В 10 лет ученице третьего класса афганке Махтаб Эфтехар мать и отчим сказали, что они поедут в провинцию Гильменд на свадьбу её брата. Махтаб даже не подозревала, что это должна была быть её собственная свадьба, поскольку её семья продала её двоюродному брату за 40000 афгани [51000 рублей] без её ведома и согласия.
Статья о судьбе Махтаб вышла вчера в Guardian
Той ночью, после свадьбы, она заснула рядом с мамой и младшим братом, а проснулась рядом с двоюродным братом. Дрожа от растерянности и страха, она в слезах с криком выбежала из комнаты. Но мать и сестра заставили её вернуться. Именно тогда ей сказали, что она вышла замуж за своего двоюродного брата.
Это было начало мучительного кошмара, разрушившего её детство и взрослую жизнь.
Два года спустя, в 2007 году, в возрасте 12 лет Махтаб впервые стала мамой, но её ребенок родился недоношенным и инвалидом.
Вскоре ребенок скончался. В следующем году она родила и потеряла еще одну дочь. Семья мужа отказалась отвезти новорождённую к врачу, когда она заболела, потому что она была девочкой, а не мальчиком, которого они так хотели.
В 2010 году, когда Махтаб было всего 14, родилась её третья дочь Захра. Она также была больна и имела вес ниже среднего. С каждым днем она слабела, а ее кожа становилась все более желтой.
Беспощадные оскорбления со стороны мужа из-за несчастий, которые Махтаб продолжала приносить семье, довели её до изнеможения. Но страх потерять ребенка снова дал ей силы бежать в дом матери в Кабуле. После нескольких месяцев лечения в государственной больнице её дочь вылечилась от желтухи.
Выйдя из больницы, Махтаб поняла, что не хочет возвращаться в Гильменд. В конце концов был достигнут компромисс, и её мужа убедили жить рядом с матерью жены, и они сняли скромную комнату на окраине западного Кабула. В 2019 году Махтаб родила сына.
Она думала, что отъезд от семьи мужа, которая поощряла его плохо обращаться со ней, мог бы положить конец физическому и моральному насилию, но оно продолжалось безостановочно. Страх потерять детей не давал ей уйти или подать на развод.
Кабул дал новый старт и лучшие возможности, особенно для её дочери Захры, которая начала ходить в школу. С тех пор основное внимание Махтаб переместилось на образование дочери. Она училась вместе с ней, читала ее учебники, прежде чем преподавать их ей каждый вечер.
Сегодня, в 14 лет, Захра превосходно владеет английским языком и обладает большим талантом к рисованию. Когда она была моложе – и до прихода к власти Талибана**** в 2021 году – девочку приглашали участвовать в телевизионных программах, и она часто рассказывала о трудностях, с которыми Махтаб и многие такие же женщины, сталкиваются в Афганистане. Махтаб заново пережила свое детство и мечты, воспитав такую сильную и умную дочь, как Захра.
В это время Махтаб также прошла курсы пошива одежды и красоты, в результате чего получила работу в салоне по соседству. Начав с простых задач, таких как стрижка бровей, она в конечном итоге открыла собственный салон красоты в Кабуле. К сожалению, её единственный источник дохода и надежды был закрыт талибами после того, как они вернулись к власти в 2021 году.
В этот период насилие со стороны мужа Махтаб усилилось.
Узнав о правах человека через средства массовой информации и читая книги, девушка несколько раз пыталась подать заявление о разводе. Каждый раз семья и муж угрожали ей за то, что она опозорила племя, говорили, что заберут её детей и убьют её.
«Если ты дышишь, ты принадлежишь мне; в противном случае ты принадлежишь земле», — сказал ей муж.
После того, как талибы пришли к власти, её дочери также запретили посещать школу. Поскольку физическое и словесное насилие со стороны мужа усилилось, Махтаб подала официальную жалобу в полицейский участок Талибана****, подробно описав насилие и то, как её заставили вступить в детский брак.
Когда муж узнал об этом, он отвез обоих детей в Гильменд и потребовал у жены прекратить дело, если она хочет снова жить с ними.
После многих дней разлуки с детьми Махтаб больше не могла этого выносить и обратилась к дочери. Она договорилась с ней по телефону, чтобы назначить время встречи. Поехала в Гильменд и с помощью семьи, которую встретила в автобусе, прошла все КПП Талибана и смогла воссоединиться со своими детьми.
Но на обратном пути, недалеко от города Кандагар, талибы вынудили её и детей выйти из машины и отвезли в полицейский участок. Вместо того, чтобы помочь им, они избили и оскорбили Махтаб за то, что она путешествовала одна, без мужчины.
Сначала она им ничего не сказала, но потом увидела мужа и его семью в полицейском участке и поняла, что они донесли на неё талибам. Свекровь ударила её камнем и обвинила в прелюбодеянии, отказе от дома и своих обязанностей.
Махтаб замерла, поскольку знала, какие последствия могут последовать для неё за такие обвинения. Если бы было доказано, что она совершила прелюбодеяние, талибы выпороли бы её или забили камнями до смерти. Ей казалось, что весь мир был против неё.
Махтаб попыталась защитить себя и рассказала талибам о своей жалобе и просьбе о разводе. Она заявляла властям участка о своей невиновности, но они не слушали. Они уже признали её виновной без каких-либо доказательств. В наказание её избивали прикладами, пластиковыми трубками и кнутами.
Опасаясь последствий неповиновения Талибану, Махтаб неохотно согласилась вернуться с семьей мужа. Они сказали ей, что муж разведется с ней, и что она может оставить себе дочь, но они заберут сына. Надеясь обеспечить хотя бы будущее дочери, она согласилась.
Но её испытания были далеки от завершения. Во время слушания по её разводу муллы [священнослужители Талибана] решили, что как женщина, потребовавшая развода, Махтаб теряет все права, включая получение махра [приданого] и опеку над своим пятилетним сыном. Махр – это деньги или имущество, подаренные мужем своей жене. Оно считается исключительной собственностью жены, которую она может использовать для поддержания себя во время брака или после развода.
Махтаб хоть и пыталась обжаловать приговор в других судах, но ничего не добилась.
После того, как её развод был завершен в 2023 году, она присоединилась к женщинам, протестующим против Талибана и их притеснения женщин. Несмотря на её активность, мысли Махтаб постоянно были о сыне. К сожалению, муж забрал его обратно в Гильменд, оставив Махтаб опустошенной.
Она обращалась за помощью к полиции Талибана****, но они каждый раз отказывались. Вместо этого они всякий раз обвиняли её в прелюбодеянии и в наказание пороли.
Вскоре после развода мой муж привез сына навестить Махтаб в Кабул только для того, чтобы воспользоваться возможностью и похитить дочь, забрать обоих детей в Гильменд.
С тех пор Махтаб не видела своих детей. Возвращение в Гильменд могло стоить ей жизни, поскольку она много раз выступала против Талибана.
У неё не осталось смысла жить. Никто не сдавал ей квартиру, потому что она была без мужа, и она не могла работать, поскольку женщинам запрещалось работать. Итак, она оставил все свои вещи – и горе потери своих детей – и уехала в Иран.
Сейчас Махтаб 26, и она потеряла все: детство, юность, здоровье и детей. В Иране она зарабатывает на жизнь, работая в ателье портного, и в то же время занимается активистской деятельностью, защищая и усиливая голоса женщин в её стране.
Махтаб говорит, что не боится умереть на этом пути к правосудию. Она принимает этот риск, зная, что, по крайней мере, она будет примером для тысяч женщин, переживающих подобные трудности, и вдохновит их выступить против тирании.
****Талибан - исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение, запрещённое в РФ как террористическое.
✅ Подписывайтесь на канал, если тема феминизма вам близка.