("Сёгун", Shôgun, 2024, США; сериал, 1 сезон)
"Ну и зачем было переснимать этот ещё не старый и не забытый сериал Джерри Лондона с Ричардом Чемберленом и Тосиро Мифунэ?", - подумалось мне при взгляде на постер и аннотацию нового "Сёгуна".
Однако при взгляде на прежнего "Сёгуна" вопрос сразу отпал.
Батюшки светы! Да это в России данный сериал показывали в конце 90-х, а на самом деле ему нынче аж 44 года исполняется. И, стало быть, целое зрительское поколение успело родиться и вырасти, которое с ним незнакомо. Да и вряд ли имеет желание знакомиться. А значит почему бы и впрямь не пойти и не "перезагрузить" культовую книгу Джеймса Клавелла для молодого сериального зрителя 2020-х?
Идея с перезагрузкой вышла столь удачной и своевременной, что рейтинги "Сёгуна" тотчас взлетели до небес. И сам он вырвался в хиты просмотров - почти так же, как его предок, бивший в 80-е впечатляющие телерекорды.
Даже трудновозбудимые суровые критики, и те оказались под впечатлением, дружно растекшись елеем в похвалах.
А уж как сериальная бухгалтерия ликовала, ни в банке сказать, ни на калькуляторе посчитать! Ведь риск профукать вбуханные в "Сёгуна", десятки миллионов был очень высок - японская экзотика у западного зрителя сегодня, мягко говоря, непопулярна. Тем не менее всё каналом FX было сделано тип-топ, и самый крутой сериальный бюджет в своей истории он истратил грамотно.
Поэтому я понимаю сериалотворцев Маркса, Кондо и остальных, которые теперь сидят и ломают головы, как им быть дальше. Ибо 2-й сезон напрашивается сам собой, да только "есть нюанс". Несмотря на то, что "Азиатская Сага" Клавелла насчитывает шесть романов, прямого продолжения "Сёгуна" в ней нет. Хуже того, действие в других книгах происходит уже в 19-20 веках. Причем в четырех из книг даже не в Японии.
Получается, выхода тут два. 1) Либо придется брать грех на душу и самим дописывать за классиком биографию англосамурая Джона Блэкторна. 2) Либо надо брать ближайший к "Сёгуну" роман Клавелла "Гайдзин" и экранизировать его, но там уже совсем иная эпоха: 1860-е, а не 1600-е.
Суровая дилемма, кто бы спорил.
Между тем, с позиции зрителя, смотревшего "Сёгун" Д. Лондона хоть и давно, но дважды, "Сёгун" Маркса/Кондо и впрямь достойный и дорогой его преемник. И в сюжетной аутентичности, и в тщательной проработке антуража/костюмов/оружия. И даже по хронометражу они идут ноздря в ноздрю: 5 эпизодов классического сериала длятся почти столько же, сколько 10 нового.
Разве только по современным меркам развязка этой истории сильно теряет в остроте и динамике. Но что поделать, если так было в первоисточнике? Где генеральная битва тоже упоминалась лишь в эпилоге. А в финале самой истории выжившие герои лишь сидели, и пусть не курили, но всё равно "много думали".
А вот к героям нового "Сёгуна" есть кое-какие вопросы.
Кто выбирал на роль Блэкторна Космо Джарвиса, у того было довольно странное мнение об этом образе. Который у 46-летнего Чемберлена тоже был, возможно, не идеальным. Но он хотя бы производил впечатление смекалистого британского лоцмана, быстро впитывающего чужие знания и культуру.
34-летний же Космо таращится на нас с экрана наивно-влажно-глупыми глазами и порой напоминает того щенка из мема, что намедни "постила" в комментариях наша читательница Лилия. При этом Джарвис явно старается играть "под Тома Харди", на кого он внешне похож. Только выглядят его старания так, словно это Харди валяет перед нами дурака, а не исполняет серьезную роль. Даже в трагических сценах, что и вовсе ни в какие японские ворота!
Изображающие даймё Торанагу и его вассала Ябусигэ, Х. Санада и Т. Асано, бесспорно, мастера, прежде самураев не раз играли и в свои образы вписались отлично. А вот играющая, казалось бы, мудрую и драматичную Марико, Анна Саваи, по сравнению с Марико-1980 Ёко Симада, выглядит банальной современно-гламурной девочкой в кимоно. И уж точно не многоопытной леди, искушенной в политике и знающей португальский язык - могучее достижение для жены самурая 17-го века.
Мало того, Марико-2024 еще и владеет искусством боя нагинатой (см. последний скриншот). Причем аж на самурайском уровне, а не просто тычет ею во врага, будто вилами в копну - во как!
- 私は信じていない! - воскликнул бы на великий театральный ёкодзуна Станиславский, протянув Анне Саваи набор гаджетов для сэппуку.
К счастью, прыгать с нагинатой, словно какой-нибудь майор киберпанковых войск, новая Марико будет редко, низе́нько и не шибко продуктивно. А в отрыве от экшена ей уготована та же судьба, что и в книге, и в сериале Д. Лондона. Равно как судьбы остальных участников этой закрученной истории. Которая начнется, едва к берегам одной японской деревни 1600 года прибьёт потрепанное голландское судно с оголодавшими моряками и их лоцманом-англичанином Блэкторном. То есть теми немногими, кто выжил в их долгом неудачном плавании на запад.
Встретили их со всем самурайским гостеприимством: покормили, напоили и бросили в грязную яму. Где наверняка и сгноили бы их, как пиратов. Тем более давно обосновавшиеся здесь, португальские католики нашептывали про них японцам такую фигню.
Но так уж совпало, что у владельца этих земель, регента Торанаги возник опасный конфликт в Осаке с другими регентами. А главный иноземец-попаданец Блэкторн помимо скучных оправданий в том, что он не пират, говорил ещё и крайне любопытные вещи. Такие, которые Торанага мог использовать в грядущей войне со своими врагами. Как использовать в ней, будто игровую фишку, и самого Блэкторна. Которого по такому случаю вынули из ямы, помыли-почистили-принарядили и повезли в Осаку. Навстречу его дальнейшей крутой и нелегкой судьбе...
Иначе говоря, тот, кто недавно охарактеризовал в интернете "Сёгуна", как "Игру престолов" в Японии 17 века, в целом прав. Потому что сюжетных пертурбаций в нём ничуть не меньше. А они, будучи помноженными на азиатские традиции и менталитет, сплетают тонкие сюжетные косички в более толстые, а те - уже в канаты из военно-политических интриг. Чего и в предыдущем сериале хватало, и в новом предостаточно. Причем новый, благодаря кинотехнологиям 2020-х, еще и на порядок масштабнее снят.
***
В общем, эпичная историческая драма, вдобавок "на основе реальных событий" (ну почти), что сегодня всё ещё модно. Также она соответствует почти всем пунктам правил (кроме первого) неяпонского самурайского кино, описанных мною в обзоре на "Последнего самурая".
Ну а в целом "Сёгун" - пока явно лучшее, что было снято на эту тему за пределами Японии в 21 веке. Даже несмотря на сомнительную "глуполицую" игру Космо Джарвиса и столь же спорное огламуривание образа умнички Марико.
Впрочем, на фоне местных достоинств всё это терпимые мелочи, не мешающие вам получать удовольствие от сериала. Который с чистой совестью можно рекомендовать всем. Включая тех, кто не любит "самурайщину" и всё, что с ней связано. Наоборот, есть вероятность, что после "Сёгуна" эта тема начнёт вам нравиться, и вы захотите "продолжения банкета". А то и даже с настоящим саке - как знать.
Трейлер фильма: