Какие реки нужно пройти, чтобы сплавиться по Жомболоку и Чуе?
Отвечая на этот вопрос, я бы выделила два принципа – последовательность и осознанность.
Последовательность
Для того, чтобы грамотно и комфортно развиваться в водном туризме, важно начинать с простого и постепенно усложнять, закрепляя каждый новый уровень тренировками и соответствующими походами. Не стоит перескакивать ступени этого развития или ехать сразу на самый сложный сплав. Это будет тяжело и небезопасно, к тому же не принесет никакого удовольствия. (И, вероятно, вас туда сразу и не возьмут).
Гармоничный путь водника-катамаранщика может выглядеть так:
Первый сплав по простой карельской реке (Шуя, Охта, Чирка, Кереть).
Понравилось?
Едем дальше – на другую реку того же уровня или чуть сложнее (Писта, Умба). Опять понравилось? Хочется развиваться, хочется большего?
Тут пора съездить на тренировку по технике гребли и управлению катамараном – например, в Лосево. Сюда нам предстоит не раз вернуться на пути к сложным рекам. Кстати, тренировки обычно ведут наиболее опытные тренеры. С ними можно поделиться своими планами и услышать после тренировки обратную связь и рекомендации, куда можно сходить.
Логичная ступень от простых рек к сложным – связка рек Тунтсайоки-Тумча. Это динамичный маршрут со множеством порогов нарастающей сложности и дневкой с тренировками в пороге Карниз. Еще один вариант – яркий и необычный – сплав по реке Сун-коси в Непале. Этот маршрут позволит познакомиться с горными реками, непрерывным течением и большими валами.
После Тумчи наступает момент, когда можно двигаться дальше. Хорошей идеей будет посетить осенний лагерь на Кавказе. Следующие по сложности маршруты – это связка Кутсайоки-Тумча или река Катунь. Но здесь важно знать вот что – Кутсайоки значительно сложнее Тумчи – и физически, и по уровню порогов. Катунь же немного добрее – но это река совершенно другого типа, отличного от всех карельских рек. Реки Карелии и Кольского полуострова относятся к типу “плёс-порог” – обычно после непродолжительного препятствия сразу начинается спокойная вода. На горных же реках – например, на Катуни - нас ждут непрерывное мощное течение, большие валы, чалка на струе и т.д. Не лишним будет снова съездить на тренировку.
Кстати, с начала водного пути полезно ездить и на классические майские сплавы – Шуя, Укса. Потом Кавказ в формате родео-тура и стационарного лагеря, а также реки Дагестана и Грузии (например, реки Арагви, Техури и Аджарисцкали). Весенние сплавы – это хорошая возможность размяться в начале сезона, получить насмотренность на новые реки и дополнительный раз заняться любимым делом. На этом этапе можно повторить предыдущие реки на другом судне - на катамаране-двойке. Хорошо бы попробовать и судно поменьше – байдарку или каяк. Это поможет более тонко почувствовать воду, т.к. объемный катамаран нам долго прощает ошибки и помогает пройти порог за счет своей устойчивости. Настоятельно советую посетить тренировку по спасработам, а также в тренировочных условиях попробовать самосплав.
Перед самыми сложными сплавами можно потренироваться на реках Алтая в формате родео-тура – Урсул, Кумир и Катунь будут сложнее, чем классический маршрут по Катуни, но все же проще, чем реки 5 категории сложности.
И вот путь подходит к сложным сплавам – нам открывается дорога на Красненькую и водопады Кольского, на Жомболок, на алтайские реки (Чуя, Башкаус, Сумульта и т.д.) и даже на реки Непала – Трисули, Кали Гандаки и Марсианди). Мы подходим к ним с определенным опытом, наработанными навыками и с осознанностью.
Осознанность
Когда мы повышаем категорию сплавов, важно понимать, зачем мы это делаем. В чем наша мотивация? Для кого-то интерес к новым регионам, для кого-то компания, амбиции, погоня за адреналином и т.д. Эту мотивацию нужно осознавать и сверять, зачем мы вообще на той или иной реке оказались. И, учитывая свою мотивацию, необходимо отдавать себе отчет в том, насколько адекватен наш выбор маршрута при нашей подготовке. Может быть, мы собрались на Красненькую, потому что туда едут друзья, хотя до этого были только на Шуе? Или мы хотим пойти в сложный порог, потому что чувствуем азарт от этого и предвкушаем получение адреналина, хотя к этому порогу еще технически не готовы? Это важно за собой отслеживать.
Психологическая подготовка тоже важна. На сложных реках мы можем столкнуться и с большими нагрузками, и с непростыми решениями об обносах или о недопуске конкретных членов группы в какой-то порог, и, к сожалению, с авариями, спасработами, самосплавом. Можем столкнуться и с собственным страхом при виде мощного порога, существенно отличающегося от всего нашего предыдущего наката. Для того, чтобы во всех этих условиях оставаться полезной частью команды и быть полноценным участником похода, все эти вещи нужно заранее осмысливать и готовить себя к ним. Например, сразу внутренне допускать, что самый сложный порог не будет вами точно пройден - надежнее принять решение на месте, глядя на порог своими глазами. Лучше настраиваться на то, что сплав по новой реке в любом случае даст ценный опыт и накат. Полезно сходить и на курсы первой помощи – это даст больше спокойствия и уверенности в себе в автономных походах.
На сложных реках, где катамаран как большое и устойчивое судно уже не будет "прощать" ошибки, и где требуется слаженная работа экипажа для успешного прохождения порогов, важно понимать следующее – от грамотных действий каждого зависит успешное прохождение и безопасность всех членов этого экипажа. Перед определяющим порогом нужно трезво оценить свои силы, и если этих сил недостаточно – лучше пройти порог по берегу и не ослаблять собой экипаж.
Также на сложных реках существует право любого участника группы отказаться от прохождения порога. Вместе с этим есть и право руководителя группы не пустить участника в порог или объявить об общем обносе порога.
К сплавам на байдарках все эти рекомендации тоже относятся, но со своей спецификой – байдарка, как меньшее по размеру и менее устойчивое судно, перестает прощать ошибки управления гораздо раньше, чем катамаран. Помимо этого, одно и то же препятствие – допустим, бочка – будет влиять на байдарку сильнее, чем на катамаран. Поэтому сложность сплава на байдарке на реке одной и той же категории будет выше, чем на катамаране. К тому же, байдарки, на которых сплавляются по бурной воде, обычно одноместные или двухместные, поэтому личный вклад одного гребца на байдарке ощутимее, чем на катамаране – здесь тоже важно посещать тренировки и выбирать реку по своим силам.
Для безопасного и адекватного участия в сложных сплавов важны опыт, осознанность и психологическая устойчивость. Они нарабатываются тренировками, насмотренностью на реки и на действия более опытных товарищей.
Как же устроены сложные сплавы в Клубе Приключений?
На сложных маршрутах важна слаженная инструкторская команда, которой данный сплав по силам. Команда выбирает маршрут. Возможно, если команда не уверена в реальной сложности новой реки, сначала будет разведка такого маршрута сильным инструкторским составом. Иногда разведки проводятся сразу с участниками.
На сложные реки отбор участников более строгий, часто через личное общение со старшим инструктором. Руководитель похода спросит про водный опыт. Скорее всего, спросит о вас у инструкторов из ваших предыдущих походов. Возможно, если у него останутся сомнения, посоветует сходить на более простой маршрут или посетить тренировки в Лосево.
В каждом походе действия группы подстраиваются под условия на конкретной реке в данный момент. Высшим приоритетом при проведении сложных походов является безопасность группы. При высокой воде, если сложность порогов повышается, вероятно усиление экипажей или обнос каких-то порогов.
И финальное – важный и очень приятный аспект сплавов по сложным рекам – это формирующееся вокруг них сообщество из инструкторов и постоянных участников. Зачастую в сложных походах все знакомы между собой. Непростые условия на таких реках очень сближают, и часто совместное прохождение сложных маршрутов перерастает в приятельство, а то и в крепкую дружбу. Это здорово - так и уютнее, и безопаснее. А идти в новый поход уже сложившейся крепкой компанией – это отдельный вид удовольствия!
Присоединяйтесь к нашим сплавам на катамаранах и на байдарках!
Автор: Алиса Комарова