Найти тему
МОРФЛОТ

Как Генсек Никита Хрущев за моряков вступился, сдержав тем самым данное капитану слово: он всегда сможет к нему обратиться в случае чего...

На морской флот Павел Майоров пришел в 1939 году, когда поступил на работу матросом в гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского Флота. Параллельно со своей работой заочно учился в Ленинградском мореходном училище, успел получить диплом, и, почти перед самым началом Великой Отечественной Войны, пришел в Балтийское морское пароходство. Войну Павел Алексеевич прошел на военных транспортах сначала на Балтике, потом на Дальнем Востоке, и с ее окончанием вернулся в Ленинград уже капитаном. Диплом о высшем образовании капитан Майоров получил в Ленинградском институте водного транс порта. И так уж, видимо, сложилась судьба, что с БМП была связана вся трудовая жизнь этого замечательного капитана. А вернее сказать, с одним из лучших судов пароходства — пассажирским турбоэлектроходом «Балтика». Павел Алексеевич поступил на «Балтику» в 1954 году, с неё же и списался на береговую службу в середине семидесятых. По словам самого капитана Майорова, в этот пароход он вложил всю свою жизнь.

-2

Наверное, поэтому многие моряки из «старой гвардии», когда вспоминают «Балтику», тут же вспомнят и Павла Алексеевича, и наоборот. А вспомнить есть что. Один рейс Балтийск — Нью Йорк в сентябре 1960 года чего стоит. Именно на плечи Павла Алексеевича и экипажа «Балтики» легла ответственность, когда правительственные делегации четырех стран — СССР, Венгрии, Болгарии и Румынии — отправились морем на XV сессию Гене ральной ассамблеи ООН. В Министерстве морского флота тогда рассматривали три судна, отвечающих выбранной миссии и остановились на пассажирском турбоэлектроходе «Балтика» Балтийского Морского Пароходства, работающем на линии Ленинград — Хельсинки — Копенгаген — Лондон. Судно подходило по всем параметрам, но, самое важное, имело крайне положительную репутацию, и даже в капиталистическом мире. К тому времени Павел Алексеевич безаварийно командовал судном уже более пяти лет, и «Балтика» в течение этого времени ни разу не сорвала расписание и приходила в порты захода точно по указанному времени. В Лондоне лоцмана и портовые чиновники говорили, что по «Балтике» можно сверять часы. Несмотря на туманы и штормовые погоды осенью, пароход каждый раз прибывал минута в минуту. Конечно, этот рейс был очень сложен и, прежде всего, в моральном плане. Кроме того, что в руках капитана оказался, буквально, весь «цвет» социализма, еще и международная обстановка в то время была очень сложная — за передвижением «Балтики» следил, и в прямом и в переносном смысле, весь мир. И комментарии про исходящему давались неоднозначные.

-3

Президент США Гарри Трумэн, например, заявил, что поставит в церкви самую толстую свечку, если с «Балтикой» чтонибудь случится, и она не дойдет до Нью-Йорка. Особенно это «приятно» было слышать в условиях того, что по мере приближения к американским берегам «Балтику» стали сопровождать подводные лодки.

Тем не менее, чаяния президента Трумэна не сбылись. Несмотря на то, что в Нью-Йорке швартовщики отказались принимать судно, и пришлось швартоваться собственными силами, 19 сентября 1960 года в 08:45 «Балтика» уже находилась у причала, а ровно в 9:00 был спущен трап. Капитан Майоров остался верен своему мастерству и ни на минуту не нарушил расписания. Никита Хрущев, Янош Кадар, Теодор Живков и ГеоргиуДеж прибыли на ассамблею ООН в целости и сохранности. И вот теперь, по прошествии многих лет всем помнятся скандальные происшествия, случившиеся тогда в Нью-Йорке.

-4

Именно тогда Никита Хрущев стучал башмаком по трибуне и обещал показать капиталистам «кузькину мать», и что именно тогда с «Балтики» сбежал моторист и попросил у американцев политического убежища. Но далеко не все знают, что возвращение «Балтики» в родной Ленинград было не менее скандально. Факт побега члена экипажа расценивался как измена Родине, и за это должен был кто-то ответить. Экипаж и капитана задергали вызовами в «компетентные органы», писанием рапортов, допросами и угрозами. Люди писали друг на друга вся кую чепуху, стало невозможно работать. Каждый из экипажа мог легко остаться без загранпаспорта и лишиться возмож ности вообще выходить в море. И капитан принял решение…

Когда Никита Хрущев улетал из Нью Йорка, он благодарил капитана Майорова и весь экипаж за безукоризненное выполнение рейса, и тогда же обещал капитану, в случае необходимости, оказать помощь в любом вопросе. Такой случай настал. Павел Алексеевич направился в Обком партии в Смольный, и был принят одним из секретарей. Как именно происходило дело, мы не знаем, но говорят, что секретарь обкома довольно быстро дозвонился до Москвы и изложил суть проблемы. Генерального секретаря ЦК КПСС на месте не ока залось, но, очевидно, ему очень оперативно доло жили, потому что через две минуты Москва сама вышла на связь. Что именно сказал капитан Генеральному секретарю, нам неизвестно, однако, практически, на следующий же день «компетент ные органы» оставили моряков в покое… После правительственного рейса «Балтика» отработала еще более двадцати лет. Капитан Павел Алексеевич Майоров в 1975 году списался на береговую службу и до 1977 года проработал в БМП капитаном-наставником, воспитав многих замечательных моряков.

Выражаем признательность БТО РПСМ за оказанное содействие при подготовке материала.
Фото: из личного архива П.Майорова.
Источник: http://spb.sur.ru/