Отечественный автомобиль ИЖ-14 породил новый класс не больших внедорожников с несущим кузовом, которые 10летия спустя будут именоваться кроссоверами и станут супермодными сегодня! Но речь сейчас не об этом первооткрывателе, про которого как то не очень рассказывают, а о его последователе от "АвтоВАЗ"а. Лада Нива, которая в 1977 году пошла в серию, была больше и комфортабельней ИЖ 14, но речь сегодня пойдет не о лимитированных сериях традиционных Нив первого поколения от иностранных дилеров Автоэкспорта, обвешенных пластиковыми обвесами или кабриолетах на их базе, а вот о чем…
Мало кто знает, но попытки обновить Ниву и выпустить новое поколение, предпринимались еще по прошествии 3х лет (!!!) с момента дебюта модели 1 поколения и первая была еще в 1980 году!
Спустя 5 лет, в 1985 году представили еще один макет, выполненный в довольно экзотичном и футуристическом дизайне!
К концу 80х, первое поколение уже устарело и пора было готовить преемника, чем и занимались в первую очередь дизайнеры "АВТОВАЗа". Основной дизайн разработал А.Беляков. Первые зарисовки и масштабный макет будущей НИВЫ 2 был изготовлен в 1986 году!
Дальше интересней. На ВАЗе искали партнеров для совместной разработки нового внедорожника. Во всю набирала популярность перестройки и гласности.
Открылись границы и в 1989 году, на завод прибыла делегация из Японии от компании Хонда. Японцам показали уже сделанные полноразмерные макеты в 2х видах дизайна, от команды Белякова. В 5 и 3дверных версиях, а так же в кузове пикап.
Но, как обычно в эпоху заката Советского Союза.. не "срослось", начиналась активная фаза "перестройки" и все к сожалению пошло по пиз.. так и осталось макетами. Дизайнер Беляков после развала "советской империи" эмигрировал в Америку. Тем временем работа над новым поколением Нивы не стихала.
Некоторые элементы дизайна НИВЫ были использованы в будущем семействе Лада 110-111-112.
В1996 году наконец таки вышли первые ходовые прототипы. За основу новой Нивы были взяты наработки дизайна В.Кряжева, представившего свои макеты в короткой и длинной версиях. Новое поколение носило индекс 2123, кузов был полностью новый и конечно несущий, начинка по тех. части мало изменилась от классического предшественника, что то менять было во второй серии не принципиально машина вписывалась в требования покупателя.
Ну а теперь вспомним про первый дизайн проект НИВА 2, Белякова, показанный Японцам. Примерно в этом же время. В серию пошла новинка от Хонда под названием HR-V, являвшаяся явным плагиатом с ВАЗовских макетов дизайна Белякова! Думаю комментарии тут излишни. Ну если те же, кто в "Додж Дарт" видят 24 Волгу не увидят тут НИВУ 2.. "я тогда ну это самое" (с.)
Авто ваз тем временем на Московском международном авто салоне 1998 года, представил обновленную модель в 5 дверном кузове. Так же были версии с кузовами Пикап и фургон.
Для авто были доступны инжекторные 2.0 литровые моторы, агрегатированные с 5ступенчатой механикой от Аизин, установлен электро усилителем руля, АБС и кондиционер. Дизайн передка отличался от предшественника, новой оптикой и радиаторной решеткой. Всего было выпущено около 1500 авто.
После рестайла 2002 года, права на не побоюсь гордость и легенду отечественного автопрома, были позорно проданы GM. (Хотя авто на 90% состояло из отечественных комплектующих и была полностью разработано в АвтоВАЗе!) и осталась у нас только Нива 1 серии, которая в последствии переживёт несколько обновлений и до сих пор на конвейере. И только спустя 17 лет в 2019 году "АВТОВАЗ" выкупил права на Chevrolet Niva у GM. А тем временем по сети бродит целая куча визуально приятных картинок, какой НИВА, будет в скором будущем))
Но нам с вами сегодня доступна лишь классическая. Старая добрая и простая, как автомата Калашникова - НИВА, которая до сих пор в строю. Многие ругают заводчан за это, мол давно надо списать.. Но она продается и значит нужна. Новая Нива придет тогда, когда придет ее время! Не позже и не раньше!
В завершение статьи p.s. Очень часто в сети можно прочитать обвинения советских авто производителей, дизайнеров в "плагиате", забывая, о том, что этим занимались ВСЕ поголовно. И очень часто решения советских дизайнеров становились первоисточником или "вдохновением для иностранных производителей". Важно тут понимать - всегда автомобили производились, что называется в "МОДНОЙ ТЕНДЕНЦИИ" того времени, в которое они будут продаваться. Именно поэтому автомобили одной эпохи чем то похожи друг на друга. Рискнуть и создать что то новое мог лишь тот производитель, который поднакопил "жирка" и поверил в свою силу)) и очень часто, казалось бы прорывные идеи - прорывали только кошелек владельцу компании..
Еще больше статей на нашем канале, подписывайся ⚡
История о том, как в 2000х у нас УКРАЛИ КЛАССНЫЙ ФУРГОН ГАЗ-2332 "CityVan".
ГАЗ почти выпустил конкурента ПАТРИОТУ, но что то пошло не так.