Японский катушечник - мечта любого меломана конца 70-х, да и всех 80-х. Для большинства честных тружеников, т.е. не барыг, недосягаемая. Выложить сумму, сопоставимую с ценой Лады 6-й модели мало кто мог себе позволить.
Магнитофон - словечко длинноватое для повседневного обихода. «Маг» - звучало кратко, как выстрел. Магически. Точно в цель. Бобинниками называли профессиональные маги для широких не бытовых лент (полдюйма и дюйм).
Официально в розничную торговлю СССР импортные катушечники не поставлялись. Только для особых государственных учреждений и студий звукозаписи, естественно за валюту, которая на вес золота. В комиссионных магазинах за рубли и Березках с Альбатросами за чеки гордо присутствовали, вызывая у гипотетических покупателей обильное слюно-пото-отделение, квази-абстинентный тремор и сладостную дрожь в коленках.
Магнитофон A-3300S-2Т (японец 100 В), представленный в данном тесте, двухдорожечного типа, т.е. по сути профессиональный. Стоимость в Японии ¥ 152 000 (в ~1976 году это до хрена! Под несколько тысяч баксов.
Совместим со скоростями протяжки ленты 38 см/19 см и может записывать/воспроизводить 2 канала, т.е. в одну сторону катушки. Головки записи и воспроизведения пермаллоевые высокой твердости. Аппарат оснащён механизмом отключения звука при записи, механизмом таймера, независимым механизмом переключения смещения и эквалайзера, сигнальным механизмом, который обеспечивает точное позиционирование головки. Имеет расширенную шкалу VU-метра, которая легко считывается на низком уровне.
Используется фиксатор катушки типа click-lock. И это замечтально! Надёжные! Удобные! Из правильного металла!
Заявленные производителем параметры:
Катушка Типы 26 и 17
Скорость ленты 38 см, 19 см
3 двигателя:
для ведущего вала: 2-ступенчатый гистерезисный синхронный двигатель
Для катушки: вихретоковый асинхронный двигатель
Детонация и флаттер: 38 см - 0,04%, 19 см - 0,06%
Частотная характеристика
38 см: от 25 Гц до ~26 кГц
19 см: от 30 Гц до ~22 кГц
Эквализация NAB 3180 мкс
Частота подмагничивания 100 кГц
Коэффициент SN (уровень THD 3%, WTD) 60 дБ
Коэффициент искажения (опорный уровень) 1%
Разделение стереоканалов 50 дБ (1 кГц)
Ширина 440x Высота 440x Глубина 210 мм
Вес 20 кг
Потребляемая мощность 102 Вт
Дополнительно:
Акриловый чехол TZ-440 (¥ 5500)
Пульт дистанционного управления RC-120 (¥ 10 500)
Переносной чехол CS-430 (¥ 12 000)
«А до скольких Герц пишет?» - во времена царствования магнитофонов подобный вопрос звучал лейтмотивом. Мы тогда поголовно считали-веровали, что чем выше, тем лучше. Какова при этом неравномерность АЧХ, упускалось из виду. А зря!
Согласно сервис мануалам допустимый диапазон воспроизведения достаточно широк у всех магнитофонов (+\-3 дБ), катушечники обязаны держать точно точку лишь на 400 Гц:
Отведенный коридор для совокупной АЧХ запись-воспроизведение тоже нехилый, в том числе для пресловутой скорости 38 (+3\-4 дБ):
Так что заверения о 32 кГц и выше всего лишь уловка продавцов. А главное, что таким магом записывать, откуда студийные исходники брать? Нынче весь цифровой звук на 20 кГц заканчивается, а на виниле и того раньше. Покупать же 10-ю, как бы студийную, перезапись за 500 евро и более - занятие на любителя-ценителя.
При этом для студийных магнитофонов, применяемых для чисто аналоговой записи винила, требования весьма жёсткие. Отклонения амплитудно-частотной характеристики канала воспроизведения по измерительной ленте должны быть в диапазоне 31,5-63Гц не более 3 дБ, в диапазоне 63-8000Гц не более 1,5 дБ и в диапазоне 8-16кГц - не более 3 дБ. [*]
Главное преимущество катушечка в сравнении с кассетной декой – меньшее загибание на краях АЧХ при высоких уровнях записи, а так же гистерезисное "прописывание" с приемлемыми искажениям на всплесках музыки. Впрочем, шибко зависящие от конкретной ленты. Детонация, проникновение каналов – всё это уже плюс-минус погрешность, поскольку упирается в фактическое состояние роликов, пассиков и т.п., а так же электронных элементов.
Модель TEAC A-3300S (в том числе 2Т) выделяется неубиваимостью и хорошей ремонтопригодностью. Доступ к основным узлам удобный и быстрый.
Блок головок сделан "кондово":
TEAC A-3300S-2Т в своём роде это автомат Калашникова, прописывающий практически любую, даже сыпящуюся на лету, ленту. Головки , конечно, протирать приходится после каждого прогона.
Самая главная проблема сейчас для любого катушечника , где брать путную ленту для записи. За километровый (для 38-й скорости) Maxell XLI вместе с катушкой просят пятнарик, а за XLII в запечатке - уже 18 тыср.
Про Ampex бродят не хорошие слухи. Мало того, что жутко скрипит, так еще и якобы частоткой не блещет (~5 тыср с катухой):
Для электората остаётся лишь СВЕМА и СЛАВИЧ, но для них желательна эквализация. Данный "маг" настроен на Максел нормал, хрома катушки под рукой не оказалось.
Запись на эту СВЕМА на 19-й скорости (флак, 24-48, ~40 мег):
На сыпящейся ленте смутного происхождения (TDK под большим вопросом) при скорости 38 простейшие измерения показывают следующее:
И в своей проге:
М-да, сыпящаяся лента поганит конкретно, тем не менее, благодаря стараниям TEAC A-3300 музыка "легла". Переключения на лету источник-лента кто-нибудь расслышит?:
Или в телеге (флак 24-96, ~120 мег):
Тестовая подборка далась неплохо, особенно впечатляют в записи (флак, 24-48, ~150 мег) громкие/динамичные исходники:
Приглашение в группу в телеге, где выкладываются сэмплы: https://t.me/+YmPn7TcC-4Y1YjIy
Любопытно, на музыке, записанной в 16-44, получаем спектр, в ультразвуковой области схожий с TDA1540 :
Итак, неплохо сохранившийся японец TEAC A-3300, будучи грамотно обслуженным-смазанным-настроенным, марку ещё держит. Однако в целом бытовые "катухи" сейчас это антураж: смотреть, как на пламя костра или водопад, и медитировать. Что касается пресловутой 38й скорости, то писать на ней винил, пусть даже первопрессный, не вижу резона. Кто пришлёт студийку на исследование - гарантирую возврат в целкости!!!
Отдельное применение катушечника в роли чисто аналогового частотнозависимого динамического компрессора (в оригинале дико дорогого!) заслуживает особого внимания:
PS
Профи 38-я скорость реально нужна лишь для записи аналогового мастера для того же винила, но тут трат на ленту не жалей, да и маг выбирай покруче.
======================================================
Сервис мануал https://audiocircuit.dk/downloads/teac/Teac-A2300SX-tape-sm.pdf
https://inthouse.ru/vinil/Vinilnii_STAT/Degrell%20Laszlo/2.%20Technique%20plates%20production/2.%20Degrell%20Laszlo_Technique%20plates%20production.html