Найти в Дзене

Бронницы: интересно, недалеко и без толп туристов.

Оглавление

Куда съездить из Москвы одним днём?

Первомай традиционно делит граждан на тех, для кого это праздник весны и труда на огородах, и тех, для кого это отпуск для весеннего путешествия. Но есть и те, кто хотят совместить. Успеть и домашними делами позаниматься с пользой, и сгонять куда-нибудь с удовольствием. Вот только время в таком случае очень ограничено. А потому хочется съездить недалеко, но так, чтоб было интересно, небанально и без толп и очередей. Сложная область поиска, правда? Но мы знаем такие места и будем время от времени вам их рекомендовать.

Настоящий уездный город

На майские праздники рекомендуем отправиться в подмосковный город Бронницы, расположенный на пересечении Малой бетонки А-107 и Рязанской трассы М-5. Точнее, старой рязанской трассы, потому что основной её ход проходит сейчас южнее города, а непосредственно через центр проходит путь исторического Коломенского тракта.

Бронницы входят в перечень исторических городов России, но при этом здесь нет оголтелых толп туристов и очередей у достопримечательностей. Центральная часть города сохранила регулярную планировку конца XVIII века и большую часть оригинальной застройки XIX века, включая до сих пор использующиеся по прямому назначению полицейский участок и пожарный сарай. С дореволюционных времён в городе сохранились здания типографии и электростанции, предназначенной для городского освещения, но у них сейчас другое назначение. Интересный памятник архитектуры – городская усадьба настоятеля Архангельского собора отца Александра, построенная им в 1863-65 годах. Этот дом до сих пор используется как жильё на 5 квартир, а на задворках остаётся маленький огород. Бронницы и в наши дни дают представление о том, как жили уездные городки два века назад.

Вдова двух декабристов

Архитектурный символ города – великолепный Собор Михаила Архангела, построенный вместе с колокольней в 1705 году в стиле московского барокко. Часы на колокольне после реставрации в 2010 году вновь начали отбивать каждый час. У стены собора похоронены декабристы – братья Фонвизины (племянники автора «Недоросля») и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина. Жизнь всех троих была связана с усадьбой Марьино, территория которой ныне входит в городскую черту. Увы, все строения там сгорели ещё в 1923 году, после чего там отстроили туберкулезный санаторий, который в XXI веке простоял несколько лет заброшенным и в конце концов тоже сгорел.

Что касается декабристов, то после поражения на Сенатской площади в свое родовое имение Марьино под надзор полиции был выслан полковник в отставке, герой Отечественной войны Иван Фонвизин, а его старший брат Михаил, генерал-майор и тоже герой 1812 года, отправился в Сибирь. Туда за ним поехала его жена Наталья Дмитриевна, считавшаяся прототипом Татьяны Лариной. Вернуться в Марьино Михаилу Фонвизину было разрешено лишь в 1853 году, но брата он уже не застал в живых и сам после прожил менее года. В 1856 его вдова вышла замуж за вернувшегося из Сибири Ивана Пущина, с которым Фонвизины стали близкими друзьями в ссылке. В Марьино Пущин написал «Записки о Пушкине», вел активную переписку с оставшимися декабристами и их родственниками. Но прожил он тоже недолго, оставив Наталью Дмитриевну в 1859 году вдовой во второй раз.

Бронзовые герои этой истории сейчас украшают центральный сквер напротив собора. Компанию им составляет выдающийся просветитель и книгоиздатель Николай Новиков, чьё 280-летие отмечает 8 мая вся читающая Россия. Он родился и прожил значительную часть жизни неподалёку, в своём имении Авдотьино на речке Северке к югу от города. Хотите знать больше о знамениты людях, связанных с Бронницами? Зайдите в городской музей.

Пушкин и лётчики

К середине ХIХ века Бронницы стали мощным промышленным и транспортным центром на Коломенском тракте и Москве-реке. Есть легенда, что тут должна была пройти железная дорога, но владельцы извозного бизнеса, опасаясь конкуренции, дали крупную взятку ее проектировщикам и магистраль проложили севернее. Так город остался без железной дороги. Зато в начале ХХ века в Бронницах появился один из первых в России военных аэродромов. Остатки его взлётной полосы и рулежной дорожки сохранились в поле на окраине до сих пор. Здесь в 1913-14 годах была создана и проводила тренировочные полеты 5-я авиарота русской армии – первое авиационное соединение Московского военного округа.

На месте парка на въезде в город со стороны Москвы ещё с XVII века располагалось кладбище с Успенской церковью 1871 года постройки. Этот храм был закрыт последним в городе, в 1936 году. В советское время там располагался крупный хозмаг и церковное здание в целом сохранилось. Но от оригинальных интерьеров осталась лишь общая планировка и своды. В сильно обгорелом виде сохранился резной дубовый иконостас, ныне очень сильно отреставрированный.

Кладбище было разорено сразу после закрытия храма. Сохранились лишь два памятника: над могилами солдат, умерших в бронницком госпитале (один из немногих оставшихся в России оригинальных памятников первой мировой войны, увы попавший под реновацию в прошлом году и до неузнаваемости перелицованный), и место последнего приюта Александра Александровича Пушкина, внука поэта.

В 1890 году он получил назначение на должность земского начальника Бронницкого уезда, после чего в 1897 году был избран председателем земской управы. В этой должности за исключением четырехлетнего перерыва он оставался до конца жизни. Александр Александрович был попечителем пяти школ, учредителем бронницкой библиотеки, организатором строительства первого в России туберкулёзного санатория для рабочих и больницы для крестьян. Также он создал крестьянскую «кассу взаимного кредита» и хранил у себя дома библиотеку своего деда.

Кобылячья конюшня

В письменных источниках Бронницы известны с 1453 года как село, бывшее вотчиной московских князей. В XVII веке здесь разместилась «государева кобылячья конюшня», то есть конный завод, разводивший лошадей для Московского двора, крупнейший из аналогичных заведений во всем дворцовом ведомстве. Отсюда и лошадь на гербе. Поэтому сейчас в городе много разных конских изображений. Сам конный завод, нынешнее здание которого построили в начале XIX века, просуществовал до 1845 года, после чего там разместили кавалерийский полк. Теперь там находится военный испытательный институт автобронетанковой техники, известный как НИИЦ-21. Поэтому взглянуть на памятник архитектуры удастся только через высоченный забор. Зато неподалёку можно прогуляться по аллее славы военных автомобилистов, а затем пройти вдоль Кожурновского пруда и пересечь его по ещё по одному символу города. Это мостик с беседкой, сделанный по эскизам местного жителя в 1980-х.

Любителям ретро-техники будет интересен и стоящий в виде памятника на выезде в сторону Рязани оригинальный трактор «Универсал-2», который выпускался с 1934 по 1955 год сначала на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде, а затем на Владимирском Тракторном Заводе. В 1944 году он стал первой моделью, которую освоило предприятие. В Бронницах машина из поздних, именно владимирских, тракторов. «Универсал-2» стал первым советским трактором, поставлявшимся на экспорт, при этом он сам был копией американского Farmall Regular от International Harvester. Как и прототип, советский «Универсал» весил чуть больше 2 тонн и снабжался керосиновым двигателем мощностью... 16 л.с. Сейчас сложно даже представить, какими маслами заправляли такие двигатели! Впрочем, в ассортименте CUPPER есть масло, подходящее и для такого мотора.

Всего в СССР было выпущено более 200 тысяч таких тракторов, сохранились единицы. А установлен он в Бронницах неспроста. Работы для этих машин в окрестностях всегда было хоть отбавляй. Напротив города в заливной пойме реки Москвы с незапамятных времён было развито огородничество. В ХХ веке все окрестные поля были полностью распаханы, и разлинованы мелиоративными каналами, чтобы исправно снабжать столицу свежими овощами.

Путешествуйте с нами. Вокруг столько всего красивого и удивительного даже в простых на первый взгляд вещах!
Путешествуйте с нами. Вокруг столько всего красивого и удивительного даже в простых на первый взгляд вещах!

О том, куда ещё стоит отправиться из Бронниц и что необычного посмотреть в окрестностях исторического города, мы расскажем через несколько дней, в следующий раз. Как раз в самый разгар праздников. Путешествуйте с нами! И не забывайте держать в машине для дальних поездок необходимый минимум путешественника, чтобы всегда быть готовым к приключениям.

Интересно? Ставьте палец вверх, подписывайтесь и рекомендуйте нас друзьям!