Найти в Дзене

Есть выражение «Акула бизнеса», у меня так же, только с иллюстрацией. Интервью с художником Юлией Черниковой

Не все творческие люди считают, что в контексте заработка они занимаются творчеством. Сегодняшняя героиня рубрики #людивпрофессии упорно отказывается называть себя художником. Хотя это не мешает ей работать преподавателем в Skillbox, школах рисования GRAFIKA и ArtTech и вести курс в ДК Крупской. Поговорили с иллюстратором, спикером и методологом Юлией Черниковой о ее канале в Telegram, мире импрессионизма, картах Таро и комиксах. Читайте до конца — внизу как всегда оставила контакты гостя 😎 Почему бы не поставить на аватар акулу (про канал в Telegram) — Давай начнем с твоего канала в Telegram. Почему он называется «Акула иллюстрации»? — Знаешь Инктобер? Это такой челлендж, когда ты весь месяц рисуешь на заданные темы. Довольно популярная штука. И вот в один из таких челленджей я решила весь месяц рисовать акул. Продержалась не больше недели, но так у меня родился небольшой набор иллюстраций с акулами, которых люблю до сих пор. Когда встал вопрос про канал, я посмотрела на них и решила
Оглавление

Не все творческие люди считают, что в контексте заработка они занимаются творчеством. Сегодняшняя героиня рубрики #людивпрофессии упорно отказывается называть себя художником. Хотя это не мешает ей работать преподавателем в Skillbox, школах рисования GRAFIKA и ArtTech и вести курс в ДК Крупской. Поговорили с иллюстратором, спикером и методологом Юлией Черниковой о ее канале в Telegram, мире импрессионизма, картах Таро и комиксах.

Читайте до конца — внизу как всегда оставила контакты гостя 😎

Юлия Черникова и ее ученики
Юлия Черникова и ее ученики

Почему бы не поставить на аватар акулу (про канал в Telegram)

— Давай начнем с твоего канала в Telegram. Почему он называется «Акула иллюстрации»?

— Знаешь Инктобер? Это такой челлендж, когда ты весь месяц рисуешь на заданные темы. Довольно популярная штука. И вот в один из таких челленджей я решила весь месяц рисовать акул. Продержалась не больше недели, но так у меня родился небольшой набор иллюстраций с акулами, которых люблю до сих пор.

Когда встал вопрос про канал, я посмотрела на них и решила поставить на аватар акулу и назвать канал «Акула иллюстрации». Изначально, он назывался «Акулы иллюстрации», но я подумала, что это нелогично, я-то одна. Потом уже смеялась, что есть выражение «Акула бизнеса», и у меня так же, только с иллюстрацией.

— Судя по твоему блогу, ты увлекаешься почти ВСЕМ. Если в порядке убывания, какое из твоих хобби главное?

— Увлекаюсь я далеко не всем, просто стараюсь быть открытой ко всему и пробовать разное. Вот мои постоянные увлечения.

  • Книги. Я много читаю, обожаю комиксы, книжные магазины, вообще печатную продукцию. Графические романы — отдельная любовь.
  • Керамика. Люблю разную посуду, изразцы, у меня даже татуировка есть с изразцом. Пока жила в Томске, ходила в мастерскую, чтобы лепить. Хочу купить курс по керамике и найти на него время.
  • История и искусство. По образованию я историк, с уклоном в искусство, поэтому обожаю сферы, которые с этим соприкасаются. Много читаю про искусство, люблю выставки и путешествия, где можно побыть рядом с какими-то историческими штуками. Именно поэтому, кстати, переехала в Питер.

— Блог у тебя яркий, язык живой, почитать есть о чем. Откуда берешь идеи для постов?

— Идея блога родилась у меня после нескольких месяцев преподавания, когда студенты задавали мне кучу вопросов, связанных со мной, а не с учебой. Я решила, почему бы не написать об этом. Те, кому будет интересно — прочитают. Потом подумала, что можно добавлять туда просто полезные штуки, которые нахожу в процессе работы. Поняла, что мне нравится быть полезной.

Однажды рисовала силуэты персонажей для театра теней (про фриланс)

— Как удается совмещать фриланс с постоянной работой? Каким критериям должна отвечать основная работа, чтобы ты на нее согласилась?

— Совмещать не сложно, если у тебя есть навык самоорганизации. У меня он есть, поэтому я отлично умею распределять время и нагрузку. Мне нравится совмещать, потому что проекты на фрилансе бывает очень интересные и разные. Однажды я, например, рисовала силуэты персонажей для театра теней.

Но фриланс — вещь нестабильная. А у взрослых людей есть финансовые обязательства, которые нужно выполнять. Поэтому главные критерии постоянной работы — она должна быть стабильной, я должна хорошо с ней справляться, она должна мне нравиться. Сейчас мне повезло, меня взяли в классную компанию, где у меня интересные обязанности и новая сфера. К тому же это удаленка.

Проект для театра теней
Проект для театра теней

— Где работаешь сейчас?

— Я преподаватель-методист в сети школ рисования GRAFIKA и ArtTech. Создаю обучающие курсы и разные сопроводительные материалы.

— Тяжело находить заказчиков на фрилансе? Какие источники используешь для поиска?

— Фриланс в иллюстрации — сезонная тема. Летом и в середине осени проект идет за проектом, заказчики сами пишут и хотят сотрудничать. А в конце зимы и начале весны затишье.

Можно встретить заказчиков где угодно, хоть в книжном клубе. Универсальный способ — искать везде, быть зарегистрированной на всех площадках, начиная с hh и заканчивая биржами фриланса.

— Мне биржи всегда казались довольно неудобными для работы. Нужно выжидать заказы, а потом экстренно их делать. Как справляешься с этими неудобствами?

— Да, биржи — непредсказуемая штука. Можно быть активным и откликаться на все заявки, и ничего не появится. А можно ничего не делать, и работа будет сыпаться. Я адаптировалась к этим неудобствам, потому что мне было интересно.

— Есть ли у тебя постоянные заказчики, с которыми работаешь уже много лет?

— Есть один заказчик из США, с которым я работаю довольно давно. Есть пара из Беларуси, с которыми я уже лет пять. А еще есть один замечательный врач, который 6 лет подряд заказывает у меня открытки на 8 Марта для сотрудниц своего отделения.

— Какие проекты твои любимые?

— Обожаю рисовать раскраски. В прошлом году проиллюстрировала три полноценные книги, в этом году успела сделать еще одну. Я люблю разную работу, главное, чтобы она была интересной и заказчик не был тяжелым. Стараюсь избегать клиентов, которые не знают точно, что им нужно, и при этом считают, что разбираются в теме. Это тупиковый случай, с такими не договориться, и, скорее всего, уже на первых правках будет конфликт.

— Расскажи о своем портфолио. Какие работы туда включаешь, как часто портфолио обновляешь?

— Никто не спрашивает про образование, если ты иллюстратор, все смотрят на то, что ты делаешь.Стараюсь обновлять портфолио раз в пару месяцев. Сейчас у меня там лежит проект, который делала совместно с библиотекой, абсолютно бесплатно. Там же книги, которые я иллюстрировала, и проект игры, который так и не состоялся. Формула примерное такая: что-то классное + что-то коммерческое.

Монетизировать проще, чем нарисовать 78 полноценных иллюстраций (про новые проекты)

— Пока смотрела твой блог, наткнулась на пару интересных проектов и идей. Начну по порядку. Ты писала, что хочешь сделать для портфолио колоду таро. В каком стиле ее видишь?

— У меня два варианта — черно-белый лайн или яркий векторный плоский стиль. Я векторный иллюстратор, поэтому у меня ограничен круг вариантов по стилистике. Дело осталось за малым — найти время для работы.

— Если все-таки сделаешь колоду, попытаешься пристроить ее в издательство и как-то монетизировать?

— Первое, что сделаю — выложу ее в портфолио. Она полежит там какое-то время, а потом подумаю, что с ней делать. У меня так бывает — делаю проекты для портфолио, а уже потом думаю, как бы их монетизировать. Всегда придумываю. Есть варианты с ярмарками, но это слишком сложно, к тому же у меня мало мерча. Можно попробовать договорится с магазинами или издательствами, но до этого еще далеко. Найти как монетизировать колоду проще, чем нарисовать 78 полноценных иллюстраций за короткий промежуток времени.

— Ты увлекаешь импрессионизмом и постимпрессионизмом, у тебя даже есть работа на эту тему. Как начала ее делать? Когда планируешь продолжить?

— Пока это только начало проекта, который я хочу доделать и положить в портфолио. Все началось прозаично, в какой-то момент поняла, что мало знаю про импрессионизм, и решила свои знания пополнить. Ну, и немного переборщила, теперь это легкая гиперфиксация.

Пока не знаю, когда планирую продолжить, потому что это не коммерческий проект. Я знаю, куда его можно попробовать пристроить, но только когда он будет готов. Пока что он красиво лежит на моем рабочем столе.

Стилизация импрессионизма в векторе
Стилизация импрессионизма в векторе

— Про что будет твой комикс? Видела, что сюжет и персонажи уже придуманы. В каком стиле будешь рисовать?

— Комикс будет про бабушку моей близкой подруги и ее детство с ней. Идея родилась после десятка смешных историй, которые она рассказывала. Мы подумали, что классно было бы это как-то зафиксировать. Стилистика, скорее всего, будет простой, много лайна, минимум цвета. Пока что я дошла до этапа скетчей.

— Подкаст — это больше про диалог с аудиторией. Насколько тебе нравится слышать свой голос в записи? Легко ли дается выражать мысли вслух?

— Я обожаю свой голос. Я из тех людей, кто очень любит голосовые. Мы с друзьями и коллегами записываем друг другу сообщения по 5–10 минут. У меня никогда не возникало проблем с тем, чтобы выражать мысли вслух. Я очень люблю рассуждать с кем-то, будь то один человек или целая аудитория. Насколько я поняла из своего опыта преподавания, меня очень интересно слушать. Идею о подкасте подкинули люди, которые удивлялись, почему я его до сих пор не завела. К тому же пару раз я уже записывалась как гостья, мне очень понравилось.

Буквально влюбилась в эту работу и своих студентов (про преподавание)

— Как удалось стать преподавателем в Skillbox? Расскажешь про начало сотрудничества и саму работу?

— Работать с ними я начала прошлым летом, после внушительного тестового и собеседования. Я не верила, что пройду, но я часто делаю что-то просто потому что могу. Все получилось, меня взяли как преподавателя по коммерческой иллюстрации, а потом куратором направления. Это был мой первый опыт преподавания в таком большом масштабе. До этого я вела только лекции в университете и отдельные мастер-классы, которые сама организовывала.

А тут большая компания, коллектив, отчеты… Но я буквально влюбилась в эту работу и своих студентов. Через два месяца поняла, что обожаю преподавать. Вместе со Skillbox организовывала первую выставку работ своих студентов, записывала первые обучающие видео, выступала на разных площадках. Это было классно! Сейчас все утихло и остается в подвешенном состоянии.

— Как ты начала вести курс в ДК Крупской?

— Однажды моя знакомая кинула мне сообщение от Алены Цветковой, арт-директора ДК Крупской, что им нужен лектор для мероприятия на тему книг и искусства. Мы встретились, все обсудили, я упомянула что у меня есть курс лекций, и пошло-поехало.

— Что это за курс? Кто его потенциальная аудитория?

— Курс называется «Искусство от обратного» и, как понятно по названию, он про искусство, но с другой точки зрения. Обычная история искусства — это сложно, моментами скучно. И самое главное — когда доходишь до современного искусства, уже не помнишь половины классики. Между тем, современное искусство все время вокруг нас. Что важно, оно прямое следствие всего того, что происходило в истории и искусстве до этого.

Мне хотелось, чтобы люди понимали взаимосвязь. Что современное искусство появилось из-за тех же импрессионистов, например. На эту мысль меня навели мои студенты, и в первую очередь я писала курс для них. Мы изучали искусство с конца — то есть с современности, и шли назад, по ходу дела разбираясь во взаимосвязях и событиях, которые привели искусство к тому, что мы видим сейчас. Ведь искусство и история очень сильно связаны, важно уметь находить эту взаимосвязь. Этому я тоже учу на курсе.

Я не гружу датами и фамилиями, главное что делаю — объясняю почему так и учу понимать. Мы не просто смотрим на картины и анализируем, что на них. Мы думаем о том, почему они вообще были написаны.

— С кем предпочитаешь работать: с новичками или профи, взрослыми или детьми?

— Я предпочитаю преподавать заинтересованным людям, это главное. Научить чему-то возможно, если человек этого хочет, не важно сколько ему лет. У меня есть студентка с высшим художественным образованием, она обожает классику. Но она ходила на все мои лекции по современному искусству, потому что ей было интересно. Она не стала адептом современного искусства, но она в нем разобралась. А еще я люблю детей, но курс по искусству для них будет сложноват.

— Напоследок дай совет. Как стать художником-иллюстратором? И какие качества для этого нужны?

— Вы должны хотеть им стать и окунуться в это желание с головой. Мотивация — самое главное. Второе по значению — реалистичность и терпение. Нужно быть готовым к обучению, к критике, к тому, что некоторые вещи вам будет нужно просто делать, не думая. Нужно не витать в облаках, а понимать, что вы хотите делать, в какой нише и как. А это требует реалистичности мышления и терпения. А научиться можно большинству вещей в мире. Таланта не существует, есть работа над собой и подвижность ума.

Подписывайтесь на канал Юли «Акула иллюстрации» в Telegram и смотрите ее портфолио целиком по ссылке. А если вам интересно стать следующим гостем рубрики #людивпрофессии, пишите мне в комментариях — буду рада новым интересным людям.

Ирина РИПВАМ

Также вам будет интересно:

📌«Художник — это творец вселенных». Интервью с иллюстратором Алёной Цветковой

📌Персонажи комиксов Marvel другими глазами. Интервью с художником Аскольдом без Дира

📌«Я воспринимаю окружающую красоту как страшную или добрую сказку». Интервью с фотографом Ксайли Руж