Продолжение. Начало в ч 1, ч 2, ч 3, ч 4, ч 5, ч 6, ч 7, ч 8, ч 9, ч 10, ч 11, ч 12, ч 13, ч 14, ч 15, ч 16, ч 17, ч 18, ч 19.
Военная эпопея Георгия Зельмы
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Георгий Зельма, как военком «Известий», был прикомандирован к Красной Армии для фотосъёмок похода в Бессарабию и выехал в Кишинёв. Там его и застало начало Великой Отечественной войны.
В последующие месяцы Зельма снимал оборону Одессы. Затем он был переброшен на Северный фронт, где участвовал в боях на полуострове Рыбачьем и в сражении за Тихвин, которое закончилось освобождением города.
В 1942 году он стал членом Коммунистической партии во время наступления Воронежского фронта.
Самые значимые свои фотографии сделал во время главного сражения войны - во время жестоких боёв за Сталинград зимой 1942-1943 года.
В Сталинграде Зельма был с момента его превращения во фронтовой город до окончательного уничтожения гитлеровской группировки.
Цикл его репортажей производит впечатление своей достоверностью и простотой; сегодня без них не обходится почти ни одно издание, обращающееся к этой теме.
«Отснятые пленки отправлялись для проявки и печати самолетами в Москву. Иногда мы с фронтовым оператором, - вспоминал Георгий, - проявляли пленку сами. Для этого надо было под вражеским обстрелом перейти замерзшую Волгу - в село Бурковское. Там, в землянке, мы и устроили «лабораторию»: проявляли, сушили пленку, натягивая над ней простыни, - оберегая от земли, которая сыпалась с потолка из-за близких разрывов…»
Зельма провёл в окопах Сталинграда семь месяцев. После победы советских войск в этом городе Георгий Зельма вместе с 62-й армией генерала Чуйкова двигался на запад, снимал освобождение Донбасса и Одессы, подготовку к сражению за Варшаву. В 1944 году репортера на некоторое время отозвали и направили в Узбекистан снимать строительство Фархадской ГЭС. Затем - снова выезд на фронт, где он запечатлел бои за Варшаву и за Будапешт. В этом городе репортер, судя по всему, и встретил окончание войны с Германией. Сотни его фотографий военного времени по праву вошли в исторический фонд ценнейших документов Великой Отечественной войны. А самым лучшим и самым главным своим снимком он считал не фотографию о каком-либо сражении, а снимок «Письмо домой».
После войны документалист перешел в еженедельный журнал «Огонек». Выезжал на съемки в Сибирь, на Алтай, в Донбасс и снова в Среднюю Азию. Некоторое время он сотрудничал с журналом «Советская женщина». А с 1962 года Георгий Зельма работал фоторепортером агентства печати «Новости».
В последние годы жизни Зельма много времени и сил отдавал юным фотолюбителям. В подмосковном поселке Вороново, где был хороший клуб, он помог создать фотогалерею и при ней детскую студию, привлек к этому редакцию журнала «Советское фото» и щедро делился с ребятами своими знаниями и умениями.
Скончался Георгий Анатольевич в 1984 году. В общей сложности он посвятил фотографии около 60 лет жизни. Его лучшие снимки выставляются по всему миру, достойно представляя классику советской фотографии.
Владимир РОМАНЕНКО,
член Союза фотохудожников России,
заслуженный работник культуры России.
Кстати,
работы Георгия Зельмы находятся в собраниях крупнейших музеев мира, в том числе в Музее современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке, одном из первых и наиболее представительных музеев современного искусства в мире, послужившем эталоном для многих других собраний подобного рода.