Вчера на канале была публикация про поезда, которые имели начальной станцией Воркуту. Почитать ее можно по ссылке:
И очень много комментариев было про поезд Воркута - Алексин, который обнаружился в расписании за 2004 год. Ему даже эпитеты дали: чартер, эшелон. Сначала давайте немного про сам город, который действительно является не очень стандартным в нашем исследовании железных дорог страны. Прежде всего, давайте определимся, где же он расположен:
- от Тулы 60 км;
- от Калуги 70 км;
- от Москвы 150 км.
В общем, если представить треугольник Калуга - Москва - Тула, и из каждой из его вершин провести биссектрису угла, то примерно на их пересечении и будет располагаться Алексин. Ну может быть из Калуги немного не биссектриса.
Проживает здесь в наши дни около 60 тыс. чел. Могло бы быть гораздо больше, но город постоянно оказывался на пути военных столкновений, в ходе которых нередко полностью уничтожался. У меня была статья про то, как в 1472 году именно битва при Алексине смогла задержать хана Большой Орды Ахмата при его движении на Москву. Почитать можно по ссылке ниже:
В память об этом событии на гербе Алексина изображены две палицы. Я со своим зрением сначала посмотрел - мне показалось ложки деревянные.
Затем в XVI веке Алексин входил в состав так называемого "Берега". Это была сеть укреплений на Оке, призванных обезопасить южные рубежи Московского княжества. В Смутное время здесь было очень много сторонников движения Болотникова. В результате, город сначала штурмом взяло войско Василия Шуйского, а через несколько лет его разорило польско-литовское войско. А то, что не делали воевавшие друг с другом стороны, довершала стихия. В 1768 году город почти полностью сгорел.
Железная дорога же прошла через Алексин еще в середине XIX века. Связала она, конечно же как раз Калугу и Тулу. Но эта ветка до сих пор так и не электрифицирована и на большей своей части является однопутной.
В 1891 году после своего умопомрачительного вояжа на Сахалин годом ранее, Алексин выбрал в качестве места отдыха Антон Павлович Чехов. Здесь он и начал работу над систематизацией своих воспоминаний о поездке, что вылилось в книгу "Остров Сахалин". Да и кроме Чехова здесь хватало знаменитостей. Места-то достаточно живописные. Вот, например, крутой берег Оки:
Есть в Алексине и еще одна река, которая впадает в Оку справа. Название очень интересное - Свинка.
А знаменитый художник Поленов обессмертил эти места своей картиной "Речка Свинка близ Алексина".
Это сейчас Алексин в Тульской области. А после революции он был в составе Московской области. В городе решено было построить химкомбинат - объект № 100. Он был введен в строй в марте 1941 года. Комбинат весьма активно функционирует до сих пор. Много чего выпускает, в том числе и для оборонки.
В течение нескольких недель в годы войны город был занят немцами. Но уже в декабре 1941 года он был освобожден.
Ну что еще интересного можно сказать ро этот город. Недалеко от него находился пионерский лагерь "Заполярье". Прославился он тем, что здесь снимали фильм "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен". Сейчас я на карте нашел лишь базу отдыха "Заполярье".
Не знаю уж тот ли это объект, но такая точка на карте до сих присутствует. Вот этот пионерский лагерь и был одним из самых образцовых в стране. С "Артеком" не сравнить, конечно, но лагерь пользовался большой популярностью. Был он ведомственным и принадлежал тресту "Воркутауголь". Если честно, то логики я, конечно, в таком территориальном размещении вижу мало. Ну это ж реально тысячи километров. Вот просто по прямой - более 2000 км:
Ну а вот и сам лагерь:
А вот та самая аллея из фильма:
Ну а теперь давайте отследим маршрут поезда № 515 Воркута - Алексин. Отправлялся он из Воркуты в 2004 году в 08:35 по московскому времени (если я правильно понимаю, то сейчас в Воркуте московское время, а вот что было 20 лет назад - не в курсе). Первая остановка у него была на станции Сейда (10:56). Это станция в совсем небольшом поселке. Станция узловая. Одна ветка отсюда пойдет на Воркуту, а вторая - на Лабытнанги. Число же жителей здесь измеряется в пределах двух-трех десятков в последние годы.
Следующая остановка - станция Сивая Маска. А вот затем в 17:03 - город Инта. Один из центров добычи угля в советские годы. Если я правильно понимаю, то сейчас все шахты закрыты. Соответственно и население сократилось в 2,5 раза. А ведь когда-то оно доходило до 60 тыс. чел. Символ города - водонапорная башня, которую спроектировал один из местных политзаключенных. В ней находится музей истории репрессий.
А вот после Инты было 4,5 часа без остановок до Печоры, в которой поезд будет стоять 40 минут. Необычное такое здание вокзала в Печоре:
После Печоры дети, следовавшие в пионерлагерь укладывались спасть. В 0:14 поезд миновал станцию Талый, а в 02:45 прибывал в Сосногорск. Позади остались 697 км пути, которые поезд преодолел со средней скоростью 38,4 км/ч. И вот в этом городе вокзал достаточно интересный:
Вокзал совсем новый - 2020-го года открытия.
Есть в Сосногорске парк с очень интересным названием - Югыд лун. Если вы не знаете язык коми, то догадаться трудно. Никакой связи с Луной нет, а переводится это Ясный день.
Следующая станция у поезда № 515 буквально через полчаса после отправления из Сосногорска - это Ухта. А вот затем через 3,5 часа еще одна станция с интересным названием Княжпогост. Здесь была резиденция вымских князей (Вымь - это местная река). Для поселка иметь вот такой вокзал - ну это прямо круто:
Ну и в 08:00, то есть почти через сутки после отправления из Воркуты, поезд оказывался на станции Микунь (мы туда уже заглядывали при отслеживании маршрута сыктывкарского поезда).
От Воркуты за почти сутки мы уехали на 950 км. Ну, не быстро. Средняя скорость около 40 км/ч.
Следующий отрезок до Котласа. На этом участке было еще две промежуточных остановки - Низовка и Сольвычегодск. В Котласе же поезд был в 13:09. Ну а затем просто реально без остановок часами. В 16:53 - станция Кулой, а в 19:15 - Коноша.
Коноша - это уже Архангельская область. И в отличие от Воркуты, где пассажирское железнодорожное движение ведет отсчет с 1950 года, здесь аж с 1898. Прямо как в моем родном Иркутске.
После станции Коноша 3,5 часа в пути и в 23:14 поезд оказывался в Вологде, откуда уходил на Данилов. В 03:54 был Ярославль, в 08:25 - Александров. Ну и затем по большой дуге вокруг Москвы поезд оказывался в 17:35 в Калуге, а через полтора часа в 19:07 в Алексине. Итого почти 2,5 суток в пути. расстояние более 2500 км.
Интересный маршрут. Я почему-то думал, что его отправят через Нижний Новгород. Но нет.
Ну а в наши дни добраться до Алексина не так и просто. Сюда заходит несколько поездов дальнего следования:
- Москва - Адлер № 083/084, что отправляется с Киевского вокзала;
- Москва - Курск № 233/234, но назначается он по отдельным дням. И, конечно, тоже с Киевского вокзала;
- Москва - Ейск № 231/232 тоже с Киевского;
- Москва - Анапа № 109/110 и тоже с Киевского.
И еще четыре поезда пригородного сообщения (напомню, что линия не электрифицирована). Два из них Алексин - Урванка и еще два из Калуги на Тулу и Узловую.
Вот такое получилось виртуальное путешествие. Спасибо, что читаете! До встречи!