Найти тему
Тихий океан 1/72

Fairey «Barracuda» и Ко. Не «Авоськой» единой.

По правде говоря, назвать вклад британской авиации Флота в победу над Японией значимым или даже заметным, язык не поворачивается (хотя у отдельных представителей британской историографии зачастую иное мнение). К тому же, наиболее известные операции авиации Флота (FAA) на ТВД были проведены самолетами отнюдь не британского происхождения. Но вот в чем англичанам не откажешь, так это в оригинальности подходов к разработке и результатам на выходе. Самый известный представитель семейства, Fairey «Swordfish», был рассмотрен ранее и пришла пора «горемык-родственничков».

Фейри «Барракуда» была выбрана этаким «хэдлайнером» статьи без какого-то глубинного смысла: все равно, лучшим ударным самолетом британского Флота вообще была машина американского производства. Просто нашлась неизбитая картинка. Итак. Fairey «Barracuda» 814-ой эскадрильи Флота. На компиляции из двух фотографий, на основе которых сделали арт, на машинах нанесены «европейские ОЗ».

Fairey «Albacore»

Так уж вышло, что официальный преемник «Свордфиша» по совокупности характеристик отличался от последнего скорее в худшую сторону и, соответственно, был снят с производства почти на полтора года раньше. Значительного роста летных данных, в сравнении с «Авоськой», у принципиально такой же расчалочной этажерки не было и быть не могло, а ведь речь шла уже о начале 40-х (скорость не более 270 км/ч, радиус действия только немного больше при примерно таком же вооружении). Возросшая мощность двигателя (Bristol «Taurus» II или XII – до 1130 л.с.) с лихвой компенсировалась аэродинамикой забора и возросшими весом с габаритами.

-2
Fairey «Albacore» Mk.I 827-ой эскадрильи Флота (827th NAS). Наличие одинаковых буквенных кодов у разных подразделений позволяют по-разному трактовать принадлежность машин: иногда "группа в полосатых купальниках" на фото приписывается к 820-ой эскадрилье.

Несомненные плюсы (закрытая, отапливаемая кабина, возможность бомбить с полноценного пикирования: торможение осуществлялось закрылками) нивелировались худшей, в сравнении со «Свордфишем», управляемостью, маневренностью и взлетно-посадочными характеристиками, что было критически важным для использования на новом «месте работы»: разномастных эскортных авианосцах. Тем не менее, машины, получившие не самое благозвучное прозвище «Огрызок» ("Applecore"), выпускались с 1940 по 1943 год немаленькой серией: до появления новых «летающих чудес», «Барракуд», успели собрать 800 «тушек» модификации Mk.I. Откуда взялись и что такое есть модификации Mk.II и Mk.III, присутствующие не только у производителей моделей, но и на «боковичках» в профильной книге автора с именем, Уильяма Харрисона – тайна, покрытая мраком.

-3
Один из стандартных вариантов бомбовой нагрузки «Альбакора»: шесть 250-фунтовых бомб (плюхи по 113 кг). Декларировалась возможность использования четырех «пятисотфунтовок», причем с пикирования. Смена приоритетов произошла вместе со сменой концепции, с TSR на TBR (torpedo-bomber-reconnaissance), причем под «бомбером» имелся ввиду (о, ужас) именно что «пикировщик». Флот, распрощавшись с Blackburn «Skua», не воспринимал чистые пикирующие бомбардировщики, но зато вполне разумно задумался об универсальных машинах.

Дальневосточная эпопея «Альбакора» началась с Сингапура, когда Флот с барского плеча, из «складской» 82-ой MU (Maintenance units), передал 12 декабря 1941 года в 36-ю эскадрилью RAF, оснащенную Vickers «Vildebeest», пять «Альбакоров». Вышла замечательная «Ловушка времени»: были конечно нюансы «флотского происхождения», но «Вайлдебист», будучи на десять лет старше «Альбакора», не сильно-то и отличался по возможностям от последнего.

Затянувшийся боевой дебют произошел вероятно 20.01.42, когда ночью группа «Огрызков» атаковала нефтебазу у городка Муар. Дневные и ночные удары 21-го и 25-го января пар машин по десантным судам, маршевым колоннам и позициям японцев ни на что уже повлиять не могли. А 26-го января, во время провального налета на конвой у Эндау, описанного в статье о «Вайлдебисте», был получен вполне закономерный результат: из трех «Альбакоров», вооруженных тремя бомбами по 500 фунтов (227 кг) каждый, было сбито два. 31 января 1942, выжившие машины 36-ой эскадрильи перегнали на Яву, а в феврале в летном состоянии оставался только один «Альбакор», следы которого теряются.

-4
Fairey «Albacore» Mk.I 820th NAS на борту авианосца «Формидебл». На самом деле, это не точно: серийный номер борта не виден. Для «боковичка» вообще указана 817-ая NAS.

В апреле 42-го, во время рейда авианосцев Нагумо в Индийский океан, на борту двух британских авианосцев «Восточного флота» адмирала Сомервилля , «Индомитебл» и «Формидебл» (HMS “Indomitable”, HMS “ Formidable”), было сорок пять «Альбакоров» в четырех эскадрильях (818, 820, 827, 831 NAS). Плюсом было наличие на части самолетов бортовых поисковых радиолокаторов ASV Mk.II. Минусов было больше. Это и низкий уровень подготовки пилотов (например в 818-ой и 820-ой эскадрильях), и относительное понимание, с кем придется иметь дело и чем закончится лобовое столкновение. Поэтому был разработан смелый и надежный, как швейцарские часы, план: днем держать флот за пределами досягаемости японских самолетов-разведчиков, вечером коршуном быстроходным сблизиться и провести ночную торпедную атаку «Альбакорами», оснащенными радарами. Однако сошлись на куда более осторожном и реалистичном плане. Вот таком:

-5

Соответственно, всё участие палубной авиации «Восточного флота» свелось к развед-вылетам отдельных «Альбакоров», в которых одна машина 827-ой эскадрильи была сбита 5 апреля 1942 года «Зеро» с «Хирю», а второй повезло спрятаться в облаках и, пусть и поврежденной, но вернуться домой. Еще три «Альбакора» в разобранном виде были уничтожены в Тринкомали на транспорте «Sagaing».

-6
«Альбакоры» на палубе «Формидебла» и Сам, лично, в Индийском океане весной 1942 года.

Отыгрались в мае 42-го на бывших французских союзниках на Мадагаскаре, во время захвата острова. Авианосная компонента была представлена парой авианосцев: «Илластриес» и «Формидебл» (HMS “Illustrious”, HMS “ Formidable”). На «Формидебле» базировалось две эскадрильи «Альбакоров» (827 NAS и 831 NAS) . 5 мая 1942 года наши герои в сопровождении «Мартлетов» атаковали авиабазу Арракарт. На земле удалось накрыть пару «Потезов-63» и пять MS.406. В дальнейшем, совместно с «Авоськами», машины бомбили позиции французов, а с захватом северной части Мадагаскара, после 12 мая, на остров были переброшены «Альбакоры» 796-ой эскадрильи (796 NAS), занимавшиеся непосредственной поддержкой «освободителей»: бои на острове затянулись до начала октября 42-го года.

-7
Fairey «Albacore» Mk.I 820th NAS . Фото датируется осенью 1942 года. Уже на Средиземном море.

Впоследствии часть машин «встретила старость» в разных вспомогательных подразделениях в Индии и на Цейлоне.

Fairey «Barracuda»

В данном случае вполне уместна известная пословица про то, куда именно вымощена дорога благими пожеланиями. Работы над новым монопланом, палубным «гибридом-универсалом» (скоростным торпедоносцем-бомбардировщиком-разведчиком (TBR)) начались в том же 1937 году, что и над «Альбакором». За каких-то жалких шесть лет, удобоваримый результат был таки получен. Требование обеспечить наблюдателю хороший обзор в нижней полусфере подарило машине схему «высокоплан», сложную, «складную» систему уборки основных стоек шасси и незабываемый вид:

-8

Требование обеспечить приемлемые взлетно-посадочные характеристики и возможность нанесения бомбовых ударов с пикирования подарило «Барракуде» массивные закрылки Фейри-Янгмена, выступавшие при пикировании в качестве воздушных тормозов.

-9
На самолете устройств, выводящих при пикировании бомбу за область ометания винта, вроде рампы на Ju-87, не было и в случае подобного применения, бомбы подвешивались под крыльями (до четырех калибром по 500 фунтов). На фото под брюшком формальный главный калибр, который можно было использовать только с «горизонтали»: бронебойная бомба калибром 1600 фунтов (726 кг). Такие плюхи скидывали на «Тирпиц» и даже попали. Заодно хорошо видны окошки мальчика-наблюдателя, из-за необходимости которых «Барракуда» стала тем, чем стала.

После длительной свистопляски с перспективными и не очень двигателями, на машине поселились «Мерлины» компании Rolls-Royce. На условно боевой «Barracuda» Mk.I, выпущенной мизерной серией в 32 штуки, стоял «Merlin» 30. На массовой «Barracuda» Mk.II (1688 произведенных машин) поселился «Merlin» 32 мощностью 1640 «лошадей», поэтому о каком, часто упоминаемом недостатке мощности может идти речь, не очень понятно – на более массивном (семь тонн против шести у «Бармадкуды») Grumman TBF «Avenger» стоял двигатель примерно такой же мощности.

Может конечно для 1937 года скорость в 390 км/ч и считалась достижением, но никак не в 1944 году, когда самолет начали массово применять. Курсового стрелкового вооружения не было вовсе, оборонительное (пара «Виккерс К» винтовочного калибра) тоже больше соответствовало середине 30-х. То есть, «Барракуда» была самолетом исключительно «чистого неба», которое, на самом деле, было уже практически обеспечено во время «тихоокеанской эпопеи» самолетика.

-10
«Барракуды» с «Индометебла» и «Викториеса» летят к Суматре. Вероятно 18-19 сентября 1944 года. Под брюшком самолетов ничего не подвешено, следовательно будут бомбить с пикирования: вероятно это была едва ли не единственная, кроме штатного наличия радара, признанная добродетель машины, торпеды на ТВД ни разу не применялись.

Первый раз наших героев на Дальнем Востоке использовали 19 апреля 1944 года во время операции «Cockpit» (англичан хлебом не корми, только дай присвоить любому чиху громкое имя собственное). Две эскадрильи «Барракуд» (810-я и 847-я) с «Илластриеса», в компании американских коллег с «Саратоги» отбомбились по японской базе ВМС Сабанг на Суматре. Потерь не было, но выяснился пренеприятнейший факт: боевой радиус «Барракуд» составлял не более 200 км, что более чем вдвое отличалось от совсем не рекордных «по справочнику».

Обычно, объясняя данный «позорный недуг» ссылаются на тяжелые для двигателей условия субтропиков, приводящие к просадке по мощности, которые почему-то никак не мешали полноценно использовать там же других эсксплуатантов «Мерлинов» (например, «Спитфайры» с «Москито»). Поэтому к следующему молодецкому майскому рейду, налету на базу ВМС Сурабая на острове Ява, «Барракуды» на Илластриесе срочно заменили на «Авенджеры». Во избежание.

Второй шанс «Барракудам» был дан в летне-осенних т.н. «диверсионных операциях», в количестве шести, начавшихся 19 июня и закончившихся 19 октября 1944 года.

-11
«Видишь суслика? Нет. Вот и я не вижу. А он есть.» (с) . «Барракуда» над Суматрой 18 сентября 1944 года.

Под «диверсиями» понимались налеты в Индийском океане по просьбе американцев на Андаманские, Никобарские острова и западную Суматру. Идеей фикс было оттягивание на себя части сил японских авиации и флота с других ТВД. Каждая «Диверсия» имела традиционно помпезное имя собственное и представляла собой разовые удары силами авиагрупп хорошо, если пары «авианосцев-броневиков» по принципу «отбомбились-обстреляли-быстро бежим». Насколько известно, на японцев такой «хитрый план» не произвел ровно никакого впечатления: не те масштабы. Да и не до этого им было, судьба Войны решалась совершенно в других местах.

В нашем случае, реальным результатом «диверсий», несмотря на победные реляции и потерю по боевым причинам всего пары «Барракуды», было понимание, что такие самолеты профнепригодны для данного ТВД, спасибо чахлому радиусу действия, последовавшая замена на «Авенджеры» с выводом освободившихся машин во вторую линию.

-12
Fairey «Barracuda» Mk.II 814-ой эскадрильи FAA, Цейлон, "Вторая линия", начало 1945 года. Самолеты использовались для отработки атак с пикирования, а в марте 45-го поселились на авианосце HMS «Venerable».

Третья попытка использовать «Барракуды» на Тихом Океане почти завершилась успехом: на ТВД было отправлено целое соединение из четырех новых авианосцев (HMS «Glory», HMS «Colossus», HMS «Vengeance» и упомянутый HMS «Venerable» - на каждом по эскадрилье «Барракуд»), которое подозрительно вовремя доплыло до Австралии только в августе 45-го и ни свою, ни чужую кровушку уже не проливало. Не успели.

-13
Fairey «Barracuda» Mk.II 812-ой эскадрильи FAA, Авианосец «Венженс», сентябрь 1945, Гонконг. Сейчас это назвали бы наверное «полицейские силы»: война закончилась, пошла дележка. Успели не все. На самолете демонтирован поисковый радиолокатор ASV MK.II, остались только мачты антенны.

Можно ли сказать что-то хорошее о Фейри «Барракуде», в свете вышеописанного? Конечно. У самолетика очень своеобразный вид, ни с чем не перепутаешь. Радость моделисту.

Ну и коротенько о лучшем палубном «ударнике» британского Флота, Grumman «Avenger». Поставки по Ленд-Лизу самолетов, получивших у англичан имя собственное «Tarpon», начались ни шатко ни валко уже в 1942 году, а имя «Avenger» вернули в январе 1944 года, в преддверии совместных действий с янки, чтобы не плодить сущности.

Всего за войну было поставлено 958 «Авенджеров» всех модификаций (402 TBF-1:«Tarpon» Mk.I, 334 TBM-1C:«Tarpon» Mk.II и 222 TBM-3:«Tarpon» Mk.III) хотя машин англичанам постоянно не хватало.

Первое боевое использование» Авенджеров» на Тихом океане в составе FAA произошло в 1943 году с борта авианосца USS «Robin» - одолженного американцам «Викториеса»: после Санта- Круса в составе USN оставался только один исправный авианосец («Саратога») и почему бы не попросить у союзника, который не откажет?

-14
HMS «Victorious» в бытность USS «Robin». На авианосце базировалась 832-я эскадрилья FAA из шестнадцати «Авенджеров». По фото видно, что на самолеты были нанесены не только американские ОЗ, но и американский камуфляж. Причем еще до похода выяснилось много интересного, в частности, что для использования достаточно тяжелых торпедоносцев, даже сравнительно крупный «броневик» придется дорабатывать, в частности, менять систему тормозных тросов.

Именно боевые похождения продлились с середины мая по конец июля 43-го, в частности, машины участвовали в поддержке высадки на Новую Джорджию, правда уже без «Авенджеров», которые перегнали на «Саратогу»: на «британце» оставались только истребители.

Время полноценного использования «толстяков» пришло тогда, когда «Барракудам» было сказано «Давай до свидания!», осенью 44-го. Пара налетов на «нефтянку» в Голландской-Ост Индии конца декабря 44-го – начала января 45-го закончились самой крупной операцией авиации Флота «Меридиан» - атакой нефтяных полей Палембанга, проходившей в два этапа 24 -29 января 1945 года.

-15
Grumman «Avenger» Mk.II 857th NAS с авианосца «Индомитебл» - участник зимних ударов по «нефтянке». Все машины в Англии дорабатывались (знаменитый круглый блистер, британские прицелы, радио- и кислородное оборудование), заодно перенесли место штурмана.

В общем и целом, что хотели поломать, то сломали, правда при совершенно неадекватных потерях в летной технике и чудесатых чудесах организации, вроде потери истребителями прикрытия подопечных. Из 240 самолетов, имевшихся на борту четырех авианосцев, за время операции была потеряна 41 машина, из них 16 «Авенджеров». Считается, что от воздействия противника было потеряно только шесть бомбардировщиков, включая один, напоровшийся на трос баллона заграждения. Пару «Авенджеров», разбитых не обычным способом прямо на палубе, видимо записали в небоевые потери: крейсер ПВО «Евриал» (HMS «Euryalus») во время отражения чахлого японского налета влепил пару 133-мм снарядов в «Илластриес».

Завершающим аккордом британских «Авенджеров» в войне с Японией стали действия в составе Британского Тихоокеанского Флота (BPF), бывшего Восточного Флота (BEF) у Окинавы и непосредственно Японских островов.

-16
Grumman «Avenger» Mk.II 848th NAS с авианосца «Индомитебл» образца весны 45-го. Налицо коренное отличие во внешнем виде от времен «эпопеи Индийского океана»: огромные (в сравнении со старыми), стилизованные под американские «звезды», ОЗ. Чтобы союзники случайно не перепутали.

Весной 1945 года, во время битвы за Окинаву, британскому флоту (а это костяк из 4-5 авианосцев), ставшему Task Force 57 и формально подчинявшемуся пятому Флоту США, выделили «делянку»: группу островов Сакисима между Формозой и Окинавой. Целью англичан были транзитные аэродромы на островах и все, что пролетало мимо. Получилось так, что "пролетало не только мимо" и британские авианосцы имели прекрасную возможность в очередной раз подтвердить прозвище «броневики», особенно в этом преуспел «Формидебл». Ну а летом, уже в самой Японии, просто добивали то, что найдут. Нашли, в частности, авианосец «Кайо», который боевым кораблем на день британской атаки (28.07.45) можно было назвать с очень большой натяжкой.

В потерях числятся тринадцать машин, сбитых зенитчиками, два пропавших (MIA) и десять сгоревших и поврежденных на авианосцах, когда японцы «пролетали не мимо».

Ну и специально приглашенные гости: «Авенджеры» из Новой Зеландии.

-17
Grumman «Avenger» TBF-1C, 30-я эскадрилья RNZAF, Гисборн. Новозеландцы применяли против изолированных и лишенных снабжения японских гарнизонов сравнительно оригинальное средство: в бомболюки «Авенджеров» устанавливались цистерны с соляркой, которая распылялась над плодовыми садами на занятой противником территории (ммм…что-то напоминает).

В 1943-44 годах в Новую Зеландию было поставлено 48 «Авенджеров» (6 TBF-1 и 42 TBF-1C), распределенных по двум местным эскадрильям (30 и 31 Sqn. RNZAF). До лета 44-го машины сравнительно активно использовались над Соломоновыми островами. Четыре машины разбили, семь были сбиты огнем с земли, девять передали англичанам, а шестнадцать вернули янки.

Если резюмировать, «Авенджер» по всем параметрам (скорость, радиус действия и боевая устойчивость) на голову превосходил весь «бестиарий» британского производства и когда дело дошло до полноценных боев, а не «имитации», просто технично показал, чем Боевой самолет отличается от самолета «для галочки».

Всем добра.

*Использована информация из открытых источников.

Еда
6,93 млн интересуются