Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом Марии Чижиковой, или Венский модерн на Садовой-Кудринской и сомнения в Гельрихе

Оглавление

Если честно, я никогда мысленно не отделял улицы, составляющие Садовое Кольцо, одну от другой. Казалось бы, только что гулял по Большой Садовой, в очередной раз отдавая дань последнему особняку Федора Шехтеля, и вдруг я уже на Садовой-Кудринской.

Для меня они всегда были единым, цельным Кольцом.

И то сказать: попробуй упомни, что, например, граница между этими двумя, незаметно перетекающими одна в другую, проходит по перекрестку с улицей Красина, в девятнадцатом веке носившей весьма неприглядное, неаппетитное название Старая Живодерка или Староживодерный переулок (здесь в старину лежала слобода, где жили те, кто как раз этим самым делом и занимались).

-2

Дом, который я хочу показать сегодня, стоит вторым от угла с Красина как раз по Садовой-Кудринской…

…На месте, где раньше располагался другой доходной дом

Выстроенный в середине девятнадцатого века, он был куда как меньших размеров, чем тот, который мы видим сегодня.

-3

А еще тем, кто покупал участки вдоль дороги, проходящей, где стоял когда-то частокол Скородома и был намётан Земляной вал, особым указом велелось высаживать перед своими домами сады. Собственно, Кольцо поэтому и назвали Садовым.

Тот старый дом о многом мог бы рассказать будущим поколениям, имей он способность говорить. Впрочем, какой из домов Старой Москвы не хранит или не хранил память о великих событиях и великих именах? Кажется, что даже ушедшие дома передают свои воспоминания тем, что вырастут на их фундаментах позднее.

-4

К примеру, в 1860-х годах в том, прежнем доме жила писательница и переводчица, родная сестра философа и драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина и художницы Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной Елизавета Васильевна, в замужестве Салиас-де-Турнемир, более известная под псевдонимом Евгения Тур.

Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир (Евгения Тур). Изображение из открытых источников
Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир (Евгения Тур). Изображение из открытых источников

Здесь она держала литературный салон, известный тем, что среди его гостей бывали дворянин, историк и руководитель Санкт-Петербургской школы историографии, тайный советник Константин Николаевич Бестужев-Рюмин и биолог, философ и историк-фольклорист Михаил Александрович Максимо́вич. А писатель и публицист Николай Семенович Лесков и вовсе останавливался в ее доме в качестве постояльца.

Но в первый год наступившего двадцатого столетия тот дом и его окружение выкупили и снесли, чтобы возвести новое здание…

…Для жены титулярного советника Марии Николаевны Чижиковой

Изначально оно было четырехэтажным. Надстроили его в 1940-м, а за несколько лет до этого вырубили сад перед домом, расширяя Кольцо.

Вот, кстати, как этот дом выглядел до надстройки тремя новыми этажами и пока еще окруженный зеленью.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

А вот с именем его создателя связана еще одна московская путаница-загадка.

-7

Буквально два дня назад я рассказал о доходном доме, который в другом районе Москвы выстроил для своих личных нужд известный архитектор Густав Августович (или, на момент рождения, Густав Карл Юлиус) Гельрих.

Есть предположение, что его же руке принадлежит и этот дом. Однако то предположение не подтверждается документально. Да и подписи Густава Августовича нет на чертежах.

В архивах же указано, что автор проекта дома – некто А.Л. Чижиков, что утверждает и памятная доска на фасаде.

-8

Кто-то даже высказывал мнение, что Чижиков – псевдоним Гельриха (правда, с чего бы вдруг?) Другие соглашались с тем, что дом построил родственник домовладелицы, но поскольку он был практически никому не известен, а дому нужно имя, чтобы выгодно сдавать в нем квартиры, постройку решили выдать за творение известного зодчего. Что звучит еще более подозрительно: подлог такого уровня раскроется в один миг – беды не оберешься.

-9

Кстати сказать, в списках москвичей тех лет человека с такой фамилией и инициалами не наблюдается. Ни слова не сказано о таковом и как об архитекторе – ни в справочниках, ни в архитектурных путеводителях. А вот среди построек за тем же авторством удалось найти еще одно здание – доходный дом на Рождественском бульваре, построенный в 1873 году.

Объясняют путаницу тем, что Гельрих проектировал для Чижиковой другой корпус, который должен было вырасти рядом, однако тот проект остался нереализованным.

Но, так или иначе, дом на Кудринской заслуживает внимания, построенный, как я писал выше, в 1901 году…

…В стиле раннего венского модерна

По центру его, над главным входом, на высоту трех этажей автор (кто бы он ни был) устроил витраж с арочным завершением (2 фото).

И перекликающиеся с ним два эркера по краям фасада, которые украсил великолепными керамическими панно и балкончиками сверху. Честно говоря, они-то меня и привлекли к дому в первую очередь, да настолько, что отойти от него я смог далеко не сразу (7 фото).

И козырек над дверью, и декоративные решетки балконов – подлинные, исторические (9 фото).

Другие украшения дома тоже хороши. Да и сам он – украшение улицы, целостный и неделимый. Хотя, некоторые критики замечают, что надстройка не пошла ему на пользу (9 фото).

Еще говорят, что значительная часть фасада была на особый манер облицована кабанчиком, делавшим его словно убранным в решетку. Но при одном из ремонтов стены сделали гладкими и выкрасили, оставив на виду лишь отдельные фрагменты той необычной облицовки (2 фото).

Есть, кстати, элементы, появившиеся уже после войны – например, советский знак Осоавиахима, то есть Общества содействия авиационной и химической обороне (2 фото).

И, что интересно, новый дом, точно также, как и его архитектурный предшественник, стал еще одной московской точкой притяжения…

…Для многих представителей творческой русской интеллигенции

Причем как до революции, так и после оной.

В 1910-х годах здесь, в квартире №38, располагался кружок любителей сценического искусства «Игнис». Прошло около десяти лет, и уже при новой власти, с 1923 по 1930 год, только теперь в 58-й квартире, открылось Московское общество драматических писателей и оперных композиторов, которое регулярно посещали Владимир Иванович Немирович-Данченко и актер и драматург Александр Иванович Сумбатов-Южин. А вслед за ним – Литературно-издательский отдел Наркомпроса.

(7 фото)

Среди жильцов дома также были актеры театра и кино, оперные певицы и артисты балета, музыканты и композиторы, режиссеры, сценаристы и писатели.

(5 фото)

Но, чтобы не наскучить читателям перечислением имен, расскажу лишь об одной обитательнице дома. Не актрисе, но весьма артистической особе.

Это была дочь морского капитан-лейтенанта в отставке Мария Николаевна Тарновская, урожденная О'Рурк – роковая женщина, авантюристка и соблазнительница с криминальными наклонностями. При этом – мать двоих детей, хоть в браке пробыла совсем недолго. По рассказам современников, была опасна для мужского пола, как огонь. Четырнадцать человек, по слухам, довела до самоубийства.

В 1907 году в Венеции по ее вине разыгрались и вовсе кровавые страсти. Один из ее любовников убил другого – ее официального жениха – с корыстной целью. А план преступления разработал третий ее любовник не без её собственного деятельного участия. За что дама была приговорена к восьми годам каторги, по освобождении с которой вышла замуж за латиноамериканца и уехала в Аргентину. Там она прожила до семидесяти восьми лет и умерла в одиночестве, к тому времени уже никому не нужная и всеми забытая.

-18

А дочь ее от первого брака, Татьяна Васильевна Тарновская, стала одной из первых актрис советского кино и женой кинодраматурга, писателя и в будущем ВГИКовского педагога Алексея (Лазаря) Яковлевича Каплера, одного из ассистентов Александра Довженко. Тот ради женитьбы на ней даже принял православие.

Этот же дом на Садовой-Кудринской как до революции, так и после нее, непрерывно оставался жилым. Таким он является и по сей день, за исключением разве что первого этажа. При этом в некоторых из его квартир до сих пор сохранились интерьеры с историческими каминами, украшенными абрамцевской керамикой. И украшен каждый из тех каминов индивидуально, нигде рисунок не повторяется. Кое-где сохранились также подлинные входные двери и кованая решетка перил парадной лестницы.

(5 фото из открытых источников)

Мария Николаевна Чижикова владела своим доходным домом до 1908 года. Затем тот перешел в руки домовладельца Шереметьева, который к 1912 году выстроил в глубине двора еще несколько корпусов, известные теперь как дома №23, строения 3, 4 и 5 (6 фото).

И вот как раз к их созданию действительно приложил руку Густав Августович (а по некоторым документам Андреевич или вовсе Адольфович) Гельрих,

живший в Москве до 1914 года, а с наступлением Первой мировой войны покинувший Россию.

-22
Доходный дом М.Н. Чижиковой, достопримечательность, Садовая-Кудринская ул., 23, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!

А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.

Тайный фотограф Москвы