Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

СВТ. ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ. ПЛАВАЛ НА МАНТИИ, ПЕРЕНОСИЛ КЛЕВЕТУ И УТЕШАЛ НАРОДЫ

Святитель Василий, епископ Рязанский, жил во второй половине 13-го века. Где родился и как жил он в юности неизвестно. Только из песнопений церковных мы знаем, что он с младенчества был освященным рабом Божиим и имел страх Божий.

Источник изображения: чудовалик.рф
Источник изображения: чудовалик.рф

Начинал своё служение Богу будущий святитель Василий в городе Муроме. Там он постригся в монахи, там же Бог поставил его епископом. Уже там зажегся свет его воздержания и смирения. Этот свет пронёс он через всю свою жизнь и спас им многих вокруг, по слову прп. Серафима Саровского: «имей дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи»...

Став правящим епископом в скорбное время татаро-монгольского нашествия, свт. Василий был примером для православных. Он много трудился, утешая и вразумляя свою паству.
Бог принял его труды, и поэтому диавол не смог дальше терпеть это: он превратился в женщину и стал часто входить и выходить из дома свт. Василия на виду у всех.
Люди возмутились и требовали немедленного суда над святителем, а кто-то хотел даже сразу убить его.
Он выпросил себе несколько часов отсрочки. Всю ночь он молился: послужил Всенощное бдение, Литургию, молебен к Богородице, а потом, взяв Её чудотворную икону — Муромскую, пошёл к реке Оке.
Было уже позднее утро. Поэтому многие увидели это и пошли с ним на берег. Там святитель Василий бросил свою мантию на воду и, встав на неё, быстро поплыл против течения реки…
Через 5 часов чудесного плавания он приплыл к г. Рязань, проплыв против течения больше 200 километров!

Князь и народ с радостью приняли такого чудотворца, и свт. Василий стал править у них (тогда это была одна епархия). Но недолго продолжалась их радость: во время очередного набега татары сожгли Рязань, а оставшиеся в живых люди основали другой город — Переславль-Рязанский, это - нынешняя Рязань.

Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по рекам: Оке и Трубежу на своей мантии; с той же чудотворной Муромской иконой Богородицы. Здесь же основали и новую епархию…

Служил правящим епископом свт. Василий только десять лет. Потому что многие искушения, труды и скорби сократили дни его жизни. 16 июля 1295 года он умер и его похоронили в Соборе, где он служил в последнее время.

Источник изображения: fotoload.ru
Источник изображения: fotoload.ru

По воле Божией совершалось это переселение свт. Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило: открыло им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского утешило и подкрепило в самое скорбное для них время. Они увидели живой пример веры и терпения скорбей. Такой пример веры и благодушного терпения всегда облегчает окружающим несение Креста…

Мы часто на словах хотим исполнять волю Божию, а на деле стараемся исполнить свою волю. Но Бог не даёт нам погибнуть в своеволии: Он выстраивает нашу жизнь так, чтобы мы сами захотели убежать туда, где нам нужно появиться. Скорбными и разными другими обстоятельствами Бог ведёт нас по этой жизни: клеветой, укорением, ложью, насилием и т.д.
Здесь есть опасность: часто мы маскируем свои желания обстоятельствами жизни и опять пытаемся заменить волю Божию своей волей. А замаскировав, стараемся выполнить её на все 100%. Воля Божия заменяется нашей волей, но совесть спокойна — ведь теперь мы выполняем волю «Божию»…

Клевета — это обязательное условие духовного роста человека. Если человек приближается к Богу, значит клевета обязательно появится в его жизни. Это - духовный закон. «Клевета — это медалька от Бога за труды», — пишет духовник Валаамского монастыря схиигумен Иоанн (Алексеев). То есть, если наши труды угодны Богу, это обязательно вызовет сопротивление злой силы, которая попытается любым способом причинить нам скорбь...

Как вести себя с клеветниками? По-евангельски: нужно молиться за них, со скорбью. Бог их любит так же, как и нас. Ему больно, когда человек связывается через ложь с диаволом.
Если человек лжёт, значит ему тяжело: где-то духовная жизнь перекосилась и стала развиваться неправильно. Или обстоятельства заставляют лгать.

Но мы от клеветы, как и вообще от всего в этой жизни, должны получать пользу для души. Св. отцы говорят: «благочестивому всё идёт на пользу». На примере святителя Василия мы ясно видим это: проявилась его святость, он сдал ещё один духовный экзамен, люди Рязанской земли получили духовную помощь от него, а люди Муромские — вразумление.

Давайте и мы с вами постараемся с терпением, и духовной радостью, принимать клевету — эти «медальки» от Бога. Будем помнить, что злая сила «награждает» нас клеветой и другими искушениями только тогда, когда мы приближаемся к Богу. А ведь в этом и есть смысл нашей жизни на земле: различными трудами, а больше всего кротостью и смирением, максимально приблизиться к Богу!!! Аминь!

Иерей Андрей Гильгенберг, Дрезден-Германия.

-3

В ОДИНАКОВОЙ СЛАВЕ У БОГА. ТРИ ВЕЛИКИХ СВЯТИТЕЛЯ: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

РЕВНИТЕЛЬ ПРАВДЫ БОЖИЕЙ: СВЯЩЕННОМУЧЕНИК САВВА, ЕПИСКОП ГОРНОКАРЛОВАЦКИЙ