Найти тему
Психолог из детсада

Родитель не воспитывает ребенка, а лишь манипулирует им. Признаки родителя-манипулятора

Родитель, который не воспитывает личность своего ребенка, а лишь манипулирует им в своих целях, обычно демонстрирует несколько характерных признаков.

Первый признак – постоянные попытки контролировать все действия и решения ребенка. Не давая ему возможности самостоятельно осознавать и принимать решения.

Посмотрите, насколько тотальным может быть контроль. Из воспоминаний клиентки семейного психолога: «Помню, что даже в подростковом возрасте обычный поход в душ и тот был под контролем мамы. При этом он был перечетом всех моих «неудач» с её стороны:

– Так, почему ты взяла не то мыло, разве им отмоешься нормально? Это слишком прохладная вода, чтобы вымыть голову, делай погорячее…

Разумеется, я и полотенце выбрала не то, и вытерлась им не так – делится воспоминаниями женщина.

Эта клиентка пришла с запросом, как избавится от панического чувства неуверенности в быту. Немудрено, что при тотальном родительском контроле, нерешительность в быту сформировалась у успешного в карьере человека.

Второй признак – использование угроз, шантажа и других методов давления для достижения своих целей.

«Попробуй только привести в дом эту собаку – угрожает отец, недовольный, что сын решил приютить пса – вылетишь вместе с ним».

Да, возможно семья не готова принять в дом бродячую собаку. Но родитель не хочет помочь участливому ребенку решить эту проблему приемлемым способом:

1. Подкармливать пса, подыскивая ему тем временем хозяина

2. Помочь связаться с волонтерами, чтобы определить животное в приют.

Вместо разных вариантов, отец угрожает, ставя жесткое условие.

Третий признак – отсутствие уважения к личным границам и чувствам ребенка, игнорирование его потребностей и желаний.

– Маленькая еще, чего-то сама хотеть – обрывает женщина просьбу пятилетней дочери, купить ей очередную игрушку, – заработай сначала на неё.

Формально женщина права: ребенок ещё не зарабатывает и взрослый вправе решать, сколько денег он должен потратить на игрушки. Но это не дает родителю право унижать ребенка грубым отказом. Если потребности в новой игрушке действительно нет, можно решить вопрос гораздо мягче, не задевая личное достоинство ребенка.

Выбирая для ребенка игрушку, близкий человек думает о его развитии
Выбирая для ребенка игрушку, близкий человек думает о его развитии

Четвертый признак – постоянное сравнение с другими детьми или же с самим родителем, что может вызвать комплексы у ребенка и негативное восприятие себя.

Родители-соперники – нередкое явление. Они часто приводят себя в пример, подчеркивая, что в определенном возрасте и в похожих ситуациях были гораздо успешнее:

  • я лучше знал английский язык в 5-м классе, чем ты;
  • у меня было гораздо больше друзей;
  • я уже умел в 6 лет кататься на двухколесном велосипеде. А ты все никак не научишься.

И всё бы ничего, детям полезно брать пример с хороших родителей. Но когда тебя противопоставляют, как глупого, неумелого, неуспешного, нет никакого желания перенимать родительский опыт.

В этом случае, родитель, хвалясь своими успехами, должен рассказать, как нелегко этого было достигнуть и что в итоге помогло. Например:

Помню, у меня в 5-м классе тоже были проблемы с английским языком. Сам знаешь, какое это нелегкое дело. Пришлось упорно заниматься с репетитором и к концу года, это был самый легкий для меня предмет. Не хочешь попробовать тоже дополнительные занятия?

Передавайте свой опыт бережно, с радостью, чтобы было желание его копировать //частливое фото из свободных источников
Передавайте свой опыт бережно, с радостью, чтобы было желание его копировать //частливое фото из свободных источников

Пятый признак – отсутствие позитивной обратной связи и похвалы, а вместо этого осуждение и критика. В этом случае так легко потерять веру в себя и свои собственные возможности

Манипуляции родителя могут привести к тому, что ребенок будет испытывать чувство недооцененности, несостоятельности и неспособности развивать свои способности. Он может стать манипулятивным сам, пытаясь добиться своих целей через манипуляции. Это может привести к проблемам в общении с окружающими, в развитии личности и формировании здоровой самооценки.

Чем отличается манипулятивное воспитание от здорового

Отличие манипуляций от здорового поведения заключается в том, что в здоровом отношении между родителем и ребенком уважаются личные границы каждого и поддерживается развитие индивидуальности. Родитель учит ребенка самостоятельности, уважению к себе и другим, поощряет его усилия и достижения, а не использует его как инструмент для достижения своих целей.

Важно помнить, что воспитание личности ребенка - это сложный и ответственный процесс, который требует терпения, внимания и уважения к ребенку как к индивидууму. Родитель должен помнить, что его главная задача - помочь ребенку стать счастливым и успешным человеком, а не просто использовать его в своих интересах.

Для выстраивания диалогов с детьми: