Найти в Дзене
Олег Иванец

Судьбы легенд самарского спорта. Геннадий Сахаров

Их было два брата-футболиста. Старший, Геннадий, был дисциплинированным и очень серьезным. Младший Владимир- хулиганистый, рубаха-парень и постоянный нарушитель спортивного режима. Выходцы со "стошки", они профессионально (хоть для времен СССР такое определение относительно) начинали играть в Сызрани. В самарских "Крыльях" вместе они поиграли лишь один сезон. Младший Владимир потом отправился на покорение столиц: минское «Динамо» (1968-1973) и московское «Торпедо» (1975-1981), где он сыграл 4 матча за первую сборную СССР и 3 матча– за олимпийскую команду. Чемпион СССР (1976, осень), бронзовый призер чемпионата СССР 1977 года, финалист Кубка СССР того же года.
Геннадий же до конца остался верен родным "Крыльям" (1962-1972): 299 матчей. Именно Геннадий Сахаров первым из юных куйбышевских футболистов получил приглашение в юношескую сборную СССР.

Потому рассказ о братьях Сахаровых начнем со старшего.

Геннадий Николаевич Сахаров родился 6 января 1943 года в семье морского офицера во Владивостоке. Детей в семье было четверо. Отец морского офицера Николая Сахарова еще в 30-е годы был раскулачен и выслан с пензенского округа Куйбышевского края в край «каторжан и разбойников». Так что Сахаровы исконные волжане.

Из Владивостока Сахаровы в начале 50-х переехали в Куйбышев, где сначала жили на Кряжу, а потом перебрались в поселок на 116-й км. Тогда спортом там занимались практически все школьники. Ну а самым популярным был, разумеется, футбол. Родители работали на нефтеперерабатывающем заводе. А братья почти всё время играли в футбол. Впрочем, старший Геннадий хорошо учился, а младший Володя старался ни в чём ему не уступать на улице. И в игре. Геннадий с детства был образцовым защитником, аккуратным, бесстрашным, с прямой аристократической спиной. Владимир, хулиган, «лоботряс», забияка был его полной противоположностью.

Из воспоминаний Геннадия Сахарова:
— Ребята старше брали меня с собой на Коровий остров, где находилось стрельбище, а рядом — футбольное поле. Лето, жара под 35-37 градусов. А у нас с собой еда и футбольный мяч. Весь день на острове мы играли и загорали. А еще собирали ежевику, пекли картошку, ловили рыбу. От жары спасали только вековые дубы, окружавшие поле. Мы делились поровну на две команды, причем возраст не имел никакого значения. Когда семья переехала нa 116-й км, мне показалось, что здесь спортом вообще занимаются все — и взрослые, и дети. Русский хоккей, зимний футбол, лыжи — зимой, настольный теннис, волейбол, шахматы, легкая атлетика, естественно, футбол — летом. Тренерам достаточно было пройти по дворам, чтобы собрать любую команду достаточно уже подготовленных ребят.
Дворовый футбол был, конечно, "диким". Поля — без размера. Играли — без возраста. И 15 на 15, и 13 на 13, и 8 на 8. По 4-5 часов подряд. Без судей. В результате часто игры заканчивались драками.
Прошло много лет, и я понял, что только в таком футболе и могли вырасти таланты, потому что в нем не учат — до всего надо доходить самому. Между прочим, именно из нашего поселка вышли такие известные игроки "Крыльев", как В.Плотицин, А.Кикин, В.Антихович, И.Григорьев, В.Сидоров, мой младший брат В.Сахаров.

В 14 лет Геннадий Сахаров начал играть в команде нефтеперерабатывающего завода «Нефтяник». Первые тренеры – Анатолий Григорьевич Булатов и Виктор Иванович Александров. В 16 лет попал в куйбышевские «Трудовые резервы». Занял второе место всесоюзного первенства общества со сборной «Трудовых резервов» РСФСР.

В конце 1960 года главный тренер куйбышевских "Крылья Советов" Виктор Карпов предложил 18-летнему Геннадию Сахарову попробовать свои силы в сызранском «Нефтянике», выступавшем в классе «Б» чемпионата Союза (сейчас бы это назвали "фарм-клубом"). Тренировал сызранцев одна из легенд куйбышевского футбола Иван Алексеевич Ширяев. «Нефтяник» вышел в одну группу чемпионата с клубом «Крылья Советов», поскольку мастера Куйбышева перед этим сезоном из высшего класса вылетели.

Карпов присматривался к Сахарову, а Ширяев посодействовал переходу молодого защитника (рост: 175, вес: 75) в первую команду области.

В августе 1961-го Геннадий Сахаров был откомандирован на просмотр, а чуть позже поехал с новой своей командой на финальную пульку в Краснодар. Вскоре были приглашены из той же Сызрани и уверенно закрепились в основном составе "Крыльев" Юрий Капсин, Анатолий Жуков и Анатолий Кикина.

Геннадий Сахаров дебютировал в классе «А» 17 августа 1962 в домашней игре против московского «Торпедо» под номером 5.
Геннадий первым из юных куйбышевских футболистов получил приглашение в юношескую сборную СССР в том же 1962 году. Сыграл в товарищеском матче против юношей Польши, который был выигран со счетом 3:1. А на следующий год оказался в молодежной сборной и дебютировал в матче с Венгрией (3:4).

В 1964 году за игры в Кубке СССР Геннадий получил звание мастера спорта. Сахаров прекрасно играл в играх до финала. Финал Кубка СССР по футболу 1964 состоялся 27 сентября 1964 года. Однако на решающий поединок на Кубок СССР Геннадия Сахарова... не поставили. Тренер посчитал, что недостаточно готов. Киевское «Динамо» тогда переиграло куйбышевские «Крылья Советов» со счётом 1:0 и стало обладателем Кубка СССР.

Геннадий Сахаров: "В середине 60-х у нас классный состав подобрался. В 64-м вполне могли выиграть Кубок. Тогда даже вся Москва за нас болела. Все разговоры о том, что мы вышли на финальный матч с киевским «Динамо» обреченными, что нас «сплавили» судьи – ерунда. Просто мы очень хотели победить и «перегорели» еще до игры. Накануне финала команда тренировалась на спартаковской базе в Тарасовке. Так мы работали как заведенные. Это, знаете ли, как алкоголизм, затягивает. Не зря есть такое понятие – «трудоголик». Часа два, наверное, мы на тренировке носились по полю на пределе. Даже Виктор Иванович Карпов не мог нас остановить. Но волновались страшно, ведь для нашего поколения игроков «Крыльев» это был первый в жизни финал Кубка. И едва началась игра, как стало ясно, что вся наша подготовка пропала даром. У нас мало что получалось. Киевляне выглядели явно получше, хотя для победы им хватило одного гола Каневского.
И все же мы в те годы набирались столь необходимого нам опыта. Состав был сбалансирован по линиям, и в каждой из них существовала конкуренция. Долгое время, к примеру, я соперничал за место в обороне с Геннадием Сарычевым. Поэтому мне порой приходилось выходить на поле в роли полузащитника. Когда же играл в защите, тренеры часто доверяли мне опекать лидеров соперников – ташкентца Красницкого, киевлянина Каневского, Стрельцова наконец. Кстати, ведь именно против «Крыльев» Стрельцов провел свой первый матч в Москве, после того, как в 65-м освободился из заключения. Перед этим он уже играл в Баку, где его «Торпедо» уступило – 0:3. А на игру торпедовцев с нами в Лужниках собралось тысяч 80 зрителей. Я считаю, что «Крылья» провели тогда один из лучших матчей сезона. Хотя мы и проиграли 0:2, но практически ни в чем москвичам не уступали, имели много возможностей забить. Стрельцова мне в целом удалось сдержать, но вот один его пас пяткой мы прозевали – он откинул мяч Иванову, и тот забил гол. Игра получилась классной – болельщики были в восторге…".

За 11 лет (1962-1972) Геннадий Сахаров провел за «Крылья Советов» 299 матчей и забил 2 гола.
Был капитаном команды, секретарем партийной организации (в советские времена ячейки партии, и комсомола даже в спортивных коллективах были обязательными, и возглавлять их доверялось далеко не каждому). Когда в 1969 году, в разгар сезона, "Крылья" вдруг оказались без главного тренера (после внутреннего раздрая и ухода Виктора Карпова "Крылья" провалятся в Первую лигу), команду временно возглавил тренерский совет, в него, как вожака партийной ячейки, включили Геннадия Сахарова.

Сезон 1967- это был первый и последний сезон, когда братья играли в одной команде. Младший брат сыграл 29 матчей за "Крылья" и забил один мяч. Наставник «Крыльев» Виктор Карпов, увидев во Владимире гениальность, упрашивал его остаться в Куйбышеве хотя бы ещё на пару лет, хотя бы ещё на год. Но Владимир не слушал никого и ушел в минское "Динамо". Геннадий потом признался Карпову, что это он сам порекомендовал младшего брата минскому «Динамо», так как у младшего подходил призыв в армию и была необходимость подыскать армейский или милицейский клуб.

Геннадий Сахаров: "Возможно, мой пример и вдохновлял брата. Но до его появления в «Крыльях» я не мог оказать на него особого влияния. Я ведь постоянно пропадал на тренировках и сборах. Но об успехах Володи часто приходилось слышать. И я не удивился, что он попал в «Крылья»".

В 1963 году Геннадия Сахарова приглашали в столичный "Локомотив", в 1966-м звал к себе ташкентский "Пахтакор", а в 1969-м — минское "Динамо", команды столиц союзных республик. Но он остался в Куйбышеве.

Геннадий Сахаров: "Приглашений из других клубов у всех игроков основы «Крыльев» хватало. Мне только двадцать лет было, когда я получил предложение перейти в столичный «Локомотив». "Локомотив" тогда переживал смену поколений, уходили Ворошилов, Бубукин, Ковалев, и тоже, как "Крылья", боролся в высшей лиге за выживание. Вдобавок играл на стадионе "Сталинец", который имел всего 200 мест. В "Пахтакор" не пустили, нажали по партийной линии, да вдобавок брата Володю уже в команду приняли, надо было помочь ему в ней утвердиться... Хотя семья уже появилась и нужно было решать вопрос с жильем. Как-то в начале 66 года на сборах в Сочи повстречал своего хорошего приятеля Юру Пшеничникова, в то время – вратаря «Пахтакора». Узнав о моей проблеме, он был очень удивлен, что «элементарный», по ташкентским меркам конечно, квартирный вопрос в «Крыльях» так остро стоит. И он прямо из Сочи позвонил второму секретарю компартии Узбекистана, рассказал ему обо мне. А через три дня уже мне позвонили из Ташкента и сказали, что там меня ждут четырехкомнатная квартира и «Волга». Причем машину выкупать не нужно было. Я отправился за советом к секретарю парткома авиационного завода Борису Федоровичу Дробышеву. Он мне прямо сказал: «Можешь уезжать. Но эти машина и квартира будут стоить тебе партбилета». А у меня шел тогда кандидатский стаж. В то время многим игрокам «Крыльев» руководители клуба настойчиво советовали вступить в партию. Ну а лишиться партбилета означало нажить себе крупные неприятности. Но я не могу утверждать, что Дробышев меня шантажировал. К футболистам он хорошо относился, и у нас с ним не было конфликтов. Просто он мне высказал, что называется, суровую правду о сложившейся ситуации. И квартиру, кстати, мне дали в Куйбышеве в том же году.
В Минск не поехал опять же из-за Володи, потому что он уже туда перешел. Посчитал, хватит Белоруссии одного Сахарова...
Самое же главное, я уже и не думал никуда уезжать. У меня все было хорошо в родном Куйбышеве. Квартира в центре (дом на Красноармейской улице, угол Чапаевской, он имеет двойной почтовый адрес: ул.Красноармейская, д. 19/ ул. Чапаевская, д. 177- О.И.), семья, двое детей. И любовь народа к команде, в которой играли в основном воспитанники куйбышевского футбола, а если "варяги" и были, то особым авторитетом у болельщиков не пользовались...

В 1972 году в "КС" тренером приходит Виктор Кирш. И... отчисляет Сахарова из команды.

Геннадий Сахаров: "... в 73-м пришлось уйти из команды – отчислили. В начале семидесятых в ней происходили странные вещи. В 30 лет закончили играть Вальков, Казаков, а затем я. На мой взгляд, утверждать попросту, что Казакова убрал Блинков, а меня Кирш, было бы упрощением. Не мог тогда тренер такие дела в одиночку решать. Думаю, у администрации команды в целом, да и областных руководителей не нашлось взаимопонимания с коренными куйбышевцами-футболистами. К чему это привело через несколько лет, хорошо известно. А в 73-м по приглашению Виктора Ивановича Карпова я отправился играть в Балаково – он тренировал там местный «Корд». Ну а закончить карьеру игрока мне довелось в тольяттинском «Торпедо»".

Четыре года Сахаров играл в классе «Б»: за балаковский «Корд» (1972-1973, 29 игр) и тольяттинское «Торпедо» (1974-1975, 70 игр).

В 1980 году поступил в Высшую школу тренеров. После её окончания, в 1982—1991 годах (с перерывами) работал в управлении футбола Госкомспорта России старшим тренером футбольных команд "Юность", "Надежда", "Переправа". В 1986 году Геннадий Сахаров занимал должность начальника команды "Крылья Советов".
В 1989 году тренировал клуб "Сигнал" из Изобильного (Ставропольский край). В этом же году за подготовку для юношеской сборной страны, ставшей тогда чемпионом Европы, футболистов В.Тимошенко и В.Пчельникова, получил звание заслуженного тренера России.

-2

В период с конца 80-х до начала 2000-х Геннадий Николаевич Сахаров попеременно работал в различных футбольных командах. Например, в зеленоградской футбольной школе трудился (с перерывами) со второй половины 80-х до середины «нулевых». Геннадию было удобно работать с подмосковными клубами, так как тогда он проживал на даче младшего брата Владимира в Солнечногорском районе (Зеленоград в часе езды).

И все же его тянуло домой – туда, где прошла первая половина жизни, где выросли дети. И в 91-м Геннадий опять возвращается в Куйбышев (уже Самару) в свою квартиру.

В 1993 году уезжает тренировать "Нарт" из Черкесска.
После Карачаево-Черкессии возвращается в родные пенаты.

В 1995—1996 возглавлял клуб «Нефтяник» Похвистнево.
Из стенограммы разговора, состоявшегося в облспорткомитете Самарской области 1995 года.
Геннадий Сахаров:
- Городок-то наш маленький. Со спортивными традициями, конечно, но - своими силами команду нам содержать, естественно, не под силу. Вот и появилась перед сезоном идея - выступать с "Крыльями" одной заявкой. Наши спонсоры - местная администрация, объединение "Кинельнефть" - не возражали, чтобы мы стали командой "Крылья Советов-2", тем более что, благодаря Аверьянову, клуб получил деньги из областного бюджета. Вот только документы необходимые оформить не успели...
Но, как говорится, чего Бог не делает - все к лучшему. Команду мы все-таки сформировали и, как смогли, - выступили. В основном играли молодые самарские футболисты, воспитанники ШВСМ. Мы знали, что будет сложно. Так и получилось. В первом туре победили Балаково, а потом четыре матча подряд проиграли и все стабилизировали только к концу первого круга. Завершили его на девятом месте.
Но играть стабильно пацанам, конечно, пока не под илу. Так что стали в итоге только тринадцатыми. Но зато я с уверенностью могу говорить о будущем. Команду мы сохраним - никто не сказал о своем желании уходить, а некоторые ребята в течение сезона заметно прибавили. Тут большая заслуга Ротенко и Витковского, помогавших мне в организации учебно-тренировочного процесса. Связь с юношеским футболом у нас прочная.
Работать конечно, тяжело сейчас. Вы знаете, что и на производстве все друг другу должны, и наши спонсоры тоже платежей ждут. Поэтому и футбольный клуб остался в долгу перед тренерами, передавшими нам своих игроков. Но мне твердо сказали: едва только деньги поступят, сразу со всеми рассчитаться сможешь. Вот я это до вашего сведения и довожу. Хочу, чтобы мы и дальше все в одной связке работали, ну а без некоторых негативных моментов не обойтись, к сожалению. Но, главное, меня стопроцентно заверили, что команда останется, что спонсоры ее не бросят.
И последнее, о чем я хочу сказать. Вы уже, конечно, знаете эту историю с моей годичной дисквалификацией. Все случилось недавно, в самом конце чемпионата, та игра ничего уже для нас не решала, но вот выпустил я игрока, которого не имел права ставить. Сразу хочу сказать: вина тут только моя, и свой крест я буду нести с достоинством, ни на кого ничего перекладывать не хочу. А спонсоры мне сказали, что в клубе отношение ко мне не изменится, и без работы я не останусь. Хотя, может быть, дисквалификацию еще и скостят...

Из интервью 1996 года: "... главная задача готовить резерв для главной команды области - "Крылья Советов". За те два года, что я работаю в Похвистнево, у нас подобрался довольно интересный и молодой состав. Есть очень неплохие, перспективные ребята. Конечно, удобнее и плодотворнее было бы работать рядом. Но в Самаре на содержание нашей команды, а также на ее участие в чемпионате клубов третьей лиги, нет денег, а вот в Похвистнево их нашли. А с Александром Николаевичем Аверьяновым мы встречаемся, и при встречах я ему высказываю свои соображения по поводу перспектив того или иного игрока. Проводим мы с "Крыльями" и товарищеские матчи, в которых главный тренер может сам видеть молодых игроков в деле.
Судите сами: в городе есть два неплохих спортивных зала, которые в любое время в нашем распоряжении, имеется загородная база, на которой мы проводим сборы, плюс стадион и футбольное поле. Качество последнего оставляет желать лучшего, но городские руководители пообещали решить и эту проблему. В общем, по меркам третьей лиги у нас вполне пристойные условия.
Наша задача сделать так, чтобы в главной самарской команде через какое-то время появились самарские игроки. Где мы будем этому способствовать - вопрос все-таки второстепенный. Я ведь тоже в свое время не проходил в состав и был на год отправлен играть в Сызрань. А потом вернулся и одиннадцать лет выступал за "Крылья Советов". Хочу, чтобы кто-нибудь из моих ребят повторил этот путь".

В 1997 году Геннадий Сахаров возвращается в Самару, где стал старшим тренером отдела футбола профсоюзов, заведующим учебной частью СДЮСШОР № 5 (1998).

В последующие годы окончательно обосновался в Подмосковье, на даче брата Владимира Николаевича. Но постоянно приезжает в Самару на матчи родных "Крыльев".

Здоровья и благополучия, Геннадий Николаевич!

2014 год
2014 год
24 сентября 2014 г. Кубок России 2014/15. 1/16 финала
"Крылья Советов" – "Урал" (Екатеринбург) – 3:1
На фото: Вербовский, Сахаров Г., Сарычев
24 сентября 2014 г. Кубок России 2014/15. 1/16 финала "Крылья Советов" – "Урал" (Екатеринбург) – 3:1 На фото: Вербовский, Сахаров Г., Сарычев
2014 год
2014 год
2014 год
2014 год
2014 год
2014 год
-8
22 января 2005 г. Церемония награждения ФК "Крылья Советов"
22 января 2005 г. Церемония награждения ФК "Крылья Советов"

-10

ИСТОЧНИКИ:
- А.Окружнов.
Геннадий Сахаров
- С.Лейбград.
Рыжий самородок, или блудный сын самарского футбола
- М.Шпенков. Братья Сахаровы.
«Самара Спорт-Экспресс», 30.03.1998
- Виталий Прищепов. Столп обороны "Крыльев Советов".
Самарский Футбол от 14 января 2008 года
- А.Эпштейн. "Крылья" - 15-е. "Лада" - 2-я. СКД - 15-й. "Нефтяник" - 13-й. Все довольны.
"Моя газета" от 11 ноября 1995 года
-
Самарские известия от 25 октября 1996 года