Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Гогенцоллерны. Альбрехт – последний великий магистр Тевтонского ордена

И вот наконец, третий сын Фридриха V – Альбрехт Гогенцоллерн. Великим магистром Тевтонского ордена этот прекрасно образованный молодой человек стал в возрасте всего 21 года, в 1511 году, после смерти Фридриха Саксонского.

И ровно по тем же причинам, согласно новой политики орденских выборов – Альбрехт был и князем Империи, и родичем Ягеллонов, королей Польши. Наследство досталось трудное, но спасибо магистру Фридриху Саксонскому, который уже начал успешно перестраивать орден по образцу светского немецкого княжества и провел значительные реформы военного и финансового плана, без этого было бы совсем плохо.

Альбрехт Гогенцоллерн
Альбрехт Гогенцоллерн

Альбрехт с полным пониманием и ответственность отнесся к нуждам вверенного ему государства и тут же отказался от присяги польскому королю – с 1507 года во главе Польши и Великого княжества Литовского стоял Сигизмунд I. Вот только одно было уже плохо – ослабевший Рим забыл своих верных «псов» и давно уже умильно поглядывал более перспективных поляков. Сильным ударом для магистра Альбрехта стала поддержка Римским Папой, Сигизмунда I в 1513 году.

В довершении всего старый император Максимилиан Габсбург в 1515 году потребовал от великого магистра строго соблюдать условия Второго Торуньского договора 1466 года – потому что польский король поддержал имперскую политику в отношении Чехии и Венгрии. В этом же году были заключены два важных брака Габсбургов с Ягеллонами – внук Максимилиана, Фердинанд женился на дочери Владислава II, Анне, а внучка Мария вышла замуж за наследника короля Венгрии и Чехии, Людовика (будущего Лайоша II). Эти браки в общем итоге обеспечили Габсбурга власть в обоих королевствах.

Сигизмунд I Ягеллон
Сигизмунд I Ягеллон

Положение всё более запутывалось… Возмущению ордена не было пределов – разве не для того дважды подряд выбирали в магистры имперских князей, чтобы те, ссылаясь на верность императору отказались от присяги Польше? А теперь император встал за Польшу?

Альбрехт сдаваться не собирался и случилось невероятное – в 1517 году был заключен союз Тевтонского ордена с Великим Московским Княжеством, и великий магистр стал готовиться к новой войне с Польшей. В 1519 году Альбрехт просит о помощи уже наследника Максимилиана, Карла V, но опять получает в ответ назидание и призыв покориться Польскому королевству. В 1519 году, великий магистр начинает последнюю войну ордена против Польши, получившую название Конной войны (Война всадников) в немецкой историографии и Польско-Тевтонской войны 1519-1521 годов, в нашей.

Наемник
Наемник

Момент был выбран относительно удачный, Литовское княжество, связанное Десятилетней (1512-1522) войной с дружественной ордену Россией, помочь Польше не могло. Папа Римский Лев X (Джованни Медичи) наконец-то вроде бы поддержал Альбрехта, но не слишком рьяно.

Недолгая Конная война закончилась по существу ничем. Захватить Тевтонский орден Польша не могла, а тот не мог самостоятельно освободиться от вассальной зависимости. Война была прекращена по требованию Карла V Габсбурга, обеспокоенного проблемами с османами – они грозили всем ключевым игрокам, ну, кроме разве что самого Тевтонского ордена. В 1521 году было заключено четырехлетнее перемирие, предполагалось, что после него вопрос о вассальной зависимости ордена от Польши будет разбираться императором и королем Венгрии Людовиком.

Герб великого магистра
Герб великого магистра

Но еще прежде Альбрехт Гогенцоллерн понял, что пора менять правила игры и уж коли от императора и Рима помощи не дождешься, то … почему бы не влепить им напоследок звонкую пощечину? Можно ли назвать дальнейшие действия Альбрехта Бранденбург-Ансбаха предательством? Наверное, нет, скорее это императоры и Рим запутались в своих играх и в результате потеряли важную для себя опору на севере Европы.

Прошло всего пять лет после того, как Мартин Лютер огласил свои 95 тезисов, а Альбрехт уже стал искать с ним точки сближения. Великий магистр обратился к Лютеру со знаменитым письмом, где, печалясь размышлял о перспективах развития. В ответном письме 1523 года Лютер пожелал ему стать светским государем и склониться на сторону Реформации. Великий магистр начал осторожно готовить свое государство к перерождению и, в принципе, сильных препятствий внутри государства у него не было. В общем итоге, 8 апреля 1525 года, был подписан Краковский мир и Тевтонский орден исчез с карты Европы – не его месте появилось первое протестантское государство герцогство Пруссия, с вассальной зависимостью от короля Польши. Последнего такой вариант вполне устраивал.

Альбрехт Гогенцоллерн
Альбрехт Гогенцоллерн

Подавляющее большинство братьев-рыцарей приветствовали очевидное решение своего магистра. А ради чего сражаться за Римского папу и императора, если те раз за разом сдавали орден, да еще и требовали от него присяги Польше? Что же, вот и присягнули… Только ни императору, ни Папе, к их бешенству места в этой схеме уже не было.

Исторические события в Восточной и Северной Европе мне, как скромному исследователю, в первую очередь важны исходя из интересов России, в конкретную эпоху. И, как мне кажется, исчезновение крепкого агрессивного игрока, перерождение Тевтонского ордена в светское и на долгие десятилетия относительно «миролюбивое» и острожное зависимое от Польши государство, вряд ли было благом для Великого Московского Княжества и Московского же Царства вслед за ним.

Альбрехт обменивается посольствами с Василием III
Альбрехт обменивается посольствами с Василием III

Да, орден был врагом, но поговорка «враг моего врага – мой друг» здесь не действует. Скорее надо ориентироваться на более сложное высказывание – «Если крокодил хочет съесть моего врага, то это отнюдь не значит, что крокодил – мой друг». Рухнул баланс на Севере Европы, Польша слишком усилилась и это скоро стало критической проблемой для России.