Найти тему

Как вырыли самый крутой тренажёр для катамаранов и байдарок в Ленобласти? История Лосевского порога

Оглавление

На пороге в Лосево в Ленинградской области с весны по осень тренируются водные туристы, сильный поток, валы и бочки позволяют отработать манёвры, необходимые для сплава по бурным рекам. Но такой рельеф был бы невозможен без вмешательства человека. Рассказываем, как возник Лосевский порог.

До большого взрыва

До 1948 года, когда названия населённых пунктов, рек и озёр Карельского перешейка русифицировали, Лосево носило финское имя Кивиниеми, что переводится как каменный мыс.

Еще пару сотен лет назад протока между Вуоксой и озером Суходольским (тогда Суванто) была широким мелководным проливом с пологими берегами. Уровень воды в озере был выше и даже течение шло в другую сторону — с востока на запад, от Суванто в Вуоксу!

Суходольское озеро от Ладожского отделяла широкая песчаная гряда, и местные мужики зарабатывали тем, что волоком перетаскивали суда в Ладогу.

Идея прорыть канал, по некоторым источникам, появилась еще в 1740-ых годах. Люди понимали, что это могло понизить уровень Суванто, а значит, освободить из-под воды плодородные земли. Но как бы расширение сельскохозяйственных угодий не манило жителей, создание канала затянулось.

Весной 1818 года из-за паводка вода в Суванто поднялась, затопила луга и пашни ближайшей деревни Тайпале и подалась в незаконченный канал. Ширина песчаной гряды, разделявшей озёра, сократилась до 50 метров. Для крестьян наводнение было чревато потерей урожая и голодом, и жители деревни решили завершить рытьё протоки, чтобы немного осушить свои земли. «Немного» не получилось. В ночь с 18 на 19 мая поднялась буря, и волны озера прорвали небольшую песчаную перемычку. Мощный поток углубил рукотворную канаву и превратил её в реку Тайпалеенйоки (Бурную).

Уровень воды в Суванто упал на семь метров, и протока между озером и Вуоксой обмелела.

Разминка в озере Суходольском
Разминка в озере Суходольском

Исправление ошибок

В 1820-ых годах возникла идея углубить пересохшую протоку. И дело не только в том, что местные жители очень любили копать — если бы русло снова наполнилось водой, пассажирские и грузовые суда двинулись бы из Ладоги в Вуоксу.

Проект был осуществлён только через 30 лет, когда финское правительство начало работы по углублению русла. Но всё снова пошло не по плану.

17 сентября 1857 года прозвучал взрыв и Вуокса устремились в Суванто. По расчётам инженеров, воды должны были углубить рукотворное русло, но порода оказалась слишком твёрдой и даже сила стихии не сгладила углы. Это при том, что мощность потока составляла более двух тысяч литров в секунду! Повторные взрывы ситуацию только усугубили.

Так появился искусственный порог длиной 880 метров, с перепадом высоты три метра. Мечта о судоходном канале не осуществилась.

Зато были услышаны мольбы крестьян о новых землях: уровень Вуоксы понизился на четыре метра, и по берегам обнажились новые участки для пахоты.

Первый мост над новым порогом перекинули в 1867 году. В 1882 году из Германии привезли железный навесной мост, его установили там, где теперь находится автомобильный мост. А железнодорожное сообщение появилось здесь только в 1917 году.

Тренировка выше автомобильного моста
Тренировка выше автомобильного моста

Удача для водников

Лосевский порог стал разочарованием для судоходов позапрошлого столетия, но теперь он большое сокровище для байдарочников и катамаранщиков. Здесь можно отработать технику водного туризма, увидеть различные структуры — валы, бочки, поганки — и научиться управлять судном в сильном потоке.

«Клуб Приключений» приглашает на тренировки на катамаранахна байдарках и на занятие по спасательным работам. Тем, кто собирается на сплав по бурным рекам, тренировка в Лосево пойдёт на пользу и даст навыки, которые можно приобрести не в каждом походе. Под руководством опытных инструкторов участники изучат теорию и освоят работу веслом.

О том, как с удовольствием пройти путь от простых рек для сложных сплавов, читайте в нашей статьях про байдарки и про катамараны. А про разницу этих судов рассказала наш инструктор Маша Китаева.

Вам могут быть интересны наши материалы про историю Ладоги и название Карелии.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить больше интересных статей!