Найти тему

Как отмена крепостного права в 1861 году повлияла на развитие Русской живописи.

Вторая половина XIX века стала периодом расцвета русской живописи после отмены крепостного права в 1861 году. Искусство стало отражением национальной борьбы за освобождение, нравов общества того времени, столкновения предрассудков и мнений. В этот период русское изобразительное искусство переходит к реализму, стремясь к правдивому отображению жизни и идеалов справедливости.

После 1860-х годов активное развитие получает бытовой жанр. Ранее преобладавший романтизм, создающий идеализированные образы, уступил место реализму, более естественным и расслабленным позам и правдивому отображению реальности.

Развитию реализма в русском искусстве способствовало влияние французской школы и бунт студентов Академии Художеств. В 1862 году было принято решение уравнять в правах все жанры живописи, отменяя главенство исторической тематики. Однако свобода выбора сюжета длилась недолго, и академия отказала молодым художникам в возможности свободного выбора. Этот отказ стал поводом для бунта четырнадцати учеников исторического класса, которые отказались писать картины по заданной теме и вышли из академии. Они создали свою коммуну под руководством Ивана Николаевича Крамского, где жили, работали и обсуждали искусство.

Отмена крепостного права и бунт студентов сподвигли художников и других деятелей искусства обратить внимание на проблемы бедных людей.

Портреты второй половины XIX века обладают важной отличительной чертой – ощущением нахождения в самой картине, реальности момента. Женские портреты этого периода очень реалистичны. Художники продолжали возвеличивать красоту, изящество и грацию своих моделей, но в то же время стремились показать героиню в естественных позах. Однако, некоторые жанры, например портретный, развивались во многие направления.

«Отзывавшийся на разнообразные запросы широкой публики, пространный диапазон зрительских интересов, предпочтения заказчиков, русский портретный жанр середины XIX в. (развиваясь активно, стремительно, мощно в условиях напряженной эволюции данного историко-художественного периода, его многоликости и многоязычия, концентрации и смятения) смог одновременно не только продолжать романтическую традицию, варьировать образный ряд «чистого искусства» в лице академизма и салонного искусства, но и вывести на художественную сцену разночинцев, представителей простого народа, прокладывая тем самым пути для следующего портретного этапа и демонстрируя несомненно не только ценный пласт художественных произведений, но и различные идеалы и типы сложной исторической эпохи конца 1840-1860-х гг.»

“Странник” Перов В. 1870г
“Странник” Перов В. 1870г

На основе вышесказанного можно отметить произведение Василия Перова "Странник". На этой художественной работе изображен мужчина, одетый скромно, который несет на плече мешок и идет по дороге. Взгляд его усталый, но внутренне сосредоточенный, свидетельствует о трудном пути. Цветовая гамма довольно приглушенная, что отражает простоту и скромность жизни героя, подчеркивая тем самым реализм и глубину изображения.
Картина, созданная Перовым, является одной из наиболее известных его работ. Она была вдохновлена встречей с бывшим крепостным, Христофором Барским. На полотне изображен герой, лишенный жилища, земли и всего имущества после отмены крепостного права. Хозяин, не заботясь о судьбе своего бывшего слуги, продал всё и уехал за границу. Несмотря на лишения, бывший слуга категорически не хотел брать милостыню и зарабатывал на хлеб собственным трудом. Герой картины поразил живописца своим почтенным и благородным обликом. Его образ как будто отражал образ всего крепостничества в ту пору, поэтому эту картину действительно можно считать знаковой.

“Портрет Веры Репиной”Репин И. 1882г
“Портрет Веры Репиной” Репин И. 1882г

Следующим важным произведением для анализа является картина "Отдых. Портрет В.А. Репиной, жены художника", созданная Ильей Репиным. Это изображение представляет собой портрет жены художника, Веры Репиной, которая изображена в момент отдыха, уснувшей в кресле. Подобно другим работам Репина, эта картина отличается реалистичностью и глубоким психологическим подтекстом. Композиция произведения направляет внимание на непосредственность сцены, что придает портрету особую живость и естественность. Как и во многих его работах, Репин использует ограниченную цветовую гамму, что усиливает эффект натуральности изображения.

“Проповедь в селе”  Перов В. 1861г
“Проповедь в селе” Перов В. 1861г

Также предметом для анализа является картина уже упомянутого Василия Перова "Проповедь в селе". На этой работе изображена сцена проповеди перед крестьянами, где священник ведет молитвенное обращение. Через образы и жесты крестьян Перов передает разнообразные реакции на новую реальность после отмены крепостного права. Некоторые крестьяне, возможно, испытывают радость и надежду на свою свободу, в то время как другие беспокоятся о своем будущем, ощущая неопределенность и страх перед изменениями. Произведение наполнено деталями и образами обычных людей, что придает ему особую достоверность и живость.

“Тройка”   Перов В. 1866г
“Тройка” Перов В. 1866г

Картина "Тройка" Василия Перова, созданная в 1866 году, представляет собой глубокий образ крестьянской жизни, пропитанный тяжестью и трагизмом. На фоне заснеженных улиц маленький караван, состоящий из трех детей, тащащих тяжелую повозку с бочкой воды. Их лица выражают усталость и изнеможение от холода и физического труда. Взрослый мужчина, склонившийся над повозкой, напоминает о том, как сурова была жизнь в то время, когда каждый, даже самый маленький, должен был вносить свой вклад. Беззаботно бегущая рядом с ними собака добавляет контраст образам. Палитра Перова состоит из мрачных, серых оттенков, что еще больше усиливает впечатление тяжести сцены. В целом, "Тройка" не просто отображает суровую реальность того времени, но и вызывает сильные эмоциональные отклики у зрителя, заставляя задуматься о цене труда и жизни в те далекие годы, когда жизнь крепостных крестьян сильно изменилась, когда мало кому было понятно, как сложится дальнейшая жизнь.

____________________________________

Список источников:

КиберЛенинка