Найти тему
О бизнес-системах

Принимай, делай, передавай брак - но не долго

«Качество — это точка отсчета, а не точка назначения» - Миучча Прада (итальянский дизайнер модной одежды, младшая внучка Марио Прады, основавшего фирму в 1913 г).

Каждый 2-ой четверг ноября в мире отмечается Всемирный день качества. В России праздник тоже отмечают и проводят мероприятия, организованные Роскачеством.

Рекомендую почитать материал про качество на сайте - https://rskrf.ru/qualityday2023/about/ . Особенно понравилась мне раздел про историю качества в России. Например, императорскому двору поставляли товары со знаком герба Империи и это было высшим признаем у купцов.

В компании, в которой я работаю, отсутствует цеховой показатель качества выпускаемой продукции. Меня это удивило, после проведения аудита производства. На производстве, каждая из смен обвиняют в браке другую смену и отследить бракоделов практически нет возможности. Рекламацию компания ведёт.

Решил посмотреть в интернете как правильно вести журналы по браку, как составлять акты брака и как считать показатели по браку. Сформировал запрос и получил 0 ответов. В интернете нет практических примеров. Есть только теория о всеобщем управлении качества и о статистическом контроле. Если мне не верите, то рекомендую попробовать поискать самостоятельно. Теория написана хорошо и системно, но с чего начать и как к этому практически подойти - ответов на поверхности не обнаружено.

Дал задачу менеджеру СМК сделать журнал по качеству на постах ОТК и разработать бланки актов брака по примеру с этого ресурса – ссылка.

-2

Формулу взяли с этого ресурса – ссылка.

-3

За первую неделю ведения "сдачи с первого предъявления", оказалось, что показатель качества составляет 67% (среднее). Межоперационный контроль решили делать с помощью личного клейма - бригадир сам проявил инициативу, после добровольно-принудительного изучения статистики по качеству, размещённой на информационном центре (стенд).

Получив опыт на практике пришло время совершенствовать систему.

Процесс входного контроля сырья и материалов, рекламацию мы сейчас не будет рассматривать так как это отдельная тема. Рассмотрим внутренний контроль технологических операций. Показатель внутреннего контроля качества является – сдача с первого предъявления.

Формула расчёта получилась следующая: % сдачи с первого предъявления = количество изделий не отвечающим требованиям качества / количество принятых изделий * 100.

Контроль осуществляется после последней технологической операции независимыми сотрудниками качества.

Информация о результатах контроля вносится в журнал, который состоит из следующих столбцов:

  • Подразделение
  • Дата
  • № Смены
  • Наименование изделия
  • Принято с 1 раза
  • Не принято с 1 раза
  • % сдачи с первого предъявления
  • Цель
  • Группа брака
  • Вид брака
  • Примечание

На основании полученных данных можно отслеживать показатель качества по подразделениям за определённый период.

Пример дашборад по качеству
Пример дашборад по качеству

При обнаружении несоответствия по качеству составляется акт брака и проводятся мероприятия по обнаружению источника (не ФИО, а сбой системы) возникновения брака. По примеру журнала барака разрабатывается журнал актов брака для анализа причин возникновения по техническим операциям.

Пример акта брака
Пример акта брака

Для базовой системы подсчёта внутреннего показателя качества этого достаточно.

Следующий этап (номер 2) это выстроить эффективную систему контроля качества (проверка, внесение информации в систему, аналитика), заложить принцип «не принимай, не делай, не предавай брак» в отношении к труду сотрудников, организовать систему отслеживания прохождения изделия по операционного (дата, операция, сотрудник), ротация сотрудников проверки качества изделий, инженер процесса (поиск первопричины брака по всему потоку создания ценности), стандартизация

После реализации этапа номер 2 уже можно переходить в теоретические аспекты о том, как выстраивать систему качества – статистический контроль качества, 6 сигма, менеджмент качества и так далее. После теории переходите сразу к практике что б усовершенствовать этап номер 1 и 2.

Нерешённые задачи качества - 1
Нерешённые задачи качества - 1
Нерешённые задачи качества - 1
Нерешённые задачи качества - 1
Нерешённые задачи качества - 2
Нерешённые задачи качества - 2

Возможно, я когда-нибудь этот опыт опишу, но это будет не скоро (на стадии реализации).

Поэтому, предлагаю изучить материал, который относится к качеству:

Люди никогда не будут делать то, что вы хотите - https://dzen.ru/a/YopwSnPEmiVqDaIt?share_to=link

Всеобщая стандартизация - https://dzen.ru/a/Y58cZCcGfltrMkR8?share_to=link

Обучение, как элемент формирования культуры непрерывных улучшений в бизнесе - https://dzen.ru/a/Y_ij21D-pH3lu8ad?share_to=link

Командная организация труда - https://dzen.ru/a/ZfSC-jY3E2MOwuKK?share_to=link

Телеграм-канал: https://t.me/BSTalks - "О бизнес-системах в беседах по душам" - основной ресурс.