Найти тему
Записки репетитора

Продолжая рассуждения о гнилом апельсине в классе или круговая порука мажет как копоть

Что ж, позавчера я писала, как кто-то сгноил в классе апельсин. Виновника не нашли, кто должен убирать – непонятно. Кого наказывать – тоже непонятно.

Гнилой апельсин в классе или почему в школе можно то, чего нельзя дома

Люди прониклись, начали комментировать. Я почитала. Что ж… Условно говоря, часть комментариев, в которых речь идет о громадной несправедливости по отношению к людям, можно разделить на две группы.

🔹1. Виноват хозяин ящичка, он сам должен следить там за порядком, ему и убирать. То есть, по сути, это поиски «крайнего», на которого можно спихнуть ответственность и заставить ликвидировать последствия.

Немного процитирую:

- Кто хозяин шкафчика тот и убирает. Если апельсин не его, то шкафчик явно его.
- но это же его ящик?
- Чей ящик, тот и убирает. Не может, пусть приходит мама и убирает.
- Если он знает, что ему выдали ящик, то должен его проверять. Надо занимать четкую позицию. Или "принимать" ящик или "отказаться". В случае отказа ящик ответственные лица должны закрыть на ключ.

Давайте я тоже немного прокомментирую комментарии.

Во-первых, по большому счету, разве дело в наличии этих ящиков или их хозяевах? Вы думаете, именно ящики спровоцировали появление гниющего апельсина? Да если человек захочет нагадить, он этот апельсин в любой угол положит. Кто тогда будет виноват? Классный руководитель? Директор школы? Тот, кто создал класс подобной конфигурации, позволяющей положить апельсин в незаметное место? Кого в этом случае нужно заставить убирать?

Во-вторых, что значит «занимать четкую позицию»? Ученик не может круглосуточно караулить этот ящик. Он в этом классе, скорее всего, проводит один урок в день. И вот это «записывание» имущества за кем-то – тоже достаточно порочная практика.

Я как-то писала, как очень хорошую и послушную девочку в ее день рождения заставили отскребать жвачки от «ее» стула. Потому что-то кто-то их налепил. Но ей сказали:

- Стул твой, ты за него отвечаешь.

Вот скажите, как? Как, к примеру, пятиклассница должна за этот стул отвечать? Проверять каждую перемену? Сгонять с него здорового 11-классника, чтобы проверить, не лепит ли он жвачки?

Просто это очень удобно для взрослых – главное, чтобы убрали, а уж кто – дело десятое, мне разбираться некогда.

Знаете, я когда-то читала книгу польской писательницы Роллечек «Деревянные четки». И там маленькую девочку заставляли прибираться в костеле. Причем работа была очень тяжелая, она с ней не справлялась. Но взрослым было параллельно, главное, чтобы работа была сделана. А старших и более сильных заставлять – чревато, могут и послать. А это послушается. Кончилось тем, что она себе денатурат в глаза втирала, чтобы ее в больницу отправили, а не на уборку.

(А книгу и ее продолжение «Избранницы» рекомендую. Очень интересно на самом деле. Может, кто читал, заодно поделится впечатлениями?)

Вот и здесь то же самое, только в лайт-варианте. Мне пофиг, что в классе каждый урок сидят разные ученики. Мне пофиг, что часть из них – здоровые парни, которые мелкого пятиклассница или мелкую пятиклассницу просто пошлют. То есть никак они не смогут сделать так, чтобы якобы их стул никто не пачкал. Но я буду требовать порядок не с них, а именно с этих мелких. Потому что старших я не прогну, а этих – прогну.

А уж про «принимать» ящик… Ну, тетеньки. Вы говорите о пяти или шестиклассниках. Не забудьте, у них мышление все же не взрослое. Им ткнули какие-то шкафы в школе, сказали, что вот полки Иванова, Петрова, Сидорова. Им не нужно, они туда и не смотрят.

И не смейте, слышите, не смейте пренебрежительно говорить о том, что «они что ж, вообще ничего не соображают»? Да, на таком бюрократическом уровне не соображают, потому что у них еще нет такого опыта. Это взрослый захочет написать официальную расписку о том, что он ящиком не пользуется, за него не отвечает. Школьнику такое откуда придет в голову? И не потому, что он глупый, а потому, что он еще маленький, он еще с таким не сталкивался.

Вообще-то для этого и существуют взрослые – люди с педагогическим образованием, которые называются учителя. Это они должны уточнить данные вопросы, выяснить у детей, кому нужны ящики, кому нет. Объяснить насчет ответственности, если нужны.

И уж по поводу «пусть родители моют»… Ага, щас. То есть кто-то что-то там положил в ящик, который условно считается ящиком моего ребенка. А я, которая вообще в здании школы не бывает, должна за него отвечать? Кто-то сломает парту, за которой мой ребенок сидит один раз в день – тоже я должна прийти и чинить?

Простите, но регулировка всего этого – дело школы. Я понимаю, что у учителей много обязанностей, но, знаете, на любой работе много обязанностей.

🔹2. Принцип круговой поруки – наказать всех.

-2

Опять процитирую:

- всех без исключения отправить отдраивать класс и тогда дети сами накажут шутника
- и потом то как раз они начнут сдавать. Шансов мало, но есть. Либо надают потом сами этому проказнику после школы. Или пошутит кто то и ему в портфель скинут пока отсутствует.
- За косяк одного бойца весь взвод отжимается до упаду.
- смысл круговой поруки не в том, что бы виновник участвовал в уборке. Смысл в том, что бы участвовавшие в уборке невиновные устроили виновнику "тёмную"..
- Бороться просто - наказать ВСЕХ.
- воспитание коллективом это называется. Дети-то знают, кто нагадил. Они и примут меры.
- После чего с виновником быстро разберутся сами школьники.

Я свое мнение о групповых наказаниях выразила здесь:

Наказания в школе. Почему у одних учителей «срабатывает», у других – нет?

Но скажу еще раз: я категорически против групповых наказаний и принципа «один за всех, все за одного». Это все работает в слаженном и дружном коллективе. А у нас в школах таких коллективов нет.

Поэтому чаще всего – это опять попытка решить проблему чужими руками. Я всех накажу, а там хоть трава не расти. Мне главное, чтобы было сделано. И вообще, пусть дети сами разбираются.

Нельзя, понимаете, нельзя позволять детям судить друг друга. И дело не в инфантилизме и не в «ониждети». А дело в том, что они действительно еще просто дети. И не обладают таким опытом и социальными познаниями, как взрослые. Поэтому классический аргумент «а как они будут во взрослой жизни», я не принимаю. К тому времени они вырастут, и образ мышления у них изменится.

Но я объясню, к чему подобное приведет.

Либо вы таким образом натравите людей в классе друг на друга. Ибо они будут лупить виновника (кстати, не факт, что действительно виновника). Тот может подключить свою компанию. И будет у вас «Слово пацана» в отдельно взятом классе.

И, знаете, все же школа – это официальное учреждение. И предлагать детям решать проблемы «по понятиям» - согласитесь, как-то не очень этому учреждению подходит.

Либо, еще более вероятный вариант: настоящие виновники просто убегут и ничего делать не будут. А будут все убирать невиновные. Причем такие, которые ничего этим хулиганам не смогут противопоставить.

Так что не будет «разберутся сами школьники». Просто они утвердятся во мнении, что школа и справедливость - это непересекающиеся понятия.

Позволю себе привести еще пару цитат, которые ярко иллюстрируют эту мысль:

- ну как это должно работать? Вот двоечник и хулиган, в 13 лет косая сажень в плечах, в драке первый, силищи немереной. Вот я, шпингалетка 150 см ростом, 46 кг, тихая отличница, дралась последний раз в песочнице. Вот меня наказывают за то, что натворил хулиган. Какие будут последствия? Для него - никаких. Для меня - обида, чувство несправедливости и увереннность в том, что учительница дура. Бывала в этой ситуации много раз. Однажды в летнем лагере наказали весь отряд, не пустили после обеда на пляж из-за того, что мальчишки что-то натворили. Мы все сидели наказанные... а мальчишки перелезли через забор и ушли на пляж. Подходить к хулигану и что-то ему предъявлять? Я не самоубийца.
- так все мальчики либо друзья этого хулигана, либо им просто пофиг на наказание. Если они сами считают, что не виноваты, то и наказать их невозможно. Оставят после уроков в классе сидеть? Пфф, просто встал и ушел, делов-то. Заставят делать уборку в классе? Опять же уходишь, ну или просто ничего не делаешь. Дадут дополнительное домашнее задание? Так его тоже можно просто не делать. Всё! Никакой "коллективной ответственности" не бывает. Есть сильные и пофигистичные парни, которые знают, что им ничего не будет, есть несправедливо униженные девочки и есть учительница, уверенная в том, что она офигенный педагог и очень мудро поступила - "наказала весь класс"

Если кто-то из ратующих за «дети сами разберутся, если накажут всех» сможет мне прокомментировать эти цитаты и объяснить, что конкретно должна сделать в этой ситуации тихая отличница – я с удовольствием почитаю. Перестать быть тихой отличницей и стать одной из отморозков, убегающих от наказания? Этого добивается школа? Да?

***

Как видите, оба варианта провальные. И оба направлены на:

- облегчение работы преподавательского состава;

- культивирование понимания того, что в школе и от взрослых вообще справедливости не дождешься.

Вы считаете, что это хорошо и правильно?

Что ж, тогда пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 27 апреля в прошлом году:

Репетитор не всесилен

На днях увидела бабочку и вспомнила про свою странную девочку…

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.