Хочется сегодня мне рассказать об одном растении - досаочно крупном и структурном с эффектными большими листьями на красных черешках. Его вкусно кушать и он красиво смотрится в саду.
Я помню это растение в нашем саду с самого детства. Бабулечка варила из него вкуснейший кисель к маминым рисовым котлеткам на завтрак. Или делала компот. А еще мама резала его листики в щи и делала из них начинку для сладких пирожков.
Догадались о каком растении пойдет речь?
Ну да - ревень (латинское название Rhéum) — род травянистых растений семейства Гречишные.
Это многолетние очень крупные травы с толстыми, деревянистыми, ветвистыми корневищами.
Надземные стебли однолетние, прямые, толстые, полые и иногда слабобороздчатые.
Прикорневые листья очень крупные, длинночерешковые, цельные, пальчато-лопастные или зубчатые, иногда по краю волнистые; черешки цилиндрические или многогранные, при основании снабжённые крупными раструбами. Стеблевые листья более мелкие.
Стебель заканчивается крупным метельчатым соцветием.
Цветки большей частью белые или зеленоватые, редко розовые или кроваво-красные; они обоеполые или вследствие недоразвития — однополые. Околоцветник простой, шестилистный, листки которого или все одинаковы между собой, или наружные несколько мельче внутренних, после опыления околоцветник увядает. Плод — трёхгранный широко- или узкокрылатый орешек. Семя белковое, зародыш центральный.
Размножается семенами; в садовой культуре чаще делением взрослого растения так, чтобы каждая часть корня имела по почке (глазку). При таком способе размножения молодое растение быстрее дает большие листья.
Происхождение ревеня
Ревень широко распространён в Азии от Израиля до Сибири и Гималайских гор, выращивается в Европе. Видов ревеня насчитывается более двадцати.
Самым главным свойством корня ревеня, важным для Средневековья и Нового Времени, была его регуляция желудка и кишечника. Корень ревеня в больших дозах работал как мягкое слабительное, а в малых дозах — как вяжущее и запорное средство универсальное для мужчин, женщин, и детей. Ревень считался стратегически важным товаром, за счет малоразвитой в то время медицины в области диетологии.
Родиной появления данного растения принято считать Китай, откуда он распространился на рынках Центральной и Южной Азии, а затем попал в Индию и Европу.
Полезные свойства корня ревеня начали цениться в других странах. В Самарканде, в XVII веке в Сибири, в Турции. В Европе был известен турецкий, индийский, китайский и русский ревень. Наиболее ценным считался русский ревень.
История русского ревеня
История русского ревеня начиналась после завоевания Китая маньчжурами. Маньчжурию и Дальний Восток новые правители объявили заповедными территориями, где китайцам нельзя было селиться. В этом месте находился основной ареал добычи и поисков корня ревеня. Первыми с маньчжурами столкнулись русские землепроходцы. Ревень стал основным товаром для обмена с китайцами на соболиные шкуры. Например, в 1642 году на российско-китайской границе 1 пуд корня ревеня стоил 18 рублей. В Москве тот же пуд ревеня стоил 90 рублей. Но в Западной Европе, например во Флоренции, цена пуда корня ревеня достигала 6000 сольдо или 300 фунтов стерлингов (что в те времена равнялось примерно 1,5 тысячам рублей).
Схему поставки ревеня организовал русский царь Алексей Михайлович в XVI-XVII вв., которая действовала XVII и большую половину XVIII века. Русские начали скупать в Китае ревень и на всех этапах (закупка, транспортировка, складирование, предпродажная подготовка) обработка была тщательной. После чего осуществлялась продажа иностранцам, выдавая за продукт собственного производства. У индусов, турок китайцев такой обработки не было, в результате чего по всей Европе началась охота за «русским» ревенем. Голландцы решили плыть в Китай и начать закупать ревень напрямую. Однако плохие знания ботаники негоциантами позволили китайцам продавать голландцам неликвид. Так же поступали англичане, испанцы, и португальцы: тамошние торговые представители ничего не понимали в ботанике, не умели отличить хороший ревень от плохого (у хорошего корень темный) и везли в Европу товар, который не был лекарственным средством в полной мере. Так, в начале XVIII века Британская Ост-Индская компания импортировала более 10 тыс. фунтов ревеня ежегодно, в следующие десятилетия британский импорт в среднем составлял более 18 тыс. фунтов. в год, достигнув пика в 1768 году и составив около 67 764 фунтов. Вскоре все аптекари Лондона и Эдинбурга знали, что индийский ревень не лечит. Для сравнения – пуд индийского ревеня стоил в Лондоне на русские деньги 240 рублей, пуд русского ревеня – 1500-1800 рублей.
Русские, наладив выбраковку, хранение и сбыт, хранили тайну. За корень ревеня, нелегально вывезенный из России, можно было пойти на плаху. Так, в 1748 году императрица Елизавета Петровна указом «О непропуске за границу заповедных товаров, а в особенности ревеня» подтвердила существовавший уже почти столетие запрет частным лицам любых чинов и национальностей вывозить из России ревень, а также применение к нарушителям «наижесточайшего истязания».
В то же самое время всем казакам Сибири и Дальнего Востока был дан указ — найти ревень на российской территории. После чего нашли Сибирский ревень. Но лекарственным средством он не являлся, реально помогал только ревень из Маньчжурии. Голландцы и англичане в разное время пытались выращивать ревень в своих ботанических садах – и получалось то же самое – китайский лечит, а выращенный – нет. Вопрос – «почему?» — оставался загадкой до XIX века. После чего, пришли к выводу – ревень не выносит перемещений, грубо говоря – «не живет в неволе».
В России продолжали прятать данные о ревене от агентов Англии, Франции, Голландии, Швеции, Испании и других. После открытий Карла Линнея началась ботаническая революция, когда натуралисты и ботаники стремились только обнаружить, но назвать и занеси в каталог и гербарий (если таковая возможность предоставлялась), а также воспроизвести и понять все виды флоры и фауны. Увеличение научных исследований мира природы стимулировало рост медицинских знаний, что, в свою очередь, стимулировало открытие новых методов лечения, да и коммерческие возможности не отставали. Кроме того, англичане, завоевавшие Бенгалию, начали рассылать своих агентов по странам Азии, и после 1780-х годов диверсифицировали закупку ревеня между Москвой и Самаркандом, где тоже озаботились его качеством.
Линней же учредил премию тому, кто сможет начать выращивать лечебный ревень в Европе, но безуспешно. Корни из России и Китая были лечебные, а выращенные в ботанических садах — нет. До сегодняшнего времени существует убеждение, что «незаконнорожденный» ревень теряет лечебные свойства, поэтому – пишет журнал «Медицина и Наука» 1947 года — «корни настоящего ревеня находятся только в Китае».
Российская монополия на ревень закончилась примерно в 1800-х годах. Причин тому было несколько. С одной стороны, ботаника в Западной Европе достигла большого развития, с другой — смогли наладить нормальную выбраковку товара, то есть то, что русские сделали еще в далеком XVII веке. Таким образом, Россия была примерно 200 лет монополистом по поставке китайского ревеня в Европу.
В пищу употребляют такие виды ревеня, как волнистый, компактный, Виттрока, смородинный и другие.
Интересно, что далеко не все употребляют в пищу срезанные листья ревеня. Их часто уилизую в компост или на корм животным. А вот черешки растили на продажу. Чтобы получить нежные черешки, растение несколько окучивается и окружается бочонком без дна или горшком (английский способ): затененные черешки тянутся к свету, вытягиваются и приобретают известную нежность.
Свежие черешки по удалении плотной кожицы режутся на кусочки и употребляются:
- сваренные в сахарном сиропе, дают кисловатое, приятное на вкус варенье
- слегка подваренные в густом сахарном сиропе, высушенные и на другой день вновь погружённые в сироп дают ревенные цукаты
- обваренные кипятком, протёртые через решето и сваренные с сахаром идут в качестве начинки в сладкие пироги, напоминая вкусом яблочное пюре
- из сока черешков готовят вино вроде шабли, причём сок в смеси с водой и сахаром подвергают сначала брожению; когда последнее закончится, и жидкость просветлится, процеживают, отстаивают и разливают по бутылкам, в которых выдерживают по крайней мере год в подвале.
Ревень - кладезь биологически активных веществ:
- витамины (А, С, группы В, К, РР);
- органические кислоты (щавелевая, янтарная, фолиевая; яблочная, хризофановая, лимонная);
- полифенолы;
- микро- и макроэлементы (кальций, селен, цинк, калий, магний, железо, фосфор);
- смолы;
- крахмал.
При этом он низкокалорийный - в свежем виде всего 21 ккал / 100 г. В нём почти не содержится белков и жиров (менее 1 г) и всего 2,5 г углеводов (из них 1,1 г – сахара). Гликемический индекс низкий – 15 ед.
Чтобы запастись продуктом для приготовления супов, киселей или начинок для пирогов, рекомендуется заморозить ревень в морозильной камере, предварительно подвергнув бланшированию в кипятке в течение 1 минуты (для сохранения цвета и формы).
Если овощ пойдёт на приготовление пирогов или супов, кожицу перед замораживанием нужно снять острым ножом. Стебли можно заморозить целыми или порезанными небольшими брусочками. В замороженном виде растение хранится до полугода.
Корни ревеня - ценнейшее лекарственное сырье
Уборка корней — для медицинских целей — производится не ранее четвёртого года со времени полной их спелости; лучшее время уборки — осень на шестом году. Очистив корни от земли и корешков и разрезав их на куски, их сушат на солнце и затем, когда корни затвердеют, нанизывают на нитки и досушивают в тени. Черешки нужно немедленно сбывать на рынок, корни же можно сохранять долгое время в сухом помещении. Сушить корни нужно в специальных сушилках или в духовке при температуре 60 градусах.
Хранить сырьё можно в течение четырёх лет в сухом, тёмном и проветриваемом месте.
Применение ревеня в лечебных целях или в качестве вкусного блюда полезно для здоровья и способно заменить приём некоторых лекарств. Но следует помнить, что употреблять в пищу его нужно в ограниченных количествах, а препараты на его основе для лечения заболеваний применять строго в рекомендуемых дозах. Ведь при превышении допусимой дозы, ревень может нанести организму вред.
Все хорошо в меру.