух крейсеров и эскадренных миноносцев. Командир лодки повел ее на сближение в подводном положении для занятия позиции и стрельбы под углом 90°, собираясь произвести залп из носовых торпедных аппаратов.
Авианосец напоминал плавучий улей: самолеты поминутно взлетали с его палубы или садились на нее. В 11 час. 18 мин. лодка произвела залп, выпустив шесть торпед с дистанции 1100 м. Когда торпеды, оставляя позади себя следы, направились к цели, эскадренный миноносец, находившийся на расстоянии 1300 м от лодки, развернулся и пошел в ее сторону.
Позднее Косслер докладывал: «... атаковал авианосец типа «Сёкаку» шестью торпедами. Авианосец шел в охранении двух крейсеров типа «Атаго» и трех эскадренных миноносцев. Подвергся контратаке. За три часа на лодку сброшено 105 глубинных бомб... Вышла из строя гидроакустика... Серьезных повреждений нет... Неисправности устранимы... слышали четыре взрыва большой силы в направлении цели... Предполагаю, что авианосец затонул».
Косслер не ошибся. Это был авианосец "Сёкаку", один из трех самых крупных действующих японских авианосцев.
Сначала аварийные партии действовали вполне эффективно, и им удалось устранить непосредственную опасность затопления. Но на авианосце вспыхнули пожары авиабензина, которые, быстро распространяясь по отсекам, мешали борьбе за живучесть.
К 14 часам вода затопила шахту носового подъемника и через открытые люки стала разливаться по палубам. Спустя несколько минут корабль опрокинулся и затонул.
Косслер со своими офицерами на палубе лодки 2 июля 1944 года (с бумагами в руках)
Впоследствии он дослужился до контр-адмирала и умер в 1988 году. А лодка его жива до сих пор. Она превращена в в музей
Только надо помнить, что после войны она ещё продолжала служить и подверглась ряду модернизаций, сравните её рубку с военным временем на одном из предыдущих снимков. Да хоть и с этим:
Так что наверняка, и внутри она на совсем такая, как во время войны. Списали её только в 1968 году. Машинное отделение:
Что-то вроде столовой. Видно, американские подводники тоже в шеш-беш гоняли на постоянной основе :)
Одна из "кают"
Трёхэтажные, (а слева вроде и четырёхэтажная) "стойки" личного состава
А всё же повольготнее, чем у немцев будет...
*****
Ещё о боевом применении авианосцев:
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: