Здравствуйте, дорогие мои любители психологии. Вы на канале "На кушетке", располагайтесь удобнее.
Как-то раз в комментариях к фильму, который я смотрела, одна девушка написала, что считает тяжёлое детство и психологические травмы чушью и совершенно в них не верит. В качестве доказательства своей точки зрения, девушка сослалась на свою непростую жизнь, где она смогла остаться человеком и не повторила судьбу родителей.
Так где же здесь истина? Давайте разбираться.
Если так присмотреться к нынешнему кинематографу, то нам, зрителям, заходят картины, побуждающие в нас эмоции. В принципе, это задача любого вида искусства — будить в человеке эмоции. Но если мы не радуемся, не сопереживаем героям фильма, не "болеем" за них, то и удовольствия от просмотра вряд ли получим.
Зрителю необходимо понимание того, что происходит на экране.
А больше всего мы испытываем соучастие и вовлечённость при трудностях, опасности, если понимаем (а ещё лучше — знаем на опыте), что именно переживают герои. То есть, их ситуация нам близка и понятна, поэтому и восприниматься она будет, как наша собственная.
Немного сухих фактов
Опасность является естественной составляющей нашей жизни, пусть мы и живём сейчас в цивилизованном обществе. Поэтому задача мозга в том, чтобы вовремя её обнаружить и должным образом среагировать. Для этого используется информация, поступающая через наши органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.
Весь этот входящий поток идёт по двум направлениям: в древний (рептильный) мозг и в рациональный мозг (неокортекс).
У рептильного мозга есть лишь 3 варианта действий при угрозе: бей, беги или замри. А вот неокортекс способен оценить угрозу и продумать план действий. Но лишь в том случае, если рептильный мозг не успел перехватить контроль!
Представьте ситуацию, когда вы возвращаетесь домой поздно ночью. Редкие фонари тускло освещает улицу, вокруг ни души и вы слышите звук собственных шагов. Ничего не происходит, однако вы ощущаете лёгкое волнение и невольно ускоряете шаг — заработал рептильный мозг.
Механизм реагирования на опасность
При возникновении опасности наш мозг поставит нас в известность, начав активно выделять гормоны стресса. Вы знаете эти признаки: учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, вспотевшие ладони, дрожь в коленях, суетливые и бессмысленные движения..
Если опасность была небольшая, то вы не потеряете способность здраво рассуждать, хотя и будете волноваться. Но если угроза весомая, вы попадаете под контроль рептильного мозга, задача которого — обеспечить вам выживание любой ценой. Когда опасность пройдёт, организм вернётся в своё обычное состояние.
Формирование психологических травм в детстве
Дело в том, что примерно до 7-ми лет у ребёнка за реакции на возможную угрозу отвечает именно рептильный мозг. То есть, либо бей, либо беги, либо замри.
Мозг ребёнка, его сознание, как бы выключается из происходящего и у руля остаются древние животные инстинкты. И любое наше нравоучение "в воспитательных целях" воспринимается, как конец света. Это если совсем просто говорить.
Не имея ещё достаточно опыта, без поддержки значимых взрослых (а чаще всего именно эти взрослые и являются источником угрозы), не зная, что происходит и когда это закончится, организм ребёнка переключается в режим выживания любой ценой.
Травмирующее событие распадается на отдельные фрагменты (громкий крик, свист ремня, ощущение боли от удара, всепоглощающее чувство страха и безысходности, запах алкоголя или табака). Собрать картину во едино бывает очень непросто, а вот ощущения от пережитого "оседают" в теле.
Стоит вновь услышать крик, учуять знакомый запах, как мозг раскалённой иглой пронзает слово "ОПАСНОСТЬ!!". Рептильный мозг без промедления включается, ведь уже известно, что за этим последует..
В результате психологическая травма увеличивает риск неправильного определения опасности, а неверное толкование поведения окружающих может привести к мучительным недопониманием в отношениях и невозможностью выстроить здоровые связи.
Например, ребёнок, которого систематически били, будет бояться прикосновений, избегать объятий и вздрагивать каждый раз, когда кто-то поблизости резко поднимает руку. Рептильный мозг подсказывает, что нужно приготовиться к отражению опасности.
Именно наши эмоции придают значение пережитому опыту, как положительному, так и отрицательному. Чаще всего мы помним как раз наше состояние в момент события, нежели сами события.
Постарайтесь сейчас вспомнить самое радостное или самое грустное событие из своей жизни. Какими эмоциями они сопровождались, как вы чувствовали себя в тот момент?.
Выводы
Если человек считает какой-либо научно установленный факт чушью, мы можем допустить, что в теорией вопроса человек не знаком. А вот с практикой наверняка встретился лично и, может быть, не раз.. Чтобы как-нибудь справиться с произошедшим, наша психика использует такой механизм защиты, как отрицание:
- Да, у меня сложные родители, но зато я вырос человеком;
- Моя мать вмешивается в мою жизнь, но она желает мне добра;
- Отец порой бил меня в детстве, но зато сейчас у нас прекрасные отношения.
Мне искренне хочется верить, что девушке из начала статьи действительно удалось избежать повторения родительского сценария. Однако не имея перед глазами пример адекватного поведения и без профессиональной помощи есть большой риск повторить уже въевшийся на подкорку алгоритм. Причём чаще всего это будет происходить неосознанно.
Мы все так или иначе травмированы. И, конечно, это не приговор! И травмы детства можно и нужно проработать, дабы отпустить этот груз и вернуть себе свою жизнь. Чего я вам от всей души желаю!
Если вы находитесь в затруднительной ситуации, думаете обратиться к психологу или просто накопилось и нужно выговориться — напишите мне в Telegram и я подберу для вас время консультации ⬇️
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Как вы считаете, существуют ли психологические травмы и откуда они берут своё начало? Как всегда, жду вас в комментариях!
Ставь лайк, подписывайся на канал, впереди ещё интереснее!
А также читайте другие статьи по теме: