В 1906-1917 гг., Государственная дума (ГД) в Российской империи занимала отнюдь не последнее место и была законодательным представительным органом государства.
В ходе первой русской революции, 3 июня 1907 года произошел, так называемый, "Третьеиюньский переворот". Который заключался в досрочном роспуске II Государственной Думы, сопровождавшийся изменением избирательной системы.
Как известно, I и II Государственные Думы активно занимались разработкой решения аграрного вопроса, выступая при этом за левые или либеральные методы, которые были не угодны правительству и Столыпину. Под шумок, в перерыве между роспуском I и созыве II думы, Пётр Аркадьевич Столыпин, начал реализацию "аграрной реформы" (https://dzen.ru/a/Zjj9NOMczhLKgfL1 - статья автора на данную тему), ссылаясь на статью 87 Основных законов. Эта статья позволяла правительству принимать неотложные законы без утверждения Думой в перерыве между роспуском одной Думы и созывом новой (а также во время думских каникул), с обязательством внести эти законы в Думу в двухмесячный срок со дня её открытия. Впоследствии Столыпинскую реформу одобрила III ГД.
По итогам выборов во II думу (20 февраля произошло ее вступление в силу), она оказалась еще более левой, что окончательно затруднило принятие угодных правительству законов. 2 июня прекратила свое существование.
Царю и министрам нужна была более покорная дума, для чего был изменен избирательный закон. Отныне один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 - мелких городских собственников, 260 - крестьян и 543 - рабочих. В результате у III ГД стал более умеренный состав.
По итогам выборов численный состав Государственной Думы был представлен следующими партиями:
- Октябристы - 148 человек.
- Монархисты (правые) - 144 человека.
- Кадеты - 54 человека.
- Прогрессисты - 28 человек.
- Буржуазия - 26 человек.
- Социал-демократы - 19 человек.
- Трудовики - 14 человек.
Итого 442 депутата, большинство из которых относились к помещикам. По сравнению с предыдущими двумя Думами, третья была более предсказуемой, менее пестрой по своему партийному составу, и менее левой по взглядам.
В ходе работы Государственной Думы было рассмотрено 2500 законопроектов, из которых принято было около 200. Данный разрыв объясняется системой принятия законодательных проектов в Российской империи, который заключался в рассмотрении и принятии закона следующими инстанциями: Гос. Дума, Гос. совет, Император. Однако все же некоторые законопроекты были приняты Государственным советом и государем.
Одним из немаловажных законодательных актов является: закон О создании государственной кредитной кассы (1908 год) - в соответствии с законом была создана государственная кредитная касса, которая занималась выпуском кредитных билетов и обеспечением государственных займов. Это, несомненно, было неплохим решением. Но более важным был следующий закон: О введении налога на доходы (1910 год) - предусматривал взимание налога в размере 6% от доходов, превышающих 500 рублей в год. Исходя из доходов большинства населения, данный налог касался более богатых слоев населения, нежели крестьян, посему явно пошел на пользу государству.
Также был ряд других законов, как:
Закон о введении земского самоуправления в западных губерниях (1912): Расширил земское самоуправление на западные территории империи.
Закон о реформе суда (1912): Внесены изменения в судебную систему, направленные на ее модернизацию.
Однако самым плодотворным и важным актом был закон Об обеспечении рабочих на случай болезни (1912). Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для рабочих бесплатную медицинскую помощь, этакий больничный времен империи. Для накопления необходимых средств создавались больничные кассы — независимые общественные организации, управляемые самими застрахованными. Это, стоит признать, было верным шагом правящих кругов.
Несмотря на ряд принятых законов, многие из которых оказали хорошее влияние на развитие страны, Государственная Дума, из-за Государственного совета не добивалась окончательного принятия законов, и многие принятые законодательные акты были лишь полумерами, а некоторые (как аграрная реформа) стали выстрелом себе в ногу на пороге Великой войны.
Деятельность Думы III созыва можно охарактеризовать так: были приняты хорошие законы, но они были недостаточными для решения важных стратегических проблем. Русский парламент лишь отдалил неизбежную революцию.
Источники:
1. Морев, М. П. Опыт взаимодействия III Государственной Думы и Госсовета в России: историко-правовой аспект / М. П. Морев. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5459/ (дата обращения: 11.05.2024).
2. Фатеев Андрей Витальевич, Деятельность либеральных партий в III и IV Государственной думе, 2017 г. https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/4780/1497870483-NauchnyĭDokladFateevA.V..Pdf
3. Вестник Челябинского государственного университета, Научная статья по специальности «История и археология», 1992 г. https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-gosudarstvennaya-duma