Найти тему
Блог ЖД фотографа

Электровоз ВЛ10-1535: РЖД опять взялись за уничтожение истории. Почему нужно сохранить эту старую зелёную кастрюлю?

Опять Российские железные дороги наступают на старые грабли. Опять решения принимаются людьми, которых интересуют только цифры в отчётах, а не судьба настоящей техники - той, которая есть здесь и сейчас и которую они готовы бездарно отправить на гвозди, вместо того, чтобы сохранить для истории. И в этот раз Дирекция тяги добралась до электровоза ВЛ10-1535, который 55 лет верой и правдой зарабатывал для них деньги, перевозя грузовые поезда. Давайте же с вами разберёмся, почему этот старый зелёный сарай нельзя сдавать в металлолом. Я понимаю - мало кому будут интересен неприметный электровоз, один из тысяч, но если его не удастся сохранить в металле, то пусть история о нём хотя бы будет записана и доступна широкой общественности.

В депо Орехово, 2015 г.
В депо Орехово, 2015 г.

Вообще-то, электровозов ВЛ10 было построено немало - с 1961 по 1977 их наклепали целых 1906 штук, а трудились над ними заводы в Тбилиси и в Новочеркасске. И это - одних только "чисто" ВЛ10, а ведь ещё была почти тысяча штук ВЛ10У, десяток ВЛ10Н, да и ВЛ11 с ВЛ11М от них отличаются незначительно. Кстати, вы знаете, что значат эти буквы - ВЛ? Никакого отношения к конструктивным особенностям локомотива они не имеют - всего лишь "Владимир Ленин". Как не имеет отношения к конструктивным особенностям и число 10, ведь если на ВЛ8 "8" обозначало количество осей, то тут "10" было выбрано, судя по всему, методом научного тыка.

2016 год, Внуково
2016 год, Внуково

Ну давайте, скажите мне, что он самый обычный и не далее, как вчера, вы видели в точности такой же электровоз на ближайшей железнодорожной станции. Ничегошеньки вы не понимаете в колбасных обрезках, друзья! Вы посмотрите на его "лицо" с огромными круглыми фарами, выдающими в нём машину раннего выпуска! Из почти двух тысяч ВЛ10 не более 500 машин имели такую милую внешность, а эти "глазища", на мой взгляд, придают его облику особенную выразительность.

Где-то между Вековкой и Куровской, 2020 г.
Где-то между Вековкой и Куровской, 2020 г.

Но самое неприятное, что из всех "лупоглазых" наш герой оказался последним. Поскольку все подобные машины были выпущены до 1970 года, а сроки службы с учётом продлений у некоторых из них составили 50 лет, в 2019-2020 годах все последние лупоглазики в Москве, Петербурге, в Ярославле, а также в Сибири были отставлены от работы. При этом не сохранилось ни одного лупоглазика, выпущенного в Новочеркасске, а они отличались наличием пятиконечной звезды.

Петербург, 2016 г.
Петербург, 2016 г.

А наш герой построен и вовсе в 1968 году! Подумать только, у нас есть живой локомотив, рождённый в солнечной Грузии, заставший аж Брежнева и повидавший своими круглыми фарами такого, что остаётся лишь жалеть, что локомотивы не умеют разговаривать. Или о том, что во времена СССР на них не ставили видеорегистраторы. Кстати, я думаю, вы уже догадались, что настоящий номер у него не 1535: до 2002 года электровоз был 098-м. Кто, как и для чего смог его перенумеровать - история мутная, но, судя по всему, именно благодаря ей электровоз и дожил до наших дней, так как настоящий 1535 был 1973 года выпуска.

Царицыно, 2021 г.
Царицыно, 2021 г.

Да и так ли это важно сейчас, когда последний на Московской железной дороге пучеглазый ВЛ10 выведен из эксплуатации и ожидает порезки на металлобазе под Рязанью, а его место на постаменте в депо Орехово занял ничем не примечательный ВЛ10-1515? Который, мало того, что не пучеглазый (а значит не отличается от сотен других "поздних" ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ11), так ещё и покрашен в корпоративные цвета. Депо Орехово! Московская дирекция тяги! ЦТ! Извините, но мне кажется, вы что-то перепутали.

Памятник? Тот, который не с круглыми фарами, без заводского шильдика и в корпоративных цветах - это памятник?!
Памятник? Тот, который не с круглыми фарами, без заводского шильдика и в корпоративных цветах - это памятник?!

ВЛ10-1535 - это последний в России живой (разворованные на базах запаса всё же можно поискать) электровоз ВЛ10 ранних номеров, последний - с круглыми фарами, и он, к тому же, пока что находится в комплектном состоянии. Это для вас в Московской дирекции тяги он - просто цифра в отчёте о пробегах или в отчёте об укомплектованности приборами безопасности, вы его никогда в жизни не видели и не знаете, какой он. А мы - простые железнодорожники "в поле", а также железнодорожные фанаты и ценители истории техники - видели. И очень хотим, чтобы вы увидели и узнали его тоже.

Нахабино, осень 2021
Нахабино, осень 2021

Да - сейчас это страшноватая зелёная кастрюля с ободранным логотипом Тбилисского завода, но пожалуйста, не надо сдавать его в металлолом! Сдайте туда любой другой электровоз, ну неужели нечего больше предложить?! Машина с номером 1535 представляет собой неочевидную историческую ценность и её надо если не сохранить в качестве локомотива для туристических поездов, то хотя бы бы поставить в железнодорожный музей, на постамент около какого-нибудь депо, или, на худой конец, просто кинуть на базу запаса до лучших времён, чтобы его приводили в порядок более заинтересованные в истории железнодорожной техники люди.

Моя первая фотка 1535. Красный строитель, 2009 г.
Моя первая фотка 1535. Красный строитель, 2009 г.

И не надо в комментариях рассказывать сказки о том, что на сети РЖД не найдётся кусочка путей, чтобы поставить туда 32-х метровую машину. Есть пустующие цеха в депо Москва-3 - почти в центре Москвы, есть базы запаса, есть Орёл, Вязьма, есть Ермолино в Ивановской области, где уже собрано несколько исторических локомотивов, которые пока ждут своего часа (рассказ о них - по ссылке в конце). Есть полупустая станция Люблино, есть Бирюлёво с парками, куда годами не заходили поезда, есть Южный Порт, есть ещё сотни других идей, куда можно спрятать от газорезки один несчастный электровоз. Не прибедняйтесь! В конце концов, я не вижу большой проблемы, чтобы уложить 40 метров рельс в любом депо Московской дороги и поставить 1535 туда.

Москвка-3, 2016. И насколько я знаю, сейчас там не стоят локомотивы. Ставь - не хочу.
Москвка-3, 2016. И насколько я знаю, сейчас там не стоят локомотивы. Ставь - не хочу.

Вот ответьте - вам не всё равно, какой отставленный локомотив сдавать в металлолом? И скучный 1515 и исторический 1535 по выходу лома будут примерно одинаковыми. Только, сдав в металлолом 1535, вы получите, помимо денег, ещё и репутацию людей, наплевательски относящихся к истории - такую же, какая была у руководителей моторвагонной дирекции, переделавших в "спутник" электричку ЭР2-1017 (её история - по ссылке в конце). Вам, руководителям, едва ли то-то будет стоить изменить своё решение сейчас, пока не поздно - подумайте об этом.

Маловероятно, что мои "писульки" изменят ход событий, но если вы знаете кого-нибудь в ЦТ, в Московской дирекции тяги, в депо Орехово, в железнодорожных музеях или любых руководителей, которые могли бы повлиять на ситуацию, расскажите им об электровозе ВЛ10-1535. Он пока не порезан, но времени мало. А вдруг получится?

С вами был Блог ЖД Фотографа. Цените историю, а особенно, её живых представителей - как людей, так и технику. Уничтожить её - дело нехитрое, но хотелось бы показать своим детям натурные образцы, а не только лишь фотографии и видосики на Ютубчике.

До скорого!

Видео про ВЛ10-1535