"Скажи мне правду" - пятая часть рассказа "Зови меня Монтенегро" (часть 4 здесь)
- Мама, там очень красиво! - Шептал Елене Кирилл. Ты обязательно должна увидеть это.
- Конечно поедем. Почему я должна быть против морской прогулки?
Мальчик заметно повеселел и уже с удовольствием рассказывал о том, что они видели во время своей короткой поездки.
Илья смотрел на Кира, ставшего в один миг холодным и чужим, и никак не мог улучить момент, чтобы поговорить с мальчиком. Кирилл сторонился его старательно и неумело, и он решил, что обязательно поговорит с сыном позже.
Утром мальчик неожиданно обрадовался тому, что они поедут на разных машинах, хотя ещё вчера, наверняка, попросился бы ехать вместе с Соней.
Он держался рядом с матерью ровно до того момента, пока не увидел, что Илья сел рядом с Еленой. Только тогда позволил нетерпеливо тянущей его за руку Соне утащить его осматривать корабль.
- Ты что, Кир?
Девочка смотрела на него серьёзно и внимательно, и ни разу за сегодняшнее утро не назвала Монтенегро.
- Соня, твои родители любят друг друга?
Взгляд Софии стал удивлённым, но она ни на секунду не замешкалась с ответом.
- Конечно. - Соня сказала это так уверенно, что взгляд мальчика прояснился, и он уже не выглядел таким мрачным. - Они любят друг друга, и меня.
- Но они такие разные. Мама говорит, что разным людям трудно понять друг друга.
- Смешной ты, Монтенегро. - Соня сказала это, и посмотрела испытующе, не рассердился ли друг. - Все люди разные. Даже близнецы. Не бывает двух одинаковых. Так что же теперь не любить что ли? Ну да, они иногда ругаются, но это у всех бывает.
Они стояли на носу корабля. Мимо проплывали чудесные виды Боко-Которского залива, с зелёными садами и черепичными крышами.
- Чертовски красиво здесь, правда? - Марк подошёл незаметно.
- Дядя Марк? - Кирилл снова встревожился. - А папа где?
- Они с твоей мамой решили сфотографироваться на борту. Не знаю, как прощелыга фотограф в образе пирата уговорил их на это. Я удрал. Терпеть не могу ряженых.
Кирилл улыбнулся. Он тоже не жаловал аниматоров, всегда смотрел на них настороженно.
- Кир, у тебя есть аллергия на котов? - Спросил вдруг Марк. - Соня вчера до ночи рассказывала мне про тучу кошек в том месте, куда вы ездили. Я даже зачесался.
- Пап, прекрати! - Соня со смехом уткнулась в отца. И добавила, вдруг погрустнев. - Вот поэтому мы не можем никого завести. Папа чихает и чешется.
- Можно рыбок. - Робко предложил мальчик. - Дядя Марк, они здоровские на самом деле. Правда, иногда бывает аллергия на их корм. Но эту проблему можно решить, если подобрать подходящий.
- А чего в них интересного? - Марк выжидательно смотрел на Кирилла. - Ну, плавают.
- Э нет. - Кирюша преобразился, как бывало всегда, когда он говорил о своём увлечении. - Во-первых, они красивые! А, во-вторых, многие ошибаются, когда думают, что они глупые. Есть такие рыбы, которые умеют разбивать морских ежей, чтобы съесть их содержимое, а сомики и цихлиды прикрепляют свои икринки к листочкам, чтобы в случае опасности можно было перенести их в безопасное место.
- Это природные инстинкты, Кирилл. - Марк похлопал его по плечу. - Всего лишь инстинкты, малыш.
- Да нет же, дядя Марк. - Кирилл и не думал уступать. - А некоторые виды цихлид вообще узнают своего хозяина. Я знаю. Давайте я вам покажу своих рыб.
Он потащил Марка под навес, одновременно открывая галерею в телефоне.
- А вчера мы звонили дедушке. Он сказал, что самка сомика отложила икринки. Она спрятала их внутрь корабля, который лежит на дне, а самец плавает у входа и не подпускает других рыб.
- Это тоже инстинкт. - Проворчал Марк, усаживаясь на деревянную скамью под тентом. - Ну, где там твои умные рыбы, ребёнок?
- Кир, мы же хотели всё здесь исследовать. - Соня разочарованно вздохнула.
- Сейчас. Чуть-чуть попозже. - Откликнулся Кирилл. - Дядя Марк, смотрите...
Соня отошла в сторону, побродила по палубе, поглазела по сторонам. Но одной было скучно. Это ведь так плохо, когда не с кем поделиться эмоциями, впечатлениями, фантазиями. Интересно, как это некоторые люди путешествуют в одиночку.
- Соня, ты почему грустишь? - Илья заметил девочку. - А где Кирилл?
- Там. - Она махнула рукой. - Рассказывает папе про рыбок.
- Да. - Илья улыбнулся. - Это Кирюшкина тема. О своих любимцах он может говорить часами. К сожалению, в этом мы с ним похожи. Я тоже тот ещё зануда, когда дело касается интересующей меня темы. Вот сегодня пообещал себе, что не буду напрягать вас никакими историями, буду загорать, наслаждаться отдыхом и морем.
- А мне нравится, когда вы рассказываете. - Тихо сказала Соня. - Это всегда интересно. Словно сказку слушаешь.
- Спасибо, девочка. А на Кирюшку ты не обижайся. Он очень рад вашей дружбе.
- Правда?
- Правда. Только не выдавай меня. Вдруг будет сердиться за то, что я тебе это сказал.
- Не выдам. Красиво здесь, правда?
- Да. Это один из самых красивых заливов Черногории.
- У него тоже есть свои истории?
- И не одна. - Илья усмехнулся. - Но мы же сегодня собирались обойтись без них.
- Кому неинтересно, тот пусть и обходится. - Пожала плечами девочка. - А мне наоборот. Вам интересно рассказывать, а мне слушать. Дядя Илья, ну, пожалуйста.
- Хорошо. - Давай тогда немного попозже. - Просто история получится интересней, если ты увидишь то место, о котором я хочу тебе рассказать. А пока пойдём, поищем остальных.
Виола с Леной весело болтали, загорая на шезлонгах на носу корабля. А Марк всё ещё сидел с Кириллом там же, где оставила их София.
- Слушай, а вот этот, красивый, он хищный? Уживётся с тем, что ты мне до этого показывал? Плавники ему не объест?
Соня и Илья Сергеевич переглянулись.
- Дочь! - Марк поднял на Соню торжествующий взгляд. - Скажи Киру спасибо. У нас теперь тоже будут животные!
- Рыбы? - Девочка перевела взгляд на Кирюшу.
- Твой папа хочет ещё аксолотлей. - Скромно признался Кирилл. - А они уже не очень рыбы.
- Сегодня же вечером посмотрю, где у нас можно заказать аквариумы. - Решительно сообщил Марк. - Домой парочку. И один в автосалон. Кстати, Кирилл сказал, что, чем больше аквариум, тем легче за ним ухаживать.
- Это что, заразно? - Растерянно шепнула Илье Сергеевичу Соня.
- Если носитель информационной инфекции Кирилл, то очень заразно. - Илья развёл руками. - Когда он рассказывает, я сам влюбляюсь в его рыб. Кир, ты совсем заболтал Марка.
- Где мама?
"Кажется, этот вопрос главный сегодня на повестке дня". - Грустно подумал Илья.
- Она на носу, болтает с Виолой. Кирилл, я хотел поговорить.
- Потом, папа. Мы с Соней собирались осмотреть весь корабль.
- Потом, так потом.
- Кир, Соня, идите сюда! - Елена помахала им рукой. Капитан сказал, что сейчас подойдёт катер и желающие смогут попасть в Голубую пещеру. Хотите?
- Конечно!
Она действительно была голубой, эта большая и необычная пещера. Солнечные лучи, проникающие в неё, причудливо преломляясь в воде, наполняли пещеру голубым свечением. Вода тоже казалась удивительно голубой, а царивший внутри прохладный полумрак придавал этому месту атмосферу сказочности.
- Здорово. - Прошептал Кирилл.
- Хватит глазеть. - Марк, как всегда грубовато, разрушил хрустальную сказку. - Окунуться хотите?
И, скользнув в воду первым, позвал.
- Давайте быстрее. Долго мы здесь не пробудем.
Руки и ноги в воде тоже казались голубоватыми, словно все они на минуту превратились в загадочных инопланетян. Ребята плавали бы ещё и ещё, если бы голос капитана не заставил их подняться на борт.
- Мало. - Вздохнула Соня. - Там так здорово.
- Слишком много туристов хотят увидеть это голубое чудо. - Илья показал, на качающиеся на волнах катера. - А нам пора дальше.
Пока они плыли по заливу, небо затянуло почти грозовыми тучами.
- Ну вот. - Расстроилась Елена. - Позагорали.
- Зато посмотри, как красиво. - Виолетта показала на виднеющийся впереди остров.
- Остров Богородицы на Рифе. - Илья встал рядом с женой. - В пятнадцатом веке в этих местах рыбачили два брата. Они привязывали лодку у небольшого рифа, который находился в этом месте. А однажды нашли здесь чудотворную икону Богородицы. Слухи о чудесной находке дошли сначала до городка Пераста, а затем разнеслись по всем городам залива. Тогда и решили создать остров на месте этой находки. Около рифа топили старые корабли, а каждый проплывающий мимо корабль скидывал там камни или строительные материалы. Формировался остров целых двести лет. Потом, в семнадцатом веке, на уже сформированном острове, решили построить церковь. Называется она так же - Церковь Богородицы на Рифе. Кстати, внутри есть музей. А традиция укреплять остров существует до сих пор. В один из летних дней горожане бросают камни около острова.
Обернувшись, он вдруг понял, что большая часть их попутчиков собрались за спиной и внимательно слушают рассказ. Илья Сергеевич смутился.
- А расскажите ещё. - Попросила какая-то девушка. - Экскурсовода на этом корабле почему-то нет, а вы так интересно рассказываете.
- Я говорила, дядя Илья. - Соня довольно оглядела стоящих вокруг людей. - Что есть те, кому это даже очень интересно. А вы не верили.
- Расскажите, правда! - Раздались голоса.
- Хорошо. Я расскажу вам об острове Святого Георгия. - Илья Сергеевич улыбнулся. - Только не исторические подробности с датами и фактами, а всего одну небольшую, но интересную легенду.
Он посмотрел на своих слушателей и продолжил.
- Этот остров ещё называют Островом Мёртвых, просто потому, что долгое время, до появления собственного кладбища в Перасте, в монастыре хоронили знатных горожан и морских капитанов. А во время французской оккупации в гарнизоне расположившегося там артиллерийского полка простым солдатом служил молодой хорват. В городке Пераст напротив жила девушка Катица. Они любили друг друга больше жизни и планировали пожениться, как только молодой человек закончит службу, мечтали о семье и детях.
Но однажды черногорцы подняли очередное восстание против захватчиков, и, чтобы припугнуть местных жителей, было решено выстрелить по Перасту из пушки. Стрелять выпало именно молодому хорвату - это был его последний день на службе. Был сделан один-единственный выстрел, поврежден лишь один дом, и погиб только один человек - юная Катица. Когда девушку привезли на кладбище острова, солдат сорвал военную форму, взял себе имя Фран и навсегда поселился в монастыре.
Спустя годы, французы потеряли Боко-Которский залив, а вместе с ним и остров Святого Георгия. Монахи с острова ушли немного позже. Остался лишь Фран. Каждую ночь он зажигал на могиле любимой сотни свечей. Шли годы, Фран постарел, но все так же упорно продолжал ухаживать за могилой. Он зажигал свечи каждую ночь. И вот однажды, темной безлунной ночью, свечи не зажглись. Местные жители удивились и на следующий день отправились проверить, что же случилось с одиноким монахом. Нашли его прямо на могиле любимой.
В тот день несколько юношей выразило желание постричься в монахи. Так был восстановлен монастырь на острове Святого Георгия, который стоит до сих пор. Сейчас на остров никого не пускают. Даже черногорцев. Так что мы с вами туда не попадём.
Пока Илья Сергеевич рассказывал эту грустную историю любви, он одной рукой обнимал жену. Кирилл заметил, что лица людей стали задумчивыми, Марк, стоя за спиной Виолетты, прижал её к себе, парень и девушка, та, что просила рассказать что-нибудь, держались за руки.
- Вот и всё. - Илья закончил рассказ. - А сейчас простите, я здесь со своей семьёй.
- Это вы нас простите, что помешали отдыху, и спасибо большое. - Кто-то из молодых людей пожал его отцу руку, и Кирилл с невольной гордостью заметил, что Илью Сергеевича благодарили ещё многие пассажиры корабля.
- Пап, ты поговорить хотел. - Кирилл потянул отца за рукав.
- Хотел. Идём. - Отец обнял его за плечи.
Он стояли на корме и смотрели, как курчавятся на воде белые барашки.
- За что ты обиделся на меня, Кир?
- Ты сам знаешь, папа. - Кирилл повернулся и спросил почти со слезами. - Скажи правду! Зачем? Неужели ты не понимаешь, что всё испортил? Всё ведь было так хорошо! А ты... Сонину маму... Обнимал.
Окончание фразы он почти прошептал. Но Илья Сергеевич услышал и не отвёл взгляд.
- Не обнимал, а успокаивал. - Мягко, как неразумному малышу, объяснил он Кириллу. - Сонина мама была очень расстроена, а в такие моменты каждому человеку нужна поддержка. Ты же не раз видел, как я обнимаю маму. Разве это то же самое?
- Нет. - Кирилл помотал головой и задумался. Правда, а что произошло? То, что папа взял Виолу за плечи, так он иногда и его, Кира, так же держит, когда пытается подбодрить.
- Пап, а ты маму любишь?
- Я очень люблю маму, сын. И маму, и тебя.
- Она сказала, что вы ругаетесь, потому что устали уступать друг другу. Это правда?
- Наверное. Знаешь, очень редко люди могут прожить жизнь вместе так, чтобы не спорить, чтобы было всё гладко и мирно. Но это не значит, что они не любят друг друга, и готовы предать. Нам, взрослым, иногда трудно вести себя так, как хочется вам, детям. Мы тоже забываем, что нельзя ссориться, начинаем дуться друг на друга и, чего уж там, психовать.
- Пап, а вы не разведётесь?
- Не собирались, вроде.
- И ты, правда, любишь только нашу маму?
- Правда. Ты мне вот что скажи: ты на Соню дуешься тоже из-за этого?
Мальчик потупился.
- А вот это никуда не годится, Кир. Соня ведь не понимает, что произошло, и ей очень обидно. Она точно не виновата в произошедшем недоразумении.
- Я понял, папа. Я сейчас всё исправлю.
- Это будет правильно. Только вот что, не посвящай Соню в причины своей обиды. Не хватало ещё, чтобы и она мучилась от ненужных сомнений.
- Ага. - Заметно повеселевший Кирилл нетерпеливо топтался на одном месте. - Я пойду, пап?
- Давай.
Мальчик сорвался с места и через несколько минут уже держал Соню за руку.
- Принцесса София, хочешь попросим у капитана посмотреть его кабину?
Соня удивлённо и недоверчиво рассматривала Кирилла.
- Ну вот. А я боялась, что обидела тебя.
- Это у меня... - Он виновато посмотрел на девочку. - Просто было плохое настроение.
- А теперь ты вернулся, Монтенегро?
- Вернулся.
- Насовсем?
- Насовсем. Ну что, пойдём к капитану?
Взрослые смотрели, как робко они заглядывают в кабину, не решаясь войти.
- Помирились что ли? - По обыкновению прямо спросил Марк. - А то с утра фыркали оба.
- Да они и не ссорились. - Успокоил его Илья. - Так, небольшое недопонимание.
- А, ну тогда круто. Илья, а вот скажи мне, Кирюхин аквариум, он... Пойдём, я кое-что ещё у тебя уточню.
- Кажется, рыбки у вас всё-таки будут. - Елена проводила мужчин взглядом.
- Пусть. Чем бы дети не тешились. - Засмеялась Виола. - Лен, а пойдём ещё немного пофотографируемся.
- Пойдём. - Согласилась Елена.
И они, что-то обсуждая на ходу, поспешили вниз.
Продолжение следует... часть 6
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
Тот самый загадочный аксолотль
Боко-Которская бухта (из архива автора)