1960 год. Третью режиссёрскую работу Леонида Гайдая — фильм «Трижды воскресший» — встретили холодно. Переживать неудачу и вдохновляться на новые свершения режиссёр отправился к родителям в Иркутск. В отчем доме он копался в «архивах» — старых газетах, журналах, книгах, — которые копились там годами. На страницах какого-то издания Гайдай наткнулся на фельетон о троице браконьеров, которые собирались глушить рыбу, но им помешал смышленый пёс. Кинодел принялся за сценарий и стал прикидывать, кого можно пригласить на главные роли.
Получив одобрение столичного руководство на съёмки, Леонид Иович обратился к Михаилу Жарову, Сергею Филиппову и Георгию Вицину. Участвовать в новом проекте согласился только Вицин, блеснувший ранее в гайдаевской комедии «Жених с того света». Звёздного Жарова уговорить не получилось, его по совету директора «Мосфильма» Ивана Пырьева заменили на подающего надежды Евгения Моргунова. Филиппов не попал на площадку из-за занятости, его место занял талантливый клоун (уже дебютировавший в кино) Юрий Никулин, которого увидел Вицин в Московском цирке на Цветном бульваре.
Так сложилась легендарная троица, их прозвища — Трус, Балбес и Бывалый — появились уже в процессе съёмок короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс», которые заняли всего месяц. Комедия имела оглушительный успех на родине и съездила на фестивали в США, Великобританию и даже номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, после чего её закупили около ста стран.
Некоторые нереализованные задумки Гайдай воплотил в новом эпизоде из жизни трио — новелле «Самогонщики», где долго отказывался сниматься Моргунов. Чтобы популярное комедийное звено не развалилось в самом начале существования, на актёра надавил авторитетом Пырьев.
Однако конфликты между Евгением Александровичем и Гайдаем продолжались. Без стычек не обходились и съёмки картины «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», и «Кавказской пленницы» — последнего проекта режиссёра с прославленным трио. Говорят, терпение Леонида Иовича лопнуло после появления актёра на съёмочной площадке вместе с поклонницей. Однако, по словам Натальи Варлей, всё было не совсем так:
«Причина конфликта — ерундовая. Моргунов пришел на просмотр отснятого материала, который проходил в кинотеатре Алушты, с девушкой. Кроме неё, в зале посторонних не было, киногруппа смотрела сложную сцену погони, которая, по мнению режиссёра, не получалась. Гайдай нервничал, все устали, в 6 утра – очередная съёмка… Гайдаю не понравилась вольная инициатива Моргунова, но не он, а директор картины попросил актёра, чтобы его поклонница ушла из зала. Однако Евгений Александрович бросил своей спутнице: “Сиди”. Проигнорировал Моргунов и второе замечание, ну, а на третий раз ему сказали, что это его последний фильм с Гайдаем. Хотя “Кавказская пленница” и так должна была стать последней лентой Гайдая для великой троицы».
Читайте также:
Фото: кадры из фильмов