По прошествии недели с выхода первого фильма сериала «Предатели» и к моменту выхода второго фильма ситуация с критикой сериала стала выглядеть примерно таким образом, как я вынесла в заголовок. Многие уже подробно разобрали, что с этой критикой не так, я же остановлюсь на моментах, которые мне показались особенно интересными.
Не знаю, заметили ли вы (то есть те, кто в принципе следит за этой историей и этой полемикой), что в основе большей части критики лежат прямо или по смыслу противоречащие друг другу утверждения. Например, человек начинает свое высказывание с тезиса о том, что Мария слишком молода, а заканчивает тем, что не хочет быть эйджистом.
Или люди говорят, например, что фильм сделан в слишком откровенной, упрощенной, агитационной манере, а раньше те же люди упрекали команду в слишком сложной подаче материала, которая не может конкурировать с официальной прoпагандой. Мой «фаворит» в этом смысле – Владимир М., который начал свою речь с воспоминаний о том, что Алексея научили не любить Ельцина в «Яблоке», и закончил тем, что к концу 90-х годов он сам постоянно ругал Ельцина вместе со своими коллегами, и это считалось хорошим тоном.
О чем нам говорят все эти явные и не слишком явные противоречия в речах критиков «Предателей»? Прежде всего, о том, конечно, что вся эта критика не является ни конструктивной, ни вообще хоть сколько-нибудь сущностной. Она – исключительно эмоциональна, люди реагируют не на суть фильма, а на ту эмоцию, которую фильм вызывает у них самих. Так ведут себя люди, когда реагируют на триггеры – то есть, не на внешнюю агрессию, а на самые обычные факты объективной реальности, которые ими почему-то воспринимаются как агрессия, болезненно и травматически.
В этом смысле понятна реакция тех, кто в фильме – фильмах – упоминается, причем не в самом благоприятном контексте. Такое очень часто бывает, когда люди выстраивают в своем сознании один образ себя, пытаются убедить в нем окружающих, и часто довольно успешно. А потом этот образ вдруг разрушается под напором вдруг открывшихся фактов, как в детективах Агаты Кристи.
Человек, потерявший образ себя, испытывает жесточайшую фрустрацию, и его острая реакция на это вполне естественна. Такой человек, конечно, прекрасно знает, что в прошлом он занимался не совсем благовидными вещами. Но считает, например, что полностью искупил грехи прошлого своими страданиями за правое дело и своими хорошими делами (и на самом деле искупил ведь). И обнаруживать, что это искупление, в общем-то, не имело никакого смысла, потому что последствия старых грехов оказались куда более серьезными и ужасными, всегда неприятно.
Гораздо более непонятна – и тем интереснее – реакция тех людей, о которых в фильме не упоминается вообще. Но которые почему-то вдруг сами ни с того ни с сего объявили, что фильм и название «Предатели» - это прямо про них. Что это вообще за сеанс магии с саморазоблачением такой? Мне вот лично и в голову бы не пришло этих (когда-то очень уважаемых мной) людей в чем-то плохом вообще подозревать. Но их очевидно тоже что-то очень серьезно в фильме задело за живое и вызвало такую бурную реакцию.
Волей-неволей приходит мысль, что эти люди либо знают за собой какие-то грехи в прошлом и прочно ассоциируют себя с героями сериала «Предатели». И, соответственно, испытывают такое же разрушение образа себя и такую же фрустрацию. Либо они просто тесно аффилированы с героями сериала в настоящем – например, работают на кого-то из них, и страшно не хотели бы, чтобы этот факт каким-то образом стал публичным. И в том, и в другом случае их бурная реакция является, повторюсь, саморазоблачающей, кардинально влияющей на их репутацию. К самому фильму она явно не имеет никакого отношения, дело только в них самих.
Является ли подобная критика хоть сколько-нибудь конструктивной? Конечно, не является. Очевидно, что прежде чем критиковать кого-либо за что-либо, всем этим критикам неплохо бы научиться отделять внешнюю агрессию от своих собственных личных триггеров, не придумывать нападение на себя там, где его не было и в помине, уметь анализировать своим эмоции и понимать, чем именно они вызваны. Лично я не вижу никаких проблем, если все это не умеют делать 16-летние подростки и даже 25-летние молодые люди, они и не должны еще это уметь. А вот когда подобные проблемы имеются у 50-60-летних взрослых мужчин и некоторых женщин – это довольно плохо и с этим явно срочно что-то надо делать.