Найти в Дзене

"Закон жизни",1940 г. - фильм запрещенный лично Сталиным.

В 1940 г. на экраны страны должен был выйти художественный фильм "Закон жизни" , снятый режиссерами А.Столпером и Б.Ивановым по сценарию писателя А Авдеенко. В августе 1940 г. фильм начал демонстрироваться в кинотеатрах Москвы и Ленинграда, получает хорошие рецензии в центральной прессе, но после нескольких дней проката копии фильма изъяли из кинотеатров. А 16 августа в газете "Правда " появляется редакционная статья " Фальшивый фильм (О кинокартине «Закон жизни» студии «Мосфильм) ."

9 сентября в ЦК ВКП(б) проводится совещание, на котором обсуждается этот фильм и статья в "Правде". В совещании принимают участие т. Сталин И.В. ,Жданов,Маленков др. партийные деятели,руководители кинематографии, творческих союзов, писатели поэты. А также автор сценария Авдеенко и режиссеры Столпер и Иванов. Автор сценария А Авдеенко был подвергнут сильнейшей критике за политическую близорукость, при этом режиссеров особо не ругали.

А вот Авдеенко изничтожили, так, что по приезду в родной Донбасс, он бросил писательство и пошел работать на шахту,где и начинал свою трудовую деятельность.Потом,уже во время войны т. Сталин разрешил публиковать в центральной прессе его корреспонденции. А после войны он известен тем,что написал сценарий одного из шпионских кинохитов "Над Тиссой". Участвовавшего в доработке сценария профессионального сценариста Сергея Ермолинского, который был арестован за антисоветскую агитацию, а потом отправлен в ссылку, на следствии пытались обвинить в написании этого "антисоветского" сценария.

Как видно из имеющихся документов, фильм очень не понравился лично т. Сталину . Он посчитал его очень вредным с идеологической точки зрения. Так что же так не понравилось тогдашнему вождю Советского государства ?

Фильм начинается со знакомства с семьей ректора мединститута Бабанова. По просьбе комсорга института Сергей Паромова, который ухаживает за его младшей дочерью Наташей, ректор разрешает выпусникам-медикам отпраздновать в помещении института его окончание. У Бабанова есть еще и старшая дочь Нина. Она имеет 6 летнего сына, кто отец Нина никому не говорит.

И пошло у них веселье. Вначале все шло вполне пристойно.Вот Сергей Паромов,исп. Даниил Сагал,играет на гитаре и все поют веселую студенческую песню. Вот только алкоголь быстро кончился и это немного досадно.
И пошло у них веселье. Вначале все шло вполне пристойно.Вот Сергей Паромов,исп. Даниил Сагал,играет на гитаре и все поют веселую студенческую песню. Вот только алкоголь быстро кончился и это немного досадно.
Но тут на празднике появляется секретарь обкома комсомола Евгений Огнерубов,исп. А.Лукьянов,он пониже, со своим верным оруженосцем Власычем,исп. М.Сидоркин. Этот Власыч очень деловой мужчина, решает для Огнерубова все тонкие вопросы. И заодно Власыч привез с собой  чемоданчик с алкоголем, который тут закончился.
Но тут на празднике появляется секретарь обкома комсомола Евгений Огнерубов,исп. А.Лукьянов,он пониже, со своим верным оруженосцем Власычем,исп. М.Сидоркин. Этот Власыч очень деловой мужчина, решает для Огнерубова все тонкие вопросы. И заодно Власыч привез с собой чемоданчик с алкоголем, который тут закончился.

Студенты поддержали Огнерубова и посмеялись над Паромовым. И пошла вечеринка с молчаливого одобрения Огнерубова в разнос. Практически все перепились до бесчувствия. А у Огнерубова еще был и личный интерес. Оказывается,что он давно влюблен в Наташу и посылает анонимно ей каждое утро букеты. В общем, увез он на своей машине Наташу с вечеринки, но она ему в первый раз не поддалась,но заинтересовалась на будущее.

А Сергей Паромов написал письмо в вузовскую многотиражку с разоблачениями мещанских, некоммунистических и несоветских взглядов Огнерубова. Но Огнерубов был очень опытный интриган и решил Паромова выставить в дураках. Стал всем пояснять,что это ревность и ничего больше.Подослал к Сергею Наташу, чтобы та потребовала забрать письмо. Фактов никаких Сергей ведь не приводил, только эмоции. А, чтобы окончательно Сергея размазать, Огнерубов потребовал собрать вузовское общее комсомольское собрание. И на нем выступил его друг Власыч,который обвинил Паромова в клевете, ведь фактов морального разложения Паромов не приводит, и потребовал исключить того из комсомола.

Но тут на трибуну вышла Нина, старшая сестра Наташи, и заявила, что ребенок у нее от Огнерубова.Что тот конченый мерзавец и негодяй, и всячески ей угрожал, если она расскажет, что он отец ребенка. Вот они факты то и появились. Зал так и ахнул. А тут и Паромов речь толкнул: " Не может быть снисхождения к человеку, который разрушает семью. По-хамски относиться к женщине, предает друзей. Мы должны защищать нашу дружбу и любовь с такой же силой и страстью, с какой мы защищаем родную землю от врагов, и где-бы я ни был, всюду и всегда я должен знать, что мои друзья останутся верными, что моя любимая девушка, я скажу не боясь, моя невеста будет верна своему слову. И я хочу, чтобы это слово верности и дружбы было поднято нами очень высоко и оберегалось бы не только лично мной,но и всеми вами,моими товарищами,гражданми государства.И оберегалось бы так же свято ,как Закон нашей жизни." Вот он в чем "Закон жизни" заключается.

В общем, кончилось тем,что Огнерубова исключили из партии и сняли с должности. А на его место секретаря обкома комсомола выбрали и в его кабинет посадили ....,ну конечно же, Сергея Паромова. А Наташа поехала по распределению в г. Кромы, в райбольницу, куда они с Сергеем собирались ехать. Секретарь обкома Паромов не мог допустить,чтобы молодая комсомолка не поехала по распределению. Конец фильма.

И вот вопрос, что же так не понравилось т. Сталину в этом фильме ? Вроде несоветский человек разоблачен, снят с должности, исключен из партии.А там и компетентные органы им заинтересуются с чьего голоса он пел и почему антисоветски разлагал советское студенчество. А там и финансовые махинации вскроются. Зло наказано. А не понравилось т. Сталину,что не оказалось у Огнерубова сильного противника, что слишком уж быстро студенты пошли на поводу у него, что его разоблачение произошло случайно, вне логики развития сюжета - всплыл факт,что у Нины его ребенок, а Нина огласила это только потому, что он стал ухаживать за Наташей.

Обращаясь к Авдеенко т. Сталин сказал:" Вы что хотели? Вот, Вы, господа, большевики, как Вы не толкуйте, а есть закон жизни, любовь такая, как я ее понимаю, и она свое возьмет, потому что есть закон жизни. Сказать это до конца, у него духа не хватило, но любовь, кто умеет мыслить, понимает что это такое. Огнерубов - молодец, орел, пал жертвой глупости, толпы... Бывает же так? Герои падают. Гениальные люди попадают в ограниченную среду. Среда наших замухрышек и героев, которое пали жертвой. Прямо Чацкий какой-то, которого задушила среда. Нe хватает красок изобразить наших людей. И он \ Авдеенко \ здесь грешит и против служения какому-то делу. Чувствуется, что он таким то сочувствует, таким, то не сочувствует. Я хотел бы знать, кому из своих героев он сочувствует. Во всяком случае не большевикам. Почему же у него, в противном случае, не хватило красок показать настоящих людей, откуда взялись Чкаловы, Громовы? Откуда же они взялись, ведь они с неба не падают? Ведь есть среда, которая дает героев. Почему не хватает красок на то, чтобы показать хороших людей? Дело вовсе не в том, что Авдеенко изображает врагов прилично, а дело в том, что нашего брата он в тени оставляет. Нам нужна правдивость, изображающая врага полноценно не только с отрицательными чертами, но и положительные черты, которые были, например, упорство, последовательность, смелость идти против общества. Эти черты привлекательные, почему их не изобразить. Не в том дело, что тов. Авдеенко дает врагов в приличном свете, а в том, что победителей, которые разбили врагов, повели страну за собой, он оставляет в стороне, красок у него не хватает. Вот в чем дело. Здесь основная необъективность и неправдивость."

Может в своих оценках т. Сталин был и несправедлив. Но это его восприятие фильма. Не мог он допустить,чтобы в фильме не было достойного противника мерзавцу Огнерубову, а Паромов,по его мнению,был слабоват. Чтобы появилась у зрителей симпатия к отрицательному персонажу,чтобы даже самой минимальной возможности для возникновения этой симпатии не было. С идеологией не шутят. Поэтому лучше перебдеть,чем недобдеть. И не думаю,что товарищ Сталин беспокоился насчет того,что простому зрителю покажут разложение ,типа, советской элиты, и потому фильм запретили. Ничего он этого не боялся после того, как в 37-38 г.г. эту "элиту" очень хорошо почистили. И фильм сняли с проката и отправили в хранилище. В том же 1940 году еще несколько только что снятых фильмов также не пустили в прокат.

В целом о фильме можно сказать,что ощущается атмосфера того времени, никакой тупой пропаганды и агитации, пустых славословий в адрес Ленина -Сталина. Все конкретно и по делу. Очень запоминается исполнитель главной роли Огнерубова Александр Лукьянов. У него получился такой живой образ сильного, иезуитски-умного, изворотливого демагога и эгоиста,что эту роль можно признать очень интересной. А Даниил Сагал, как всегда очень обаятелен.

Еще фильмы времен "культа личности"

Сибиряки,1940 г. - сибирские пионеры в поисках трубки для т. Сталина

Суд чести, 1948 г. - "шедевр" борьбы с низкопоклонством и космополитизмом

Наше сердце,1946 г. - фильм по мотивам биографии А.Покрышкина

Повесть о настоящем человеке,1948 г.- когда русские не сдаются

"Как закалялась сталь",1942 г. - первая экранизация."Бей гадов !"

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.