Найти тему
Epoch Times Russia

Красота спасёт мир. «Сикстинская Мадонна», Достоевский и «Сон Рафаэля»

Оглавление

«СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» БЫЛА ТЕМ САМЫМ ОБРАЗОМ КРАСОТЫ, КОТОРЫЙ СПАСЁТ МИР

Автор: Наталья Романова

Ф. Рипенхаузен, И. Рипенхаузен. «Сон Рафаэля». 1821. Холст, масло. Национальный музей, Познань. (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)
Ф. Рипенхаузен, И. Рипенхаузен. «Сон Рафаэля». 1821. Холст, масло. Национальный музей, Познань. (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)

«Красота спасёт мир» — всем знакомо это высказывание Достоевского, которое он неоднократно вкладывал в речи героев своих романов.

Что же имел в виду Фёдор Михайлович, говоря о красоте?

Достоевский в своём толковании красоты был единомышленником немецкого философа Иммануила Канта,  говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра».

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля была любимой картиной Ф. М. Достоевского. Она по сей день является визитной карточкой Дрезденской картинной галереи и радует посетителей на протяжении 250 с лишним лет.

«Сикстинская Мадонна». (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)
«Сикстинская Мадонна». (Фото: wikipedia.org. Общественное достояние)

Ко дню рождения писателя его жена с Авдотьей Панаевой заказали в Дрезденской галерее фрагмент этой картины.

Этот драгоценный подарок до сих пор находится в доме-музее Ф. М. Достоевского.

Фрагмент картины «Сикстинская Мадонна» в доме-музее Ф. М. Достоевского. (Скриншот / youtube.com)
Фрагмент картины «Сикстинская Мадонна» в доме-музее Ф. М. Достоевского. (Скриншот / youtube.com)

По мнению историков искусства, для Фёдора Михайловича «Сикстинская Мадонна» и была тем самым «образом красоты», который спасёт мир.

Почему?

«Именно в „Сикстинской Мадонне“ было сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния и совершенной святости, и жертвенности, которая в XIX веке, когда жил и творил Достоевский, может быть, понималась в раздвоенности нашего сознания, в расколотости нашего мира гораздо больше, чем в конце XVI века», — объясняет искусствовед Паола Волкова.«Удивительная вещь — это сочетание такой чувствительности, такой нежности, такой бесконечной одухотворённости, такой абсолютной чистоты и совершенства форм с таким классическим стенографическим рационализмом».

Вот где «совершенно неподражаемая и удивительная черта всеми всегда любимого и незабвенного Рафаэля Санти».

«Сон Рафаэля»

Как все художники того времени, братья Рипенхаузен были увлечены творчеством Рафаэля и трагически переживали его раннюю смерть 6 апреля 1520 года в Риме. Они решили посвятить выдающемуся художнику картину и выбрали одну из самых романтических легенд о его жизни.

В легенде говорится о том, как художник «от самых ранних детских лет носил в себе какое-то особенное священное чувство к Матери Божией. После, когда дух его обратился к живописи, его высшим желанием всегда было изобразить деву Марию во всём её небесном совершенстве».

Но сколько бы ни пытался, «он не мог удержать этот образ в своей душе, и его смутное предчувствие никак не могло вылиться в ясную, отчётливую картину».

И вот однажды ночью, «когда он, как бывало уже не раз, во сне молился пресвятой деве», он увидел «сиянье на стене», и его незавершённое изображение Мадонны «стало совершенно законченной и исполненной жизни картиной».

Молва связала это видение с картиной Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В 1821 году братья Рипенхаузен создали свой «зримый вариант» этой легенды о чудесном явлении Девы Марии художнику.

Источник: The Epoch Times