Найти тему
Укротитель контента

«Препараты для писателя». Интервью с педагогом и философом Светланой Бердаус

Оглавление

Люди пишущие настолько заинтересовали кандидата философских наук и педагога Светлану Бердаус, что она создала авторский курс, который назвала «Препараты для писателя». Курс вышел не слишком популярным, поэтому его ожидает скорая реинкарнация уже в новом, упакованном в коммерческий продукт, виде. В рамках рубрики #людивпрофессии пообщались со Светланой о том, как она сменила юриспруденцию на философию, чему она учит современных писателей и что заставляет ее скептически относиться к социальным сетям.

В конце интервью, как всегда дам контакты гостя — заявки на курс уже можно оставлять 😎

Светлана Бердаус и афиша ее курса «Препараты для писателя»
Светлана Бердаус и афиша ее курса «Препараты для писателя»

Я не постеснялась промышленного шпионажа

— У вас интересная фамилия. Кто вы по происхождению? Знаете историю своей семьи?

— Это фамилия моей прабабушки по материнской линии. В конце 30-х годов прошлого века ее депортировали из Литвы в Сибирь. В свои 23 года я осознанно взяла ее фамилию, потому что не была вдохновлена примерами мужчин в нашей семье.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про курс для писателей, который вели в ДК Крупской. Как он назывался, на кого был рассчитан?

— Курс назывался «Препараты для писателя». На афише была изображена препарированная лягушка в викторианском стиле. Название мероприятия вертелось вокруг двусмысленности термина. Препараты — это таблетки и пилюли, которые мы употребляем внутрь, а препарирование — способ постижения анатомии.

Такой же подход я предлагала для работы с текстом: брать из произведений не теоретически вычлененные части, как это обычно делают филологи, а моменты, которые нас трогают. И далее уже эти фрагменты текста использовать для вдохновения и пробовать воспроизвести в своих работах.

Курс был бесплатным и не пользовался особой популярностью. И тогда арт-директор ДК Крупской Алена Цветкова предложила мне в противовес этой устаревшей модели более современную и рельефную. Для этого курс надо было упаковать в продукт и сделать его платным. Новая версия включает 14 уроков, а в конце ученики получают конечный продукт — рассказ, которые они напишут самостоятельно.

Предусмотрен и некий мета-результат. Участники курса изучат под микроскопом портрет современного писателя.

— Используете ли в новом курсе какие-то игровые механики?

— Да, конечно. В психологии игра считается наиболее продуктивным способом обучения как для детей, так и для взрослых. Игра — это замечательное состояние организма, так как не предполагает достижения какой-то цели. Мы полностью свободны и можем взглянуть на себя со стороны как на некую биологическую и социальную единицу. В курсе несколько экспериментов и игр. Их задача — снять рациональные блоки, которые нас тормозят в творческой деятельности.

— Как вы составляли программу курса? Какими пользовались инструментами?

— Я не постеснялась промышленного шпионажа. Посмотрела, как оформляются популярные курсы для писателей. Обратила внимание на то, как материал структурируется и преподносится. Этими знаниями я воспользовалась как схемой. А на эту схему уже набрасывала наполнение. Программу я буквально за час распределила на 14 занятий и почувствовала, что мне это будет интересно рассказывать, и, надеюсь, меня будет интересно слушать.

Моя дорога в университет проходила через библиотеку

— Как вы из юриспруденции ушли в философию?

— Университет и специальность я выбирала довольно странно — мне нравилось расположение здания в центре города. И то, что рядом с ним была библиотека. Практически каждую неделю я заглядывала туда по дороге на пары и уносила с собой 4–5 книжек. Уже тогда я точно знала, что юристом не буду работать никогда, но с очень большим пиететом относилась и отношусь к людям, которые в этой сфере работают.

При этом я не жалела, что училась на юридическом. Я чувствовала, что получаю великолепную гуманитарную базу. Она стала инструментарием, который в дальнейшем помогал осваивать мне новые области знаний в тысячу раз быстрее, чем если бы его не было. Училась среднее, прямо на грани фола, чтобы не исключили.

Философией заинтересовалась уже на первом курсе и постепенно все больше стала погружаться в этот мир. После завершения обучения поступила в Институт философии права. Сейчас занимаюсь тем, что называется философией психологии.

— Сколько статей по философии вы написали? Я так поняла, они ориентированы на профессионалов, а не на широкий круг читателей?

— По меркам моих коллег и товарищей по академической философии у меня чудовищно мало статей, наверное порядка двадцати. К каждой статье я относилась как к какому-то детищу. Мне так и не удалось сбавить градус накала и какие-то вещи писать просто как работу. Так и не привыкла, что можно в режиме копипасты что-то быстренько создать, а не предпринимать супер-новаторские изыскания.

— Расскажите о работе в Институте философии и права.

— Порядка 5–6 лет после получение полного философского образования я работала в Сибирском отделении Российской академии наук. Это было самое замечательное время в моей жизни, идеальная для меня работа с идеальным коллективом.

Я всегда мечтала о том, чтобы моя работа не была связана с жестким графиком, во мне рос будущий фрилансер, не признающий иерархии и загнанности в какие-то временные рамки. Институт философии права мне эту сказку подарил.

Приходить нужно всего два раза в неделю, примерно к 10 часам утра. Рабочий день заканчивался в 16:00. Остальные дни мы были предоставлены сами себе. В советское время предполагалось, что в свободные дни мы должны работать в библиотеке.

— Вам понравилось стажироваться в Европе? Какие страны посетили?

— Назову две страны — это Германия, город Мюнхен, и Бельгия — город Лувен. Еще в Бельгии у нас получилось посетить Брюгге. Что касается самих стажировок, не буду преувеличивать их значимость в своей научной деятельности, доступ к литературе в России сейчас очень широкий. Стажировки выполняли другую роль — роль научно-социального престижа, возможность написать об этом опыте, выложить оттуда фотографии. Ну и конечно, я побывала на том самом Западе, о котором уже давно знала по картинам, литературе и фильмам.

— Работали ли вы практикующим психологом?

— И сейчас работаю. Я начинала с того, что называется философской консультацией. Но философия часто выводит живого человека за скобки. Она больше говорит о невидимых вещах и сущностях, теориях, положениях, силлогизмах. В результате человек постепенно растворяется. От этой философской холодности я со временем отошла и сейчас представляю собой типичного психолога, который работает в интегративной манере, объединяя все полезное от известных ему методик.

Есть человек разумный, а есть человек пишущий

— Сами пишете художественную прозу?

— Писать мне всегда было трудно. Но в то же время мучительное желание писать появилось очень рано, с третьего курса института. Тогда на меня наваливалась какая-то одержимость и легче становилось, только когда я все это переносила на бумагу. Спустя какое-то время, успокоившись и передохнув, я придавала работе завершенный вид. Эти рассказы до сих пор разбросаны где-то по сети. Так волнительно было их обнаружить.

Потом был промежуточный этап, когда я стала писать какие-то философские вещи. С одной из таких я даже заняла первое место на конкурсе в журнале с уютным названием «Лампа и дымоход». Потом я все больше встраивалась в академическую жизнь. Значительную ломку пережила в плане того, как формируются тексты там. Это сильно сказалось на моих писательских талантах. Возможно, тот факт, что сейчас я придумываю курс для писателей, для меня самой возвращение к той себе, когда я писала.

— Кого вы ждете на своих лекциях? Это профессиональные писатели или те, кто только пробует писать? Взрослые, подростки или дети?

— На афише к первому бесплатному курсу «Препараты для писателя» я писала «Учимся быть писателями» и акцент делала именно на глаголе «быть». Я очень сильно удивляюсь тому, насколько какая-то профессия формирует у нас определенный паттерн. Мы хорошо представляем себе абстрактного писателя, актера, врача, шахтера. Очень интересен вопрос психологии писательства: какой вообще тип личности вдруг находит для себя интересным браться за перо и бумагу.

Поэтому я жду на курсе всех. Мне сам по себе интересен человек пишущий. Почему он начал писать, чего хочет от себя. Обращается ли он к публике или к самому себе? Писать для него — это способ снять напряжение, освободить мышление от каких-то фантазмов, которые мучают его ежедневно, или же это способ самовыражения? Мне интересен просто писатель, а уж начинающий он или заканчивающий, значения не имеет.

— Как вы решили прийти в преподавание?

— Мне всегда хотелось делиться знаниями, хотелось видеть, как знания преображают людей, которые тебя слушают. В какой-то момент я почувствовала, что для меня стало определенной зависимостью рассказывать, отвечать на вопросы и самое ценное — видеть сконцентрированные на тебе лица людей, которые удивляются услышанному, впитывают в себя какие-то знания.

— Вы считаете себя хорошим педагогом?

— Моя человеческая организация такова, что я сподвигаю людей на то, чтобы они стали интересны сами себе. На своих лекциях я, конечно, следую программе, но стараюсь, чтобы каждый присутствующий нашел в теме себя. Чтобы лекция была не чем-то далеким, что нужно изучать для галочки, чтобы слушатель ощутил себя сопричастным процессу. Чего бы мы ни касались: античной философии или медицинской терминологии на латыни.

— Как вы думаете, ваши лекции интересно слушать?

— В прошлом полугодии я работала в медицинском вузе преподавателем, и мне довелось читать курсы по медицинскому праву и латинскому языку. К своему удивлению даже такие не самые интересные темы я умудрялась сделать настолько интересными самой себе, что снова видела эти раскрытые рты и обращенные на себя глаза. Интересно слушать именно мои лекции, и это понимание окончательно меня избавило от страха выступлений.

Санкт-Петербург, 2021
Санкт-Петербург, 2021

Сейчас прохожу небольшие курсы по монтажу

— Вы ведете соцсети? Видела, что вас интересует проблема личного бренда.

Проблема личного бренда меня интересует очень сильно, поскольку для меня это определенная исследовательская база. Если когда-то человеку, чтобы заработать себе имя, требовалось пройти сложный путь, сегодня любой может из своего имени сделать торговую единицу.

Мне тяжело дается вклинивание в соцсети. Я там себя чувствую совершенно некомфортно. Мне жаль, что написанное вчера сегодня уже никто читать не будет. Не нравится мимолетность, растерзанность времени и пространства на сиюминутные улыбки или вздернутые брови.

Все кому не лень дают мне дружеских пинков, чтобы я хотя бы что-то сделала. Обещают, что спустя какое-то время станет просто, что будет даже интересно. Что я настолько во все вовлекусь, что сформируется потребность чуть ли не каждый день публиковать какие-то тексты. Я очень хочу верить этим людям, и я им верю, но пока у меня состояние некой паузы.

— Не думали о том, чтобы записать свой видеокурс и продавать его?

— Платформы, где размещается видео, мне ближе соцсетей, потому что мне проще говорить, чем писать. В голове очень много идей по этому поводу. Планирую делать короткие видео по каким-то узким, но интересным темам.

Запись видеокурса дается психологически сложнее, потому что мне важна обратная связь с теми, кому я читаю лекцию. Я всегда настолько плотно работаю с аудиторией, что могу в ходе лекции менять глубину погружения в проблему. Если чувствую, что человек — новичок в этой теме, приподнимаюсь чуть выше. Как только по указаниям на прочитанные книги понимаю, что слушатель знает много, могу углубляться в тему.

Кому может быть интересен курс, нацеленный на какой-то средний знаменатель? Боюсь, я с этим не справлюсь и не смогу не смогу сделать коммерческий продукт. Возможно, это умение придет с опытом, и когда-нибудь я действительно что-нибудь такое сделаю, но сейчас точно нет.

— А как насчет YouTube? Хотите завести свой канал?

— Да, я чувствую, что к этому иду. Узнаю всю кухню, как делаются короткие ролики и большие видео, как писать сценарии и озвучивать. Я настолько всем этим заинтересовалась, что сейчас прохожу небольшие курсы по монтажу. Думаю, что скоро окончательно раскачаюсь.

— Если бы вы вернулись на десять лет назад, какие советы вы бы дали самой себе?

— Только один совет: ничего не бойся!

Подписывайтесь на Светлану Бердаус в VK. Можете сразу уточнять о записи на курс. А если хотите стать следующий гостем рубрики #людивпрофессии, пишите мне в телеграм @ripvam.

Ирина РИПВАМ

Также вам будет интересно:

📌Есть выражение «Акула бизнеса», у меня так же, только с иллюстрацией. Интервью с художником Юлией Черниковой

📌«Гореть надо ярко, писать скандально, а жить весело». Интервью с писательницей Катей Паникой

📌Пообщалась о книге «Бес, Лулу и другие» с нейросетью