В 80-90-е гг. в Иркутске был очень популярен хоккей с мячом. Сначала это был клуб иркутский "Локомотив". А затем в нашу "Сибскану" и "Байкал-Энергию" вкладывались достаточно приличные средства. Сейчас тоже играют, но былого ажиотажа, когда на стадион с вместимостью 15 тысяч приходило по 30 тысяч болельщиков, уже нет. И одним из соперников нашей команды был "Строитель" из Сыктывкара. В основном наша команда выигрывала, но случались и обидные поражения. И как-то проиграли мы им еще в 80-е годы. Причем обидно так проиграли. И тогда у меня возник интерес, а где вообще находится Сыктывкар, потому как частично вина за поражение тогда была списана на очень сложную поездку в этот город на выездной матч.
И вот теперь мы с вами дошли до фирменных / именных составов, которые в разные годы отправлялись в этот северный город в Республике Коми. Напомню, кто недавно к нам присоединился, что мы пока вспоминаем фирменные / именные поезда, названные в честь рек. Еще раз отмечу, что чтобы определить, имел ли поезд статус фирменного - нужно лезть в архивы РЖД / МПС, к которым у меня доступа нет. А справочники с расписанием, которыми я располагаю, однозначного ответа на этот вопрос не дают. Такое ощущение, что поезда № 27/28, которые сначала назывались "Вычегда", а затем "Сысола" - всё-таки были фирменными. По крайней мере, есть же вот такой значок:
Точно фирменным был пришедший им на смену в XXI веке состав "Сыктывкар". Ну да в общем-то в нашем исследовании не столь уж и важно, были они фирменными или именными. Главное, что имя у поезда было. В первом десятилетии XXI века у поезда "Сыктывкар" и раскраска была своя:
А мне нравится! Хорошее такое сочетание зеленого цвета!
В начале 20-х гг. XXI века и этот состав оптимизировали / утилизировали. Остались беспересадочные вагоны только, которые цепляют к составу № 022 / 021 на Лабытнанги. Кстати, самим вагонам сохранили № 033/034, которые достались им от "Сыктывкара". По крайней мере, при отправлении из Сыктывкара у беспересадочного вагона сервис выдает именно такой номер - № 034, который после станции Микунь трансформируется в № 021. Назад соответственно та же история - сначала это № 022, а затем становится № 033. Ох уж эти четные/нечетные номера.
Вот с графиком движения этих беспересадочных вагонов я и предлагаю сравнить график поезда "Вычегда" образца 1987 года. Источники информации для сравнения стандартные: справочник Б.А. Таулина и информация сервиса Яндекс.Расписание на 18 марта. В этот раз давайте отправимся в Москву, а не из неё.
Итак, утро, Вокзал Сыктывкара.
Интересующие нас составы отправляются:
- 1987 год - в 08:30 (время здесь московское);
- 2024 год - в 08:57.
Вот общая схема движения.
Поскольку мы в эти края еще не заглядывали, давайте поподробнее по этим местам пройдемся. А заодно и будем виртуально давать имена вагонам состава в соответствии с этими станциями.
Первая остановка у нас на пути - Язель. Это небольшой поселок с населением около 100 человек в 36 км от начального пункта нашего пути. На преодоление этого участка в 1987 году уходило 52 минуты. в наши дни у состава там остановки нет. Фотографий этих мест немного. Вот на одной из них - станция.
Фактически железная дорога здесь и следует вдоль реки Вычегда, которая и дала название поезду. Вот так примерно Вычегда выглядит в районе пос. Большая Слуда, где через нее первый мост на нашем пути.
Вообще Вычегда река очень коварная. Есть там какой-то показатель у гидрологов, с помощью которого оценивается подвижность русла. Так вот, по этому показателю Вычегда чуть ли не на лидирующей позиции в стране. И несмотря на казалось бы свое спокойное течение, она нередко становилась причиной многочисленных бед. Прежде всего, это паводки, когда река может разливаться на километры относительно ее русла. А во-вторых, она способна подмывать слабые берега. Считается, например, что еще в XVI веке на ее берегах был город Чернигов. Но река полностью подмыла берег у стен города. Тогда его перенесли ниже по течению, дав новое название. Но и там Вычегда не оставила его в покое.
Слева от железной дороги по ходу между ней и Вычегдой, которая делает здесь петлю, располагается заказник Белый.
И вот уже следующая станция Усть-Вымь. Из названия понятно, что в этом месте река Вымь впадает в Вычегду. Раньше поезд там делал остановку на 2 минуты, сейчас остановка техническая:
- 1987 - прибытие в 10:18 (время в пути 1 час 48 минут);
- 2024 - прибытие в 09:52 (время в пути 55 минут).
То есть скорость на этом участке выросла в два раза практически. Расстояние здесь 66 км, а соответственно скорость современного состава около 70 км/ч.
Вот так посмотришь на фотографию Вычегды, и почему-то сразу же понимаешь, что это северная река.
Село чуть ли не ровесник Куликовской битвы. Упоминание о нем относится к 1380 году. Когда-то это было весьма крупное село, но за последние 80 лет численность населения сократилась в 3 раза.
Следующая станция на нашем пути - это уже Микунь. Туда составы прибывали:
- 1987 год - 10:55 (то есть время в пути 2 часа 25 минут);
- 2024 год - 10:39 (время в пути 1 час 42 минуты).
Графики немного выровнялись из-за того, что современный состав стоит на станции Усть-Вымь аж 16 минут.
Микунь это город, возникший благодаря железной дороге. На станции здесь очередной памятник паровозу. В 80-е гг. ХХ века поезд здесь стоял 35 минут. В настоящее время 68 минут. Оно и понятно - нужно же совершить все эти маневровые работы с вагонами. Ну а вообще - это прямо мощный железнодорожный узел.
Кстати, с Вычегдой мы еще совсем-совсем не попрощались. На данном участке она осталась немного южнее, но будет сопровождать наш поезд еще в течение какого-то времени / расстояния. сысроледующая станция у состава 1987 года была Урдовка; у современного - Низовка. Это уже снова, кстати, левый берег Вычегды. А вот в Сольвычегодске остановятся, конечно, оба. Это уже Архангельская область. Сам город, правда, будет на другом берегу реки. В результате, опять имеем какую-то путаницу - станция в пос. Вычегодский называется Сольвычегодск.
Причем, там не только 20 км расстояние по дороге, но еще и отсутствие моста, который заменяет паромная переправа.
Паром через Вычегду, конечно.
Время прибытия:
- 1987 - 14:44 - время в пути 6 часов 14 минут;
- 2024 год - 14:54 - время в пути - 5 часов 57 минут.
Понятно, что графики сравнялись почти, прежде всего, из-за длительных остановок современных составов.
Сольвычегодск, видимо, считался настолько труднодоступным, что сюда направлялись в ссылку многие революционеры. Одним из самых известных ссыльных в этих места был тогда еще Джугашвили. ну а сегодня, несмотря на такие трудности с переездом в городе через реку, многие едут в известный местный санаторий. Вообще же Сольвычегодск - это "вотчина" Строгановых.
Ну а после Сольвычегодска уже в скором времени и Котлас будет. Сначала Южный, потом Узловой, Сейчас на каждой из этих станций стоянки десятки минут. Раньше всё в пределах 12-14 минут. В результате, составы отправятся со станции Котлас-Узловой:
- 1987 год - 15:54, то есть через 7 часов 24 минуты после отправления из Сыктывкара;
- 2024 год - 16:59, то есть через 8 часов 2 минуты после отправления из начального пункта.
Конечно, им там виднее, но... ну почему раньше успевали, а сейчас нет... Почему я первую банковскую карточку получал 1 минуту (пришел, расписался, получил), а последнюю 25 минут. Почему всё стало так медленно то.
Котлас - это город с населением немногим более 50 тыс. чел. Здесь Вычегда впадает в Малую Северную Двину. Кстати, я как-то забыл написать, что и Сысола - это тоже река. Причем, ее длина тоже приличная - 487 км. Более того, Сысола на языке коми - Сыктыв. А кар - это соответственно город. Вот так и сложилось название города Сыктывкар. До переименования город называли Усть-Сысольск, Усть-Сысола. А уже в ХХ веке на полном серьезе хотели переименовать во Владимир Ленин. Но в итоге у них с Владимиром Ильичом вообще как-то не сложилось. Например, у здания местного аэропорта стоял памятник Ленину. так вот его убрали, заменив на молодого человека с птицей. Парадоксальности ситуации добавляет то, что это было сделано еще во время Советской власти. В Сыктывкаре есть вдобавок районы Париж (здесь было много пленных французов после войны 1812 года), а также Берлин (немецкие специалисты проектировали местный ЛПК). Да вернемся уже к Котласу.
Интересно, что Котлас стал городом во время Временного правительства между революциями 1917 года. Здесь же располагался Котласлаг, заключенные которого внесли большой вклад в строительство железных дорог в регионе. В общем в самом городе экономика и базируется на всём, что связано с обслуживанием магистрали.
И вот тут меня заинтересовал вопрос: а как назвать людей, которые живут в Котласе? Оказалось - котлашане.
После Котласа будет еще несколько станций с короткими стоянками. И вот уже станция Вельск. Прибытие на эту станцию:
- 1987 год - 20:03;
- 2024 год - 21:05.
Это город. Тоже в Архангельской области. Населением немного за 20 тыс. чел Это место знаменито своими скачками и какой-то особой тройкой - вельская тройка - так она и называется. В одной из местных тюрем сидел знаменитый глава группы МЕНАТЕП - Платон Лебедев. А еще говорят, что Сибирь это сплошные каторжане. Да у вас в 10 часах от Москвы тюрьма на тюрьме )
Следующей крупной на нашем пути будет еще одна узловая станция Коноша-I, куда составы прибывают:
- 1987 год - 21:50, то есть через 13 часов 20 минут после отправления с начальной точки;
- 2024 год - 22:58, то есть через 14 часов 1 минуту.
Ого! Разрыв после Котласа не только не сократился, он вырос на 3 минуты.
Интересных фактов я про поселок прочитал несколько. Больше всего врезался в память факт, что в районе станции в 1942 году был высажен немецкий десант. А относительно недалеко от этой станции отбывал ссылку Бродский.
Вот именно от этой станции и началось в 1937 году строительство железной дороги на Воркуту. Построили в рекордные сроки - за 4 года. Она получила название - Печорская железная дорога. Вот с ее существенным участком мы сегодня и познакомились поближе.
В наши дни у № 021 между станциями Коноша и Вологда нет ни одной промежуточной остановки. 37 лет была еще станция Вожега с двухминутной стоянкой. И вот уже Вологда:
- 1987 - прибытие в 01:20 (время в пути 16 часов 50 минут);
- 2024 - прибытие в 01:54 (время в пути 16 часов 57 минут).
Ну вот ни разу я Вологду засветло не проезжал! И здесь тоже ночь.
Это областной центр с населением за 300 тыс. чел. По рассказам людей, которым я могу доверять - очень красивый город. Многие даже говорят, что он красивее Великого Новгорода. Кстати, я с ними вполне солидарен. Великий Новгород интересен своей историей, знаковыми местами. А сам город на меня большого впечатления не произвел. Но все те, кто интересуется историей, конечно, должны его посетить.
А вот Вологда красивая, изящная, яркая. Очень часто такие эпитеты можно услышать.
Из Вологды же прямая дорога (без остановок) на Данилов и далее по Ярославскому ходу на Москву с прибытием в столицу:
- 1987 - 09:50 (время в пути 25 часов 20 минут);
- 2024 ... барабанная дробь... - 10:14 минут (время в пути 25 часов 17 минут).
Итого за 37 лет время в пути по маршруту Сыктывкар - Москва сократилось аж на 3 минуты. Да, не будь этих длинных остановок, времени бы ушло меньше, но они же есть!
Весь световой день вы будете любоваться красотами русского севера. Да, она весьма своеобразна, но что-то есть во всех этих небольших реках, заболоченных пространствах. Ну а мы давайте полюбуемся еще раз красотами рек, которые дали в разные годы свои имена поездам - Вычегдой и Сысолой:
Кстати, если не хотите трястись на поезде, то можно долететь за пару часов на самолете. Но вид там из окна не тот )
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!
Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке ниже: