Многие уже знают, что мой сад - место довольно проблемное. Во-первых, у нас болотистая местность и, несмотря на то, что все сажается на холмики, все равно в весеннюю распутицу нас топит. Во-вторых, у нас тенисто и холодно.
Все это довольно плохо сказывается на самочувствии многих растений, но есть одна проблема, которая практически не беспокоит моих питомцев - обгорание. У меня не горит даже Коника) А все потому что в холодную ранневесеннюю пору, когда и происходит обгорание, у нас достаточно мало солнца и много снега.
Но этот год оказался очень тяжелым. Раннее потепление, а именно +15 в марте и яркое активное солнце в сочетании с сугробами метровой высоты сыграли злую шутку с некоторыми колючими даже в моем болоте.
Проблема, впрочем, не коснулась только меня. К сожалению, по отзывам многих любителей хвойных этой весной сосны пострадали практически у всех. У кого-то погорели Шверина, у кого-то даже горные.
И, увы, главной жертвой в моем саду стала моя многострадальная 10-летняя сосенка парвифлора Негиши.
Весь процесс развития этой драмы я наблюдала, но сделать ничего не могла.
До начала марта, пока не началась неадекватная оттепель, сосна была в порядке:
Но буквально за неделю оттепели ситуация начала стремительно ухудшаться и мы получили вот такое:
А потом и вовсе вот такое:
Более половины нежной голубой кроны повреждено. Только две ветки, находившиеся под снегом, не подверглись обгоранию и пребывают сейчас в нормальном состоянии.
Что же собственно с ней произошло и почему она сгорела?
Все дело в том, что при резком потеплении, дожде и активном солнце крона растения решила, что наступила весна и пора просыпаться и вегетировать. При этом корни под метровым слоем снега об этом ничего конечно же не знали и вели себя так, как положено зимой, - спали.
Проблема усугубилась еще и тем, что прошлый сезон выдался для Негиши тяжелым, и в зиму она ушла неподготовленной. Подробнее об этом рассказывала тут:
Если коротко, то из-за плохой весны у нее не получилось как следует нарасти: приросты вышли ущербными и слабыми. Пытаясь исправить ситуацию, Негиши пошла нарастать второй раз.
В Японии где-нибудь этот фокус мог бы сработать, но только не в Россиюшке с ее климатом средней полосы, к сожалению. В итоге свечки в стадии роспуска ушли в зиму...
Эта ситуация сильно беспокоила меня в прошлом году, так как такое поведение для сосен и большинства хвойных является аномальным. Но сделать ничего не получилось - второй прирост пошел развиваться слишком поздно, чтобы распуститься и созреть ему не хватило двух месяцев как минимум.
В связи с этим я ожидала проблем в новом сезоне. И я их получила... Зная, что почки, начавшие расти в прошлом году, были обморожены и потеряны, а крона безбожно обгорела, я в какой-то момент приготовилась попрощаться с Негиши совсем...
Но к моему удивлению, она оказалась не так проста! Позднее при детальном рассмотрении стало совершенно очевидно, что каким-то немыслимым образом почти все свечки Негиши в состоянии половинчатого отрастания умудрились перезимовать:
Этот удивительный факт объясняет такое сильное горение хвои, нехарактерное для рослого деревца все предыдущие годы. Мамаша просто спасала своих деточек - недоразвитые несчастные свечки, вот и пустила все соки на их поддержание в ущерб кроне.
Больше того: весной и на полностью пораженных ветках с погибшими свечками откуда ни возьмись появились новые почечки:
Разумеется, весь этот процесс я не только пассивно наблюдала, но и пыталась всячески в нем участвовать.
Ранней весной в ход пошли противогрибковые препараты - сначала медь, затем Фалькон.
Позднее, когда потеплело, мы получили по кроне весеннее удобрение 18-18-18, а также пару раз Мегафол. Туда же конечно еще эпины-цирконы, в эффект которых я честно говоря не особо верю, но когда попадаются под руку, добавляю все равно.
Но конечно вся эта терапия - это ерунда, поскольку самое тяжелое испытание длиной в 6 месяцев Негиши прошла сама.
Сейчас я почти уверенно могу сказать, что худшее позади и сосна точно будет жить. Возможно ей предстоит некоторая обрезка, также густота кроны несколько пострадает. Но все это имеет все шансы восстановиться и обрасти, если конечно природа не будет каждый год мучить несчастное растение такой отвратительной зимой как эта.
Как-то я уже рассказывала о том, что особенностью Негиши является то, что она сама плохо умеет линять. Хвои мы в этом году потеряем много, поэтому я сейчас регулярно занимаюсь тем, что трясу ее и щипаю, чтобы убрать поврежденные иголочки. Процесс это не быстрый, но постепенно сосна приобретает менее ужасающий вид.
Приросты медленно, но верно набирают мощь. Заморозки начала весны их после пережитой зимы, надеюсь, не травмировали.
Будем следить за развитием ситуации и откачивать сосну разного рода допингом. А пока из этой истории можно сделать несколько важных выводов.
1) Никто не застрахован от экстремальных условий и даже взрослые самостоятельные растения могут в какой-то момент подвергнуться экстремальному стрессу и сильно пострадать. К этому нельзя быть полностью готовым, но и впадать в панику прежде времени не стоит.
2) Даже экзот способен демонстрировать чудеса выживания, если он продержался достаточно долго и успел прижиться и адоптироваться на своем месте. Даже если это место - холодное подмосковное болото.
Наблюдая много лет за своей парвифлорой, не устаю удивляться ее стойкости и силе. Обгорание - штука неприятное, но нормальное растение способно преодолеть кризис, обрасти и восстановить здоровье и декоративность.
Верьте в свои елки, любите их, и они вас не подведут)