Найти тему

Три главных советских фильмов для войны. Фильм третий -"Я русский человек. Я защищаю свою землю!" ч.1

Продолжение. Начало тут

Третий главный советский фильм "для войны" - "Нашествие". По времени фильм вышел позже "Она защищает Родину" и "Радуга", в феврале 1945 г. Снял его кинорежиссер Абрам Роом по одноименной пьесе Леонида Леонова.

Леонид Леонов эту пьесу написал еще в 1941-1942 гг., а в 1943 г. был удостоен за нее Сталинской премии 1 степени. Кстати, одновременно с Леоновым Сталинскую премию 1 степени получила и Ванда Василевская за повесть "Радуга".

Пьеса эта достаточна необычна. В ней, наверное, впервые в советской литературе и драматургии так открыто поставлен вопрос о т.н. называемых бывших "врагах народа", которые освободились после отбытия наказания, и какое отношение к ним теперь должно быть.

Пьеса ломает сложившийся стереотип о литературе и драматургии того, "сталинского", времени. Что советские писатели и драматурги стороной обходили тему недавно отбушевавшего "Большого террора" 37-38 гг. А если и упоминались в их произведениях "враги народа", то только как вражеские агенты и диверсанты, которых советская разведка разоблачала и уничтожала. Вот как в выдающемся фильме Фридриха Эрмлера "Великий гражданин". У нас об этом фильме здесь

Но вот, чтобы показать, как отбывший наказание "враг народа" возвращается из заключения, такого в советской литературе и драматургии еще не было.

А вот у Леонида Леонова было. И не только в пьесе "Нашествие". Еще в 1940 г. большим успехом некоторое время пользовалась его пьеса "Метель".

Не повезло этой пьесе. Разрешенная к постановке, она непродолжительное время шла на сцене десятка театров страны, получила положительные отклики критики, ее даже собирались выдвинуть на Сталинскую премию. Но неожиданно постановлением Политбюро ЦК ВКП/б/ от 18 сентября 1940 г. пьеса была запрещена.

Запретить к постановке в театрах пьесу Леонова "Метель" как идеологически враждебную, являющуюся злостной клеветой на советскую действительность.

И это неудивительно. Удивительно, как ее разрешили к постановке и поначалу даже хвалили. А потом резкий запрет. Такое иногда случалось. Как с фильмом "Закон жизни", который тоже запретили после недолгой демонстрации в 1940 г.

А все дело в том, что после кошмара "37-го года" наступила небольшая оттепель в 1939-40 гг. Драматурги и писатели немного "расслабились", решили поднять "острые" вопросы. Но где-то поторопились, где-то поверхностно подошли к раскрытию темы. В итоге их "поправили". Поэтому в "Нашествии" Леонов был очень осторожен по сравнению с "Метелью".

Кстати, немного об этой "Метели". После того как в 60-е годы пьеса была разрешена к постановке, особой известностью она все равно не пользовалась. Редко шла в театрах.

Но в 1990 г. главный режиссер театра им. Ермоловой Владимир Андреев поставил на телевидении двухсерийный телеспектакль по "Метели" (он есть на "ю-тубе"). Показан спектакль был один раз.

Сюжет злободневен особенно сегодня. Действие происходит в последние дни 1938 г. и впервые дни января 1939 г. По времени вроде как небольшой "реабилитанс". Во главе НКВД встал Берия, идет частичная реабилитация жертв "ежовщины".

Главные герои фильма братья Сыроваровы - Степан и Порфирий. Старший Степан, "директор чего-то", в прошлом работник советского торгпредства во Франции, собирается вновь в заграничную командировку. Он женат на бывшей жене своего брата Порфирия Катерине, удочерил дочь брата Зою. Играет Степана Николай Пеньков.

А его брат Порфирий в гражданскую войну был белыми офицером, ушел с врангелевскими войсками в эмиграцию. Ни его бывшая жена Катерина, ни дочь Зоя, которая заканчивает школу, ничего о судьбе Порфирия не знают.

Тут завязывается почти детектив. Оказывается Степан, когда работал в торгпредстве во Франции, получил от иностранной фирмы "откат" в многих десятках тысяч долларов за заключение контракта на поставку импортного оборудования. Вот, видите, даже в те "святые" времена была коррупция, как у нас сейчас.

И как раз в это же время Степан разыскал в Париже брата Порфирия. И, когда его отозвали в Союз, полученные в виде взятки доллары оставил на хранение Порфирию. Обещал вернуться и остаться навсегда за границей.

А Порфирий пошел воевать на стороне испанских республиканцев против франкистских мятежников. Советское правительство обещало амнистию белогвардейцам, которые буду воевать в Испании на стороне законного правительства. Под Гвадалахарой Порфирий был тяжело ранен - ему прострелили горло, в связи с чем он почти не может говорить, и выбило глаз.

После ранения Порфирий возвращается на Родину. Играет его Василий Лановой. Вот такой одноглазый пират. Лановому и играть то нечего, горло прострелено, глаз выбит, остается только пристально смотреть оставшимся глазом. И молчать.

-2

В общем, перед нами тема о том, как Советская власть прощает своих врагов, искупивших кровью свою вину. А бывшие враги, разоружившись перед Советской властью, и кровью искупившие свою белогвардейскую вину, становятся активными строителями нового общества.

Происходит встреча Степана и Порфирия. Степан должен лететь во Францию. Он хочет удостовериться, что его доллары в целости и сохранности. Но так как Порфирий немой, Степан неправильно понимает его кивание головой. И спокойно летит, чтобы сделаться невозвращенцем.

А Порфирий то его денежки передал Советской власти. Дополнительный бонус к прощению. И тут же уезжает далеко на Севера строить новые города.

Там еще масса других сюжетных линий и персонажей, много рассуждений на тему репрессий. Но основная сюжетная линия такова.

И как Вам сюжетец? Как говорил один полотер: "Вот это сюжет! Вот она правда жизни!" И продолжайте верить либерастической пропаганде, что при т. Сталине только и могли писать про "взвейся да развейся".

Да, ЦК поправило т. Леонова, запретило пьесу, которую уже показывали многие театры страны и критика хвалила. А не надо так обобщать. Какие такие "откаты" советские руководители прячут в Париже? Знаете такие конкретные факты, товарищ драматург? Ах, нет. Тогда и не обобщайте и не клевещите.

И ведь. когда пьесу разрешили, ее все равно не ставили и не экранизировали. Только в 1990 г. показали по ТВ. Наверное, в рамках кампании по обличению "сталинского режима". Вот смотрите, когда она коррупция то зародилась еще. А говорите, что при т. Сталине был "железный порядок". Не воровали и взяток не брали. Все было.

Но главная то мысль пьесы, что Советская власть она справедливая к раскаявшимся врагам и зла они, враги, на нее не держат. Наоборот, помогают всячески. И нетрудовые доходы родственников сдают государству, и на Севера отправляются новую жизнь строить.

Вот и в "Нашествии" главный герой Федор Таланов возвращается в родной город после трех лет лагерей. Наученный горьким опытом Леонид Леонов не стал предельно ясно акцентировать в первой редакции пьесы за что сидел Федор. Можно понять, что самовлюбленный эгоист Федор, избалованный родительским вниманием совершил попытку убить женщину, в которую он был влюблен, а она ему отказала в ответном чувстве. Женщина осталась жива, а Федор неудачно пытался застрелиться.

И отбыв три года, перед самой войной освободился, и пока добирался до родного городка, началась война и город захватили немцы.

Федора играет Олег Жаков. Это его выдающаяся работа. Тончайший психологизм, постоянная смена рисунка роли. Перед нами измученный несправедливостью, происшедшей с ним, выжженный изнутри человек. Злой. И на себя. И на родных, которые считают его преступником. И на власть, которая пока не принимает его, не призвала в армию, не поверила, что он не враг.

-3

Какое там покушение на убийство из-за несчастной любви. Эта нехитрая маскировка видна невооруженным глазом. Это "человек 37-го года", как о нем выразился уже в 1964 г. сам Леонов. Невинно осужденный за антисоветский анекдот или критическое высказывание.

В 1964 г. Леонов написал вторую редакцию пьесы. Прямое указание на убийство из ревности было убрано. Если в первом варианте Федор прямо говорил, что пытался убить женщину, то во втором варианте на все вопросы за что сидел - не отвечает, молчит. Родители, советские патриоты, подозревают. что сидел он за что-то не очень хорошее. Нянька спрашивает его - уж не донес ли на него кто из приятелей о его неосторожных словах.

Федор ни звука. Только иногда у него прорвется, что строил по горло в воде в сибирских болотах железную дорогу Уж не первую ли ветку БАМа Бам-Тында? Что жизнь так выстудила его изнутри, что и не отогреться уже.

А родной отец. старый русский доктор Иван Таланов не приласкает. ни ободрит. Нет, он очень сурово обходится с сыном. Понятно, что не сочувствует сыну. осужденному за антисоветскую пропаганду. Идет война. а сын со своими душевными переживаниями. да еще и ехидно высказывается в адрес Советской власти. которая не позаботилась эвакуировать старого доктора, городскую достопримечательность, перед приходом немцев.

-4

Что старый доктор, что его жена, что дочь Ольга, учительница, все очень настороженно относятся к Федору. Даже опасаются, что он пойдет служить к немцам. Как-то даже и не по-родственному. Но видно, что люди идейные, настоящие патриоты.

А что же делать Федору? Об этом в следующей части.