Найти тему

ТЫ МНЕ ВЕРИШЬ ИЛИ НЕТ

Кадр из фильма "Тучи над Борском" (1960)
Кадр из фильма "Тучи над Борском" (1960)

В 1960 году режиссёр Василий Ордынский снял крайне неоднозначный и пугающий фильм, который стал одним из инструментов тогдашней хрущёвской антирелигиозной кампании – «Тучи над Борском». Типичная советская агитка, талантливо снятая, насквозь выдуманная, антирелигиозная заказуха с элементами душераздирающего триллера. Широкому зрителю режиссёр известен как автор многосерийной драмы «Хождение по мукам» (1977) с Ю. Соломиным, И. Алфёровой, С. Пенкиной и М. Ножкиным. Сценарий к фильму написали Семён Лунгин и Илья Нусинов.
Многие фильмы конца 50 - нач. 60-х годов имели откровенную антирелигиозную направленность - «Чудотворная» с Меньшиковой, «Исповедь», «Грешный ангел», «Армагеддон» с Изольдой Извицкой, «Иванна» с И. Бурдученко и др. Их снимали по несколько десятков фильмов в год и обеспечивали «зелёный свет». Известно, что Никита Сергеевич публично грозился к концу семилетки (т.е. в 1965 году) «показать последнего попа по телевизору». Фильм задумывался как средство нейтрализации религиозной пропаганды, борьба с растущим влиянием которых велась чуть ли «не на жизнь а на смерть».
Хрущев, придя к власти, бросил лозунг «возвратимся к ленинским нормам». Мол, товарищ Сталин от них отошёл. Сталинские «поблажки» церкви тоже посчитали таким «отходом». В результате новый вождь усилил темпы закрытия церквей, запретил паломничества к «святым местам», ужесточил многие антирелигиозные законы: опять стали взрывать церкви, засыпать «святые источники», увольнять за посещения церкви. А уж крещение и венчание в церкви было запредельным явлением.

-2

Муж сестры моей бабушки был Героем Советского Союза и хорошо известным в одном из подмосковных райцентров. Однако, родившуюся в 1952 году младшую дочь жена крестила втайне от «идейно-партийного» мужа. При нём даже заикаться о подобных вещах было нельзя.
В своё время я записал интервью с её старшей сестрой, Валентиной, которая в красках поведала о том, как её в далёком 1945 году крестил сам Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) и как на неё подействовали религиозные рассказы:
«… А нас, таких как я, со всей деревни (когда только люди успели!) позвали всех некрещеных, и в соседнем доме крестили. Всех. И меня в том числе. Я даже еще помню, мама говорила и Саше (А Саше было уже 17 лет!): - Сынок. Покрестись! Да… И он крестился. Так что, вот, мы крестились. И это было в 1945 году.
И поэтому я вот как-то после этого стала… А как я пришла к этому?… В деревне у бабушки жила, в Ратчине. У нас однажды собрались все в одном саду. Шалаши такие плетеные были. Собрались такие как я (я еще в школе училась) и стали рассказывать о Боге, и об аде, и о рае. И кто чего там знал. Я ничего никогда не слышала. Никто никогда ничего не рассказывал – ни бабушка, никто. Об этом никогда не говорили.
А тут вдруг начали говорить. Что вот там в аду сковородки, в которых жарят людей. Кто там ходит, кто грешный… И в общем я была настолько впечатлительна, что меня начало колотить, и у меня начался нервный стресс. Я побежала оттуда бегом домой вся в слезах. Меня всю колотит, трясет. Прибегаю домой к бабушке, а она мне:
- Что с тобой, касатка, что с тобой?... Ты чего? Ты чего?
Я ей: - Так и так…
А она меня усадила за стол, чаю сладкого мне сделала, и положила меня на постель. Сидела около меня, укачала. … Вот такое было у меня состояние…
И я после этого очень боялась всегда…».

Хорошо помню, что уже при Горбачёве, в 1985 году интерес к религиозной тематике строго осуждался нашими учителями в школе. На Пасху специально по всему району в школах открывались развлекательные мероприятия для молодёжи, дискотеки (естественно, с зарубежной и ранее не одобряемой музыкой), с одной только целью – не дать молодёжи идти смотреть крёстный ход. Однако мы игнорировали этот ловкий ход и специально лезли на крыши близлежащих домов, чтобы посмотреть торжественное церковное шествие у Елоховской церкви, которая была оцеплена милицией по периметру.

-3

Однако в фильме речь шла не о Русской Православной церкви (видимо, побоялись так открыто выступить), а о неких сектантах (по фильму их называют пятидесятниками). Никаких гонений на церковь в фильме не показано. Довольно правдиво показан «путь к религиозности»: когда человек слаб, разобщен, унижен, его и подхватывают религиозные фанатики.
Самое интересное, что власть в итоге «достучалась» до простого народа, поскольку многие люди всё-таки в эти киноужасы поверили. Многих учеников водили на просмотр фильма всей школой именно с атеистическими целями - своего рода «закрытый показ» с последующей проработкой и разъяснениями учителей в каждом классе и на общешкольных собраниях. Культпоход в кино достиг своей цели на 100 % и осадок этот фильм у всех оставил очень неприятный.
Поток подобной «заказухи» благополучно прекратился с приходом к власти либерального Брежнева. Отношение к церкви стало терпимее, цензура ослабла. В 70 - 80-е годы уже появляются фильмы с религиозными мотивами, такие как «Восхождение» Ларисы Шепитько, грузинский фильм «Мольба», фильмы Тарковского «Солярис» и «Сталкер».

Кадр из фильма С"Солярис" А. Тарковского
Кадр из фильма С"Солярис" А. Тарковского

В «Тучах над Борском» сыграли замечательные актёры, тогда ещё молодые Владимир Ивашов, Роман Хомятов, Игорь Охлупин, а в эпизодических ролях появились Инна Чурикова и 15-летний Никита Михалков. Удивительно талантливо и достоверно сыграла религиозную фанатичку Валентина Беляева.
Главная роль, девушки Ольги Рыжовой, попавшейся в лапы сектантов досталась Инне Гулая (жене Геннадия Шпаликова). Роль эта стала для неё роковой. Как писал критик Александр Нилин -
«… уже первая роль — сектантки в картине Ордынского «Тучи над Борском» очень болезненно ударила по её (Гулой) психике (сами обстоятельства, предлагаемые ролью, оказались очень вредны для неё), на что вовремя никто не обратил внимания…».

Инна Гулая в фильме "Тучи над Борском"
Инна Гулая в фильме "Тучи над Борском"

Непосредственным заказчиком фильма был сам Никита Сергеевич. Дело в том, что в Куйбышеве (тогдашней Самаре) зимой 1955—1956 годов произошло грандиозное и невероятное событие (многие считают, что это просто – городская легенда). В новогоднюю ночь, в дом по улице Чкалова № 84, где проживала Клавдия Болонкина с сыном, пришли гости, среди которых была и девушка по имени Зоя Карнаухова, работница завода имени Маслённикова. Накануне она познакомилась с молодым практикантом Николаем, обещавшим тоже прийти на праздник. Все подруги были с парнями, а Зоя сидела одна – Николай задерживался. И вдруг, вероятно, изрядно выпив перед этим, она завила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она твёрдо заявила: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».
Прижав икону к груди, Зоя решительно вошла в круг танцующих, но неожиданно замерла, словно вросла в пол. Она окаменела! Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось.

-6

Врачи ничего не смогли сделать – когда они пытались сделать укол, иглы, словно заколдованные, ломались. Внезапно появившийся иеромонах Серафим взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится к Пасхе. Зоя простояла в итоге 128 дней, после чего вернулась в своё прежнее состояние.
История эта имеет много окончаний (Каранаухова то ли умерла сразу после Пасхи, то ли стала пациенткой психиатрической клиники, то ли ушла в монастырь). В Куйбышев потянулись паломники, церкви были переполнены. История получила широкую огласку и обсуждалась на обкоме партии. По решению областной партконференции в городской газете «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года был опубликован фельетон разоблачительного характера под названием «Дикий случай». Но дело дошло до Хрущёва, который в гневе назвал это провокацией. Начались отвратительные гонения на верующих. Например, разгромили пятидесятническую церковь в Борском районе, Куйбышевской области, разобрали трамвайные пути в Куйбышеве, которые проходили рядом с домом Зои. И финальным ответом на «стояние Зои» и чёрных сектантов, которые распространяют слухи, стал фильм «Тучи над Борском».
Первая часть фильма получилась у режиссёра самая что ни на есть про-религиозная. До того в невыгодном свете была показана советская провинциальная школа (сухой бездушный директор, абсолютно бестактные педагоги, повседневная рутина) и с положительной стороны - верующие (хороший душевный парень, добрые чуткие прихожане и т.п.).
Поэтому концовку фильма сильно драматизировали – выдумали историю с диким языческим «распятием» Ольги на кресте и, тем самым, намертво пришибли зрителя.