Найти в Дзене

Уникальные объекты в окрестностях Бронниц. Продолжаем нашу поездку

Оглавление

Из Москвы одним днём: интересно, недалеко и без толп туристов.

Новосоловецкая пустынь в Фаустово - редкий для Подмосковья памятник допетровской архитектуры, но при этом совершенно не туристическое место.
Новосоловецкая пустынь в Фаустово - редкий для Подмосковья памятник допетровской архитектуры, но при этом совершенно не туристическое место.

Продолжаем рассказывать, куда съездить, чтобы интересно, небанально и без толп и очередей. Мы уже рекомендовали вам погулять по Бронницам. Но если вы там уже нагулялись, можно отправиться дальше. Отправляйтесь по Малой бетонке на север – почти до одноимённой с городом железнодорожной станции, перед переездом поворачивайте направо в сторону Ивановки и спустя некоторое время через чреду деревень вы попадёте к уникальному памятнику допетровской архитектуры.

Слишком совершенный самолёт

По пути тоже будет что посмотреть. Так, на въезде в Белозёрский есть не менее уникальный памятник. Но совершенно другого рода. Это раритет из истории авиации – настоящий МиГ-23БК, построенный всего в трёх экземплярах. Экспериментальный прототип самого сильного истребителя-бомбардировщика 1970-80-х МиГ-27К, уже тогда оснащённого мощной бортовой ЭВМ и лазерно-телевизионной прицельной системой высокой точности. Как он оказался тут? Всё просто. Испытания его бортовой электроники проходили здесь, на научно-испытательном полигоне авиационных систем, который и стал причиной возникновения Белозёрского. С тех пор редчайший самолёт остался на местной авиабазе на хранении.

Для своего времени эта машина получилась сколь совершенной, столь же дорогой и сложной для лётчиков и техников. Поэтому вскоре ей на смену пришла менее эффективная, но более дешёвая в обслуживании и требующая меньшей квалификации персонала модификация МиГ-27М. Эти самолёты уже стояли на вооружении до самого недавнего времени, но последние несколько лет только в Казахстане и Индии.

Интересный факт. Реактивная авиация – пожалуй одна из немногих технических сфер, для которой CUPPER не выпускает специализированных масел и технических жидкостей. Хотя в подшипниках и направляющих тормозных механизмов шасси современных самолётов можно применять консистентные смазки из нашего ассортимента. А в поршневой авиации успешно используются и моторные масла. Причём, как ни странно, лучше всего подходят сорта из судовой линейки.

Немного из жизни врачей

Если от самолёта повернуть направо, можно попасть в старинное село Михалёво. В 1796 году его вместе с окрестными землями и полутора тысячами душ крестьян за многолетнюю докторскую службу при императорском дворе получил от Павла I его личный лейб-медик и хирург Иван Филиппович Бек.

Этот врач был известен также и тем, что степень доктора медицины получил без диссертации «в уважение долговременной практики и особливых дознаний», а в 1803 году Александр I вручил Беку золотую табакерку за описание «секретного рецепта против плоской глисты». Сейчас от усадьбы доктора сохранилась лишь Рождественская церковь, интересная тем, что её построили по образцу казаковской церкви Варвары-великомученицы на Варварке в Москве.

Ново-Соловецкая пустынь

Пустынь в Марчугах основал в 1654 году духовник царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев. Но уже на следующий год от половодья пострадал ее деревянный храм, стоявший на берегу Москвы-реки. Поэтому обитель перевели на другой берег, в Фаустово на возвышенное место, именуемое Красный холм. Существующие поныне каменные храмы возведены в царствование Федора Алексеевича, в 1670-1680 годы. Соборный храм освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, надвратная церковь – в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Оба церковных здания – редкие для Подмосковья образцы допетровского зодчества с галереями-гульбищами вокруг стен и ярким декором.

Внешний, частично утраченный декор был нарядным и разнообразным: каменные наличники с колонками и фронтонами, роспись на стенах. Парапет гульбищ украшали полихромные и муравленые изразцы. Тесовые кровли и черепичные главы в XVIII–XIX веках заменены металлическими. Храмы неплохо сохранились, но иконостасы и вся церковная утварь были утрачены в советское время. Обитель была обнесена деревянными стенами с четырьмя башнями, которые также не сохранились.

При Петре I пустынь была приписана к Соловецкому монастырю и получила название Ново-Соловецкой. Но уже при Екатерине II монастырь был упразднён, а храмы стали приходскими. Всю бывшую территорию монастыря стало постепенно занимать кладбище. В наше время здесь снова открылось подворье Соловецкого монастыря.

Рай для птиц и рыбаков

Если после прогулки по монастырю проехать дальше на юго-восток то автодорогой из Виноградово в Маришкино можно пересечь территорию Москворецкого пойменного заказника. Это последний в области крупный, относительно ненарушенный участок длительно затопляемой речной поймы. Он включает русло реки Нерской, впадающей здесь в Москву, пойменные озера-старицы и обширные участки лугов. Почти каждый год в апреле вся эта территория находится под водой, включая шоссейную дорогу, которую на время паводка перекрывают. Весной и летом тут рай для околоводных птиц. Для многотысячных гусиных стай это одно из важнейших мест в центре Европейской России для остановки на весеннем пролете. Это самое крупное в области поселение гнездящихся уток разных видов и одно из крупнейших – гнездящихся куликов и коростелей. Нередки встречи с краснокнижными видами. Это одно из лучших мест в Подмосковье для наблюдений за птицами и весенней рыбалки. Во время половодья в пойму заходит множество рыбы и приличная часть её остаётся в постепенно пересыхающих озерках. Поэтому весной и первую половину лета тут отличные уловы. Так что есть повод прихватить с собой в дорогу не только бинокль, но и удочку. Кстати, вы давно на ней катушку смазывали? В ассортименте CUPPER есть всё, чтобы привести её в порядок.

Режим заказника предусматривает запрет весенней охоты, ограничение мелиоративных работ и распашки лугов. Угодье входит в состав ключевой орнитологической территории международного значения. Обводной канал, шлюз и дренажные канавы XIX-ХХ веков здесь рукотворны, но не особо эффективны. Они до сих пор служат памятниками попыткам безуспешно преобразовать природу. В конце XIX века через пойму должна была пройти линия железной дороги, но несмотря на все мелиоративные работы, в первый же паводок насыпь смыло. Ее остатки до сих пор видны в середине водно-болотной территории. Сейчас действующая железная дорога проходит длинной дугой по северному краю поймы. Кстати, смазки CUPPER активно применяются в ходовой части железнодорожного подвижного состава.

Нравится путешествовать с нами? Поддерживайте нас лайками и репостами и находите удивительное рядом! Пишите в комментариях, в каком направлении вам было бы ещё интересно отправиться.