12,8K подписчиков

Станция Узуново: единственное место в Подмосковье, где можно увидеть локомотивы переменного тока. Показываю, что тут ездило в 2012 году!

2,6K прочитали

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии. Корпоративных цветов - кот наплакал, дальних поездов так много, что ездят они даже по БМО, на многих направлениях всё ещё катаются ужасные по удобству, но милые сердцу зелёные рижские электрички, а локомотивный парк пестрит различными моделями электровозов и тепловозов каких угодно расцветок. Разнообразие! А вдобавок ко всему - куча свободного времени, что позволило почти спонтанно собрать компанию из четырёх человек, встретиться в 6 утра на Павелецком вокзале, сесть в недавно переданную с Ярославского направления старую Эрку и отправиться в Узуново... Эх, чудесные студенческие годы!

Обратите внимание: буферные брусы (под решёткой) синего цвета. Бывшая машина из депо Пушкино.
Обратите внимание: буферные брусы (под решёткой) синего цвета. Бывшая машина из депо Пушкино.

Но прежде, чем ехать, разумеется, фотография... Картина маслом! Та самая "Павеляга", которая и сейчас по существу не изменилась, те самые рижские электрички зелёного цвета, а впереди - целый день похождений и поездов.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-2

После трёхчасовой трясучки в рассыпающейся Эрке мы оказались на узловой станции Узуново, после которой Павелецкое направление разделяется на две ветви: одна уходит к станции Рыбное, а другая ведёт в Павелец, и далее на Юго-Восточную дорогу. Ветка в сторону Павельца электрифицирована переменным током, так что идущие на юг дальние поезда в Узуново вынуждены менять локомотив, что делает станцию Узуново уникальной, ведь во всём Подмосковье она - единственная, куда заходят электровозы переменного тока! Электрички здесь тоже ездят другие: например, 20 мая 2012 года в 11 утра на Павелец поехала ЭМ9-004 - по сути, обычная ЭР9П, которой провели капитальный ремонт и выдали за новый поезд. Подробнее о похожей гениальной схеме ремонта я рассказывал ранее в одной из публикаций, ссылку оставлю внизу... Но до чего она прекрасна с её блестящей на солнце свежей зелёной краской!

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-3

Ветка Узуново - Павелец малодеятельная. Транзитного грузового движения здесь нет: только электрички, вечерние пассажирские поезда, да раз в день вывозной товарняк, который возит в город Михайлов цементовозы. Поэтому мы решили начать наш "баянизм" с линии Узуново - Рыбное, на которую и уходят почти все грузовые... А вот и первый на сегодня: зелёный ВЛ10У со звездой! Удачи вам в поисках, и, тем более, в поимке такого же в 2024 году.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-4

Не прошло и 15 минут, как следующий грузовой ползёт нам прямо в лапы! На этот раз - скучный по меркам 2012-го и редкий по меркам 2024-го ВЛ11М зелёного цвета... Молодому поколению поясняю: в 2012 году такой ВЛ11 был по интересности как сейчас 2ЭС6. А действительно интересными были ВЛ10 ранних номеров с круглыми фонарями, вроде этого.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-5

Есть на ветке Узуново - Рыбное и электрички, в 2012 году представленные машинами ЭР2 и ЭР2К, формально приписанными к депо Раменское, но околачивающимися в Рязани и обслуживающими все прилегающие к ней ЖД ветки: Гавердово, Ясаково, Кустарёвка, Голутвин, Узуново - всё это их сфера деятельности! А раз депо приписки - Раменское, то и окраска соответствующая: светло-зелёная с салатовой полосой. А удивительнее всего, что древняя ЭР2К-1105 1976 года выпуска проработала в тех краях аж до 2020 года! В чём ей, естественно, помог капитальный ремонт с продлением срока службы.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-6

Участок Узуново - Рыбное был открыт в конце 1980-х годов как способ быстро гонять в Рыбное грузовые поезда из крупнейшей сортировочной станции Бекасово. Но для этого железнодорожникам пришлось ещё и перевести с переменного на постоянный ток участок Ожерелье - Узуново, чтобы избежать двух лишних смен локомотива... Чтобы вы понимали, обычно делается наоборот - постоянный ток меняют на переменный, так что наш случай почти уникален.

Изначально ветка Узуново - Рыбное задумывалась как двухпутная, и даже при её строительстве под второй путь были созданы насыпи, мосты, опоры контактной сети, однако в конце концов ветка была сделана двухпутной лишь частично. Напрасно! Ведь поездов здесь предостаточно: следующий поехал во встречном направлении меньше, чем через час после прохода электрички.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-8

20 минут - и очередная смена направления на однопутке, а к нам едет уже второй за день зелёный ВЛ10У со звездой в направлении Рыбного.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-9

Ещё одно часовое затишье нарушил рельсомазыватель ВЛ11М-221. Цилиндр на его морде - это маслёнка, а под брюхом он оснащён оборудованием, наносящим густую смазку на рельсы в кривых участках - нужно это для уменьшения износа колёс и рельсов.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-10

А теперь - время для электрички из Рязани! Конечно, в 2012 году уже могла приехать красно-серая уродина, но нам опять повезло: из леса выкатилась ещё одна зелёно-салатовая рижская красотка! Причём, это одна из последних построенных ЭР2 1984 года выпуска. Несмотря на меньший возраст, поезд 1337 был списан в один год с куда более старым собратом 1105, а всё потому, что капремонт с продлением срока службы обошёл его стороной.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-11

20 минут - и вновь грузовой на Рязань! Снимаем, хоть солнце уже отвернулось и морда локомотива оказалась в тени...

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-12

Под вечер на Павелецком направлении ожидалась электричка и табун пассажирских поездов, так что мы козьими тропами выбрались к перегону Узуново - Серебряные пруды, где не фотографировал только ленивый. Первым был пойман поезд в направлении Москвы, а тянул его новый на тот момент электровоз ЭП1М-678 2011 года выпуска. В отличие от более ранних "Эпимов", у этого на морде вместо оранжевого треугольника красуются два оранжевых квадрата - "щёчки". А в его поезде были целых три зелёных вагона!

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-13

Всего через 10 минут промчалась электричка сообщением Павелец - Узуново, представленная машиной ЭР9ПК-139 1976 года постройки, с которой в 2002 году случился капремонт на Красноярском электровагоноремонтном заводе. Круглую морду - к чёрту, даёшь зубастую кабину из углепластика! Но учитывая, что всё это - дела давно минувших дней, а сам поезд списан ещё в 2018 году, причитать об этом уже нет никакого смысла.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-14

А теперь - первый пошёл! Из Москвы проехал голубенький ЭП1М, в составе которого можно видеть вагоны канувшего в историю перевозчика "ТрансКлассСервис", а в хвосте - зелёно-жёлтый вагон неизвестного мне фирменного поезда. Может быть, читатели его опознают?

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-15

Красивые места! Зелёные холмистые луга, деревья и железная дорога с железными советскими опорами контактной сети. Это Россия!

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-16

Наверное, "табун поездов" - это я громко сказал, ведь почти на час дорога затихла. Паузу прервал ЭР9ПК-139, который поехал из Узуново обратно в Павелец.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-17

Через полчаса - очередной пассажирский: совсем коротенький, зато с багажным вагоном, а также с вагоном фирменного поезда "Воронеж" в составе. А ведь когда-то существовал не только полноценный поезд в таких цветах, но и специально покрашенный для него электровоз ЧС4Т-497 (фото 2)!

Последний в тот день пассажирский поезд тоже ехал с голубым ЭП1М, а в его составе светились несколько редких уже тогда зелёных вагонов.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-19

Очередное часовое затишьте - и финальный кадр на перегоне: ЭМ9-004 возвращается из Павельца в Узуново. Белая полоса вместо оранжевой под лобовыми окнами выглядит оригинально.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-20

До нашей электрички оставалось немного времени, так что мы пешком вернулись на станцию Узуново, где была сфотографирована ЭР9ПК-157, которая в тот день так и не выехала на перегон. А жаль! Уж лучше был бы кругляк вместо неказистой ЭР9ПК-139 с её клыкастой физиономией!

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-21

Всё, что я вам показал - было великолепно! И зелёные круглые ЭР9, и зелёные плоские ЭР2, и зелёные электровозы и голубые ЭП1М, разумеется... Но далеко не только ради этого всего мы приехали в тот день в Узуново, ведь годом ранее, в мае 2011-го из депо Буй в депо Ожерелье были переданы два локомотива ВЛ60 в "северной окраске", которые предполагалось использовать для местного грузового поезда, который возил цементовозы из Узуново в Михайлов. Увы, вывозом в тот день занимался обычный ВЛ80С, а "Шисятки" так и простояли весь день в депо, так что сфотографировать их получилось только из окна увозящего нас в Москву электропоезда. Но ещё обиднее, что была возможность снять их в солнечном свете; мы же находились в предпоследнем вагоне, так что "Шисятки" оказались в тени нашей же электрички.

Лично по моему мнению, на Московской железной дороге 2012 год был одним из лучших, если смотреть на него с точки зрения фотографии.-22

В 2012 году подмосковное Узуново было необычным местом, где можно было увидеть подвижной состав как переменного так и постоянного тока, да ещё и всех возможных цветов. Зелёные, салатовые, голубенькие, а при удачном стечении обстоятельств сюда мог залететь и красный ЧС4Т, что уже тогда было для этого места редким явлением. И разумеется, это целых 10 ЭМ9 из 10!

А что сейчас? Красно-серые ЭП1М, красно-серые 2ЭС6 и ВЛ80С, красно-серые ЭД4М и ЭД9М, красно-серое всё на свете, не говоря уже о локомотивных бригадах Юго-Восточной дороги, которые и в мирное время косо смотрели на фотоаппараты, а сейчас и подавно устроят вам нечаепитие в неприятной компании... В общем, Узуново я рекомендую посещать на машине времени!

С вами был Блог ЖД Фотографа. Чтобы не потерять меня, подпишитесь либо на мой личный ТГ-канал, либо на ТГ-канал "Всё, что движется", где я размещаю ссылки на новые публикации, а если сможете поддержать мой канал монетой - будет совсем хорошо.

До скорого!

Статья о том, как "ремонтировали" рижские электрички: