Опять Российские железные дороги наступают на старые грабли. Опять решения принимаются людьми, которых интересуют только цифры в отчётах, а не судьба настоящей техники - той, которая есть здесь и сейчас и которую они готовы бездарно отправить на гвозди, вместо того, чтобы сохранить для истории. И в этот раз Дирекция тяги добралась до электровоза ВЛ10-1535, который 55 лет верой и правдой зарабатывал для них деньги, перевозя грузовые поезда. Давайте же с вами разберёмся, почему этот старый зелёный сарай нельзя сдавать в металлолом. Я понимаю - мало кому будут интересен неприметный электровоз, один из тысяч, но если его не удастся сохранить в металле, то пусть история о нём хотя бы будет записана и доступна широкой общественности.
Вообще-то, электровозов ВЛ10 было построено немало - с 1961 по 1977 их наклепали целых 1906 штук, а трудились над ними заводы в Тбилиси и в Новочеркасске. И это - одних только "чисто" ВЛ10, а ведь ещё была почти тысяча штук ВЛ10У, десяток ВЛ10Н, да и ВЛ11 с ВЛ11М от них отличаются незначительно. Кстати, вы знаете, что значат эти буквы - ВЛ? Никакого отношения к конструктивным особенностям локомотива они не имеют - всего лишь "Владимир Ленин". Как не имеет отношения к конструктивным особенностям и число 10, ведь если на ВЛ8 "8" обозначало количество осей, то тут "10" было выбрано, судя по всему, методом научного тыка.
Ну давайте, скажите мне, что он самый обычный и не далее, как вчера, вы видели в точности такой же электровоз на ближайшей железнодорожной станции. Ничегошеньки вы не понимаете в колбасных обрезках, друзья! Вы посмотрите на его "лицо" с огромными круглыми фарами, выдающими в нём машину раннего выпуска! Из почти двух тысяч ВЛ10 не более 500 машин имели такую милую внешность, а эти "глазища", на мой взгляд, придают его облику особенную выразительность.
Но самое неприятное, что из всех "лупоглазых" наш герой оказался последним. Поскольку все подобные машины были выпущены до 1970 года, а сроки службы с учётом продлений у некоторых из них составили 50 лет, в 2019-2020 годах все последние лупоглазики в Москве, Петербурге, в Ярославле, а также в Сибири были отставлены от работы. При этом не сохранилось ни одного лупоглазика, выпущенного в Новочеркасске, а они отличались наличием пятиконечной звезды.
А наш герой построен и вовсе в 1968 году! Подумать только, у нас есть живой локомотив, рождённый в солнечной Грузии, заставший аж Брежнева и повидавший своими круглыми фарами такого, что остаётся лишь жалеть, что локомотивы не умеют разговаривать. Или о том, что во времена СССР на них не ставили видеорегистраторы. Кстати, я думаю, вы уже догадались, что настоящий номер у него не 1535: до 2002 года электровоз был 098-м. Кто, как и для чего смог его перенумеровать - история мутная, но, судя по всему, именно благодаря ей электровоз и дожил до наших дней, так как настоящий 1535 был 1973 года выпуска.
Да и так ли это важно сейчас, когда последний на Московской железной дороге пучеглазый ВЛ10 выведен из эксплуатации и ожидает порезки на металлобазе под Рязанью, а его место на постаменте в депо Орехово занял ничем не примечательный ВЛ10-1515? Который, мало того, что не пучеглазый (а значит не отличается от сотен других "поздних" ВЛ10, ВЛ10У и ВЛ11), так ещё и покрашен в корпоративные цвета. Депо Орехово! Московская дирекция тяги! ЦТ! Извините, но мне кажется, вы что-то перепутали.
ВЛ10-1535 - это последний в России живой (разворованные на базах запаса всё же можно поискать) электровоз ВЛ10 ранних номеров, последний - с круглыми фарами, и он, к тому же, пока что находится в комплектном состоянии. Это для вас в Московской дирекции тяги он - просто цифра в отчёте о пробегах или в отчёте об укомплектованности приборами безопасности, вы его никогда в жизни не видели и не знаете, какой он. А мы - простые железнодорожники "в поле", а также железнодорожные фанаты и ценители истории техники - видели. И очень хотим, чтобы вы увидели и узнали его тоже.
Да - сейчас это страшноватая зелёная кастрюля с ободранным логотипом Тбилисского завода, но пожалуйста, не надо сдавать его в металлолом! Сдайте туда любой другой электровоз, ну неужели нечего больше предложить?! Машина с номером 1535 представляет собой неочевидную историческую ценность и её надо если не сохранить в качестве локомотива для туристических поездов, то хотя бы бы поставить в железнодорожный музей, на постамент около какого-нибудь депо, или, на худой конец, просто кинуть на базу запаса до лучших времён, чтобы его приводили в порядок более заинтересованные в истории железнодорожной техники люди.
И не надо в комментариях рассказывать сказки о том, что на сети РЖД не найдётся кусочка путей, чтобы поставить туда 32-х метровую машину. Есть пустующие цеха в депо Москва-3 - почти в центре Москвы, есть базы запаса, есть Орёл, Вязьма, есть Ермолино в Ивановской области, где уже собрано несколько исторических локомотивов, которые пока ждут своего часа (рассказ о них - по ссылке в конце). Есть полупустая станция Люблино, есть Бирюлёво с парками, куда годами не заходили поезда, есть Южный Порт, есть ещё сотни других идей, куда можно спрятать от газорезки один несчастный электровоз. Не прибедняйтесь! В конце концов, я не вижу большой проблемы, чтобы уложить 40 метров рельс в любом депо Московской дороги и поставить 1535 туда.
Вот ответьте - вам не всё равно, какой отставленный локомотив сдавать в металлолом? И скучный 1515 и исторический 1535 по выходу лома будут примерно одинаковыми. Только, сдав в металлолом 1535, вы получите, помимо денег, ещё и репутацию людей, наплевательски относящихся к истории - такую же, какая была у руководителей моторвагонной дирекции, переделавших в "спутник" электричку ЭР2-1017 (её история - по ссылке в конце). Вам, руководителям, едва ли то-то будет стоить изменить своё решение сейчас, пока не поздно - подумайте об этом.
Маловероятно, что мои "писульки" изменят ход событий, но если вы знаете кого-нибудь в ЦТ, в Московской дирекции тяги, в депо Орехово, в железнодорожных музеях или любых руководителей, которые могли бы повлиять на ситуацию, расскажите им об электровозе ВЛ10-1535. Он пока не порезан, но времени мало. А вдруг получится?
С вами был Блог ЖД Фотографа. Цените историю, а особенно, её живых представителей - как людей, так и технику. Уничтожить её - дело нехитрое, но хотелось бы показать своим детям натурные образцы, а не только лишь фотографии и видосики на Ютубчике.
До скорого!