Вообще, когда я приступал к работе над этой статьей, то думал, что придется попотеть. Почему-то мне казалось, что именно на Воркуту будут во множестве идти поезда 600-й нумерации, которые можно найти только в таблице, связанной с городом. Но оказалось всё намного проще - почти все они присутствуют в сводных таблицах справочников разных лет.
Начнем давайте с 1969 года, ибо если я правильно понимаю, то в 1946 году пассажирского сообщения с Воркутой не было. Оно и понятно: лишь в 1942 году открыли регулярное движение на линии Вельск - Котлас - Печора. И лишь через восемь лет в 1950 году регулярные поезда пошли до Воркуты. Соответственно 1969 год из всей линейки рассматриваемых периодов сегодня будет первым в списке. Население Воркуты в начале 70-х гг. составляло около 100 тыс. чел., поэтому ожидать массы поездов было бы, пожалуй, чересчур наивно, но с другой стороны вполне могли бы быть местные поезда. Однако в 1969 году пассажирских было лишь два:
- Воркута - Котлас № 87/88. Уходил он из Воркуты утром в 10:09 и ровно в 16:00 на следующий день прибывал в Котлас. Итого время в пути 29 часов 51 минута;
- Воркута - Москва № 183/184. Уходил он за час до поезда на Котлас - в 09:01. Ну так себе решение, нужно сказать. Опять два поезда примерно в одно и то же время. И через 43 часа 29 минут , то есть в 04:30 утра оказывался в Москве. Ну так себе расписание, мягко говоря.
Также в 1969 году были вагоны беспересадочного сообщения с Ленинградом. И всё!
В 1987 году население Воркуты возрастает до 112 тыс. чел. Какие поезда были в том году:
- Воркута - Котлас сохранился, но номер у него увеличили на сотню. Теперь это стал № 187/188. Время в пути стало аж больше 30 часов - 30 часов 02 минуты;
- Воркута - Москва - и теперь это аж два поезда. Скорый № 21/22 и пассажирский № 179/180. Время в пути от 39 с небольшим до 42,5 часов;
- Воркута - Адлер № 383/384, который ходил по четным, и Воркута - Новороссийск № 383/384 - соответственно по нечетным. Как сегодня принято говорить, время до Адлера и Новороссийска просто вымораживает - 86 часов 16 минут и 85 часов 33 минуты соответственно. Больше, чем 3,5 суток. Да за это время из Иркутска до Москвы добирались. Но то ли еще будет!
- Воркута - Симферополь № 583/584. Вот его то и пришлось искать в 164-й таблице, а не в своде.
Вагон беспересадочного сообщения Воркута - Ленинград остался. Интересно получается. Неужели скорый Воркута - Ленинград, который упоминается в сталинской эпохи - это выдумка. Теоретически, конечно, можно представить, что такой поезд был в 50-е годы, а затем к 1969 году его оптимизировали. В 1995 году - а это традиционно следующий год в моем исследовании, уже и Ленинграда-то не было. На всякий случай проверил по справочнику 1983 года - нет там поезда Воркута - Ленинград. Не было его и в 1980-м.
Итак, у нас 1995 год. Что мы там имеем?! Да всё то же самое и имеем. Лишь поездам на Адлер и Новороссийск присвоили отдельные номера. Адлерскому оставили № 383/384, а поезд на Новороссийск теперь №397/398. Кстати, там теперь достаточно сносная разноска по времени: 9 утра, 14, 17, 19, 22 часа.
Вагон беспересадочного сообщения на Санкт-Петербург присутствует. Из Воркуты он идет с поездом на Котлас.
В 2004 году было следующее:
- Воркута - Адлер - аж два поезда 300-й и 400-й нумерации. Время в пути по сравнению с прежним годами еще выросло и теперь это уже более 90 часов - 90 часов и 03 минуты;
- Воркута - Новороссийск и Воркута - Симферополь - они были быстрее адлерского. Симферопольскому составу не мешала даже таможня. Время пути 83 и 74,5 часа соответственно;
- Воркута - Москва - теперь аж три поезда, но по дням и временам года. Все на Ярославский вокзал. Время в пути 40-46 часов.
- А вот поезда Воркута - Котлас в расписании не оказалось. Зато появился целый поезд на Санкт-Петербург. В пути почти ровно 2 суток. Прибывал он в 10-м часу вечера на Ладожский вокзал.
А вот часть поездов оказались новыми:
- Воркута - Алексин № 515/516. Время в пути более 58 часов;
- Воркута - Горький № 89/90. И вот здесь интересно. Поезд до Горького шел 38 часов, а до Москвы - 40 часов. Но там другой маршрут у горьковского. Через Киров и Котельнич он следовал;
- Воркута - Инта № 633/634. Вот и начали появляться внутрирегиональные поезда. Время в пути чуть менее 8 часов;
- пассажирские вагоны цепляли и к почтово-багажным поездам на Киров и Лабытнанги.
Появилось и несколько вагонов беспересадочного сообщения: на Саратов, Ставрополь, Сыктывкар, Минеральные воды.
Всё абсолютно также в 2009 году, с той лишь разницей, что на Киров теперь отдельный поезд № 99/100. Время в пути 32 часа 10 минут.
Что же в 2024 году?! Кстати, знаете сейчас население Воркуты? Около 55 тыс. чел., то есть в 2 раза меньше, чем в 80-е годы.
До Адлера все те же 90 часов на поезде Воркута-Адлер №309/310. Мне вот интересно, а постоянное изменение номеров у поездов - это необходимость или такая имитация деятельности? Это ж поразительная подвижность. Воркута - Новороссийск № 511/512 опять быстрее адлерского - 82 часа.
Время в пути на поезде Воркута-Лабытнанги № 643/644 чуть меньше 10 часов..
Даже у фирменного поезда Воркута - Москва с незамысловатым названием "Воркута" и то номер поменяли. Теперь это стал №041/042. Время в пути 41 час. По этому же маршруту есть и № 375/376. Но там время в пути аж 46 часов.
Также 46 часов на поезде Воркута - Санкт-Петербург до города на Неве. И идет он по дням с поездом Воркута - Нижний Новгород. Не изменилось и время в пути до города на Волге - 38 часов.
Что можно констатировать? Время в пути с 1969 года по 2024 год, то есть более чем за полвека практически не изменилось. А если и изменилось, то возросло. Да где-то другие маршруты, но...
Ну и напоследок самый интересный факт про Воркуту. Этот город считается самым восточным в Европе! 64 градуса восточной долготы. Просто для сравнения: Екатеринбург, который однозначно в Азии - это 57 градусов. То есть на 7 градусов западнее. Всего на пару градусов восточнее будет Тюмень.
Спасибо, что читаете мой канал. До встречи!