В сентябре 2023 года в прокат вышел неимоверно колоритный и довольно жесткий фильм "Снежное братство" испанского режиссера Хуана Районы. Лента во всех подробностях и с невероятной правдивостью, показывает историю выживания пассажиров авиалайнера, который потерпел крушение в предгорьях Анд в 1972 году.
По сюжету кинокартины из 45 находящихся на борту самолета людей в живых остаются 28 человек, которые невероятным образом более двух месяцев пытаются бороться за свою жизнь в ледяной пустыне на высоте 3,5 тысяч метров.
Как оказалось сюжетом для такой очень трагичной киноленты послужили реальные события произошедшие осенью 1972 года. Именно тогда уругвайская команда по регби "Old Christians" в полном составе, а также некоторые их родственники, на самолете уругвайских авиалиний, который совершал чартерный рейс Fau 571, по маршруту Монтевидео-Мендоса-Сантьяго, попал в сильный циклон и рухнул врезавшись в скалу в Андах.
Самолет развалился на части. Из 40 пассажиров и пяти членов экипажа находящихся на борту, чудом уцелели 28 человек, которые вступили в схватку с суровыми условиями вечной мерзлоты, неимоверного холода и тотального голода, пытаясь выжить. В итоге почти 72 дня отчаявшиеся люди провели в плену вечного холода и только 16 счастливчиков были спасены.
Удивительная история, впоследствии облетевшая весь мир, как обычно начиналась довольно прозаично. Местная команда по регби, которая была основана в 1960 году в уругвайском городе Монтевидео, состояла в основном из учащихся католической школы и носила название "Старые христиане" (Old Christians). Команда выступала довольно успешно и в 1968 году даже выиграла чемпионат Уругвая по регби.
В 1972 году у команды начались международные матчи. Именно в октябре 1972 года "Старые христиане" собирались в Сантьяго, где должны были встретиться с национальной командой Чили по регби. Спонсоры команды арендовали двухмоторный самолет Fairchild FH-227D уругвайских авиалиний на целые сорок мест. Так как команда основных игроков состояла всего из 15 человек, то в рейс полетели их родственники и друзья, как настоящая группа поддержки.
Из всех членов команды на рейс не попал только Гилберто Регулес, который по счастливой случайности опоздал на самолет, тем самым спас себе жизнь. 13 октября 1972 года в 8:05 двухмоторный авиалайнер вылетел из аэропорта Монтевидео и направился в Чили. Такие полеты всегда сопряжены с неимоверным риском, так как воздушное судно должно перевалить через горный хребет в Андах, а это бывает довольно проблематично.
Именно так и произошло с рейсом Fau 571 на котором летела команда по регби. Перед подлетом к горному хребту погода резко испортилась. Подул сильный порывистый ветер, пригнав к подножию гор дождевые тучи. Разразилась настоящая буря. Двухмоторный самолет вынужден был совершить посадку в аэропорту аргентинского города Мендоса.
На следующий день, дождавшись улучшения погодных условий, авиалайнер продолжил свой полет по направлению к городу Сантьяго. Место, где легкий самолет мог перелететь горный хребет был перевал Планчон. Преодолев самую высокую точку в этом месте, воздушное судно, уже по рассказам очевидцев трагедии, попало в зону турбулентности и сильнейшую облачность.
Пилоты Fairchild FH-220D не справились с управлением и зацепили крылом одну из горных вершин перевала. Самолет начал разваливаться еще в воздухе. Задняя часть вместе с правым крылом отвалилась после столкновения. Остатки фюзеляжа с пассажирами упали прямо на ледник на высоте 3,6 тыс. метров. Глубокий снег смягчил сильный удар передней части самолета, тем самым оставив в живых тех пассажиров, которые находились в носовой части воздушного судна.
После катастрофы, уцелело всего 32 человека, некоторым из них понадобилась срочная медицинская помощь. На их счастье на борту самолета оказались два студента-медика Роберто Канесса и Густаво Зербино.
Они пытались как могли подручными средствами оказать первую помощь пострадавшим пассажирам, которые были в очень критическом состоянии после сильнейшего столкновения самолета с поверхностью.
Однако уже на следующий день количество живых уменьшается до 28 человек. Те кто смог передвигаться самостоятельно, нашли в остатках самолета немного еды и алкоголя, разделили их на всех, чтобы хоть как-то протянуть несколько дней в ожидании спасателей. Все усложнял неимоверный холод, который спускался по ночам на горный хребет, температура падала гораздо ниже нулевой отметки.
Родственники находившихся на борту самолета и власти Уругвая, узнав о крушении чартерного рейса, начинают незамедлительные поиски. Вскоре к спасательной операции присоединились группы из Чили и Аргентины. Почти восемь суток поисковые самолеты обследовали приблизительный район катастрофы, но обломки авиалайнера так и не нашли.
Выжившие пассажиры иногда даже видели пролетающие над их головами самолеты поисковых групп, пытались кричать, махать руками и раскладывать остатки вещей на снегу, но все было тщетно. Из-за того, что фюзеляж потерпевшего крушения двухмоторного самолета был белым и сливался со снежным покровом горного хребта, заметить его было просто не реально.
На девятый день после катастрофы спасательная операция была прекращена. Хотя чудом выжившие после авиакатастрофы люди об этом еще не знали. Каждую последующую ночь они, спасаясь от жуткого холода, прятались в промерзшем фюзеляже самолета прижимаясь друг к другу, пытаясь таким способом согреть свои тела.
Один из пассажиров злополучного рейса у которого, после крушения, уцелела фотокамера, первые несколько дней даже делал снимки с места катастрофы, мечтая о скорейшем спасении. Именно его документальные свидетельства, как на фото сверху, показывают всю удручающую ситуацию в которой оказались пассажиры авиалайнера.
На 11 день выживания в ледяном плену, один из оставшихся в живых пассажиров, его звали Рой Харли, находит уцелевший радиоприемник в разбитом фюзеляже самолета. Именно тогда, поймав одну из радиоволн, они с ужасом узнают, что поисковая операция по их спасению прекращена. Все они считаются погибшими, так как шанс остаться целым после такой авиакатастрофы были минимальными.
Испытав настоящий шок от того, что они теперь предоставлены сами себе, люди поддаются панике. Да еще неимоверный голод и постоянные минусовые температуры, начинают сводить с ума даже самых отчаянных оптимистов. Чтобы как-то выжить в жутких условия снежного заточения, когда уже все продовольственные запасы закончились, люди принимают единственное правильное решение, начинать питаться плотью погибших пассажиров.
Неимоверно тяжело было сделать первый шаг, чтобы начать срезать куски мяса с замороженных тел, которые были сложены рядом с разбитым фюзеляжем самолета. Почти все оставшиеся в живых пассажиры были католиками и вера не позволяла людям опускаться до животного уровня. Однако, инстинкт самосохранения оказался сильнее. Трое самых отчаянных парней: Роберто Канесса, Зербина и Даниэль Маспонс, вооружившись осколками стекол из разбитой кабины пилотов, начали добывать пропитание для выживших.
Мясо было абсолютно безвкусное, но придавало силы и небольшую надежду на спасение. Питьевую воду добывали из снега, растапливая его на кусках металлической обшивки самолета, в дневное время, когда солнце немного пригревало окрестности и в редкие часы температура воздуха поднималась выше нуля.
29 октября 1972 года уже сильно измученных и истощенных людей постигла новая беда. Ночью со снежных склонов горного хребта Анд сошла снежная лавина, которая почти полностью засыпала остатки фюзеляжа с находившимися внутри людьми. Кто-то был раздавлен огромной массой снега, кто-то задохнулся не успев выбраться из металлического плена разбитого самолета.
В итоге погибло еще восемь человек. Только спустя трое суток, зажатые снежной лавиной внутри фюзеляжа, оставшиеся в живых регбисты сумели выбраться на поверхность, откопав себе проход и выбив один из иллюминаторов самолета. Надежда на спасение таяла изо дня в день, а желание жить и каким-то чудом спастись из снежного плена, еще теплилось в сердцах парней.
Приняв тот факт, что помощи ждать неоткуда, а погибнуть от голода и мороза в горах Анд им почти суждено, группа оставшихся пассажиров решает снарядить экспедицию, чтобы самые сильные и здоровые ребята попытались добраться через горный хребет до Чили. В поход решили отправить троих более подготовленных пассажиров. Это были: Роберто Канесса, Нандо Паррадо и Антонио Визинтин.
Подготовка к экспедиции заняла больше месяца. Поняв, что путь будет длинным и возможно вернуться обратно не получится, было решено для того, чтобы пережить ночные морозы во время остановок, сшить что-то на подобие спального мешка. На изготовление укрытия из подручных материалов ушло несколько недель и уже после того, как снаряжение было готово, трое смельчаков, надев на себя по несколько комплектов одежды и взяв в дорогу пищи решили отправиться в путь.
12 декабря группа выдвинулась по направлению к вершинам горного хребта Анд, в надежде перевалив через них увидеть чилийскую границу. На четвертые сутки пути поняв, что экспедиция затянется на долго, а провизии и воды на троих явно не хватит, было принято решение отправить назад к самолету самого слабого из группы, им оказался Антонио Визинтин.
Оставив себе часть провизии, Антонио направился назад, а двое смельчаков продолжили свой путь к спасению. Их самоотверженный поход длился 10 суток. Уставшие, голодные, но не потерявшие надежду Паррадо и Канесса 22 декабря 1972 года спустились в ущелье к речушке, как оказалось это была уже чилийская граница. Именно там их заметил местный пастух и сообщил о них в селение.
Новость о спасшихся пассажирах регбийной команды, которые считались погибшими еще с октября 1972 года, быстро облетела все новостные агентства. 23 декабря два вертолета спасательной миссии доставили оставшихся в живых 14 пассажиров рейса Fau 571 в госпиталь города Сантьяго.
В итоге из 45 вылетевших 13 октября из Уругвая в Чили членов регбийной команды "Старые христиане" и их сопровождающих через 72 дня снежного плена и борьбы за свое существование выжили 16 человек.
Спустя несколько лет подготовленная и хорошо оснащенная группа альпинистов решила пройти тем самым маршрутом, который проделали за 10 дней изможденные, истощенные, но не упавшие духом уругвайские регбисты Канесса и Паррадо. В итоге 65 километров маршрута альпинисты осилили с трудом, едва не оставшись там навсегда.
На месте трагедии, спасатели и альпинисты, установили импровизированный крест и насыпали холм из камней и обломков фюзеляжа, в память о погибших пассажирах рейса Fau 571 потерпевшем крушение на горном перевале Анд в октябре 1972 года.
СТАТЬИ НА ПОХОЖИЕ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ, ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКАМ НИЖЕ.