Найти тему
Красный Лотос

"Все там будем" или мусульманские традиции погребения

Мусульманское кладбище в Бухаре (фото из открытых источников)
Мусульманское кладбище в Бухаре (фото из открытых источников)

Приветствую всех своих замечательных и любознательных подписчиков и читателей и желаю вам спокойного и радостного дня!

Так как несколько раз меня уже спросили про мусульманские традиции погребения и поминания усопших, я решила, что пришло время затронуть и такую печальную тему, которая является неотъемлемой частью любой жизни.

«Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти. И несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете]»
Св. Коран, 3:185

"Каждая душа почувствует вкус смерти..." - именно эта цитата из Корана приводится довольно часто и не только среди самих мусульман. Когда-то эту фразу сказал Жади ее дядя Али из сериала "Клон", стараясь увещевать ее скоротечностью бытия.

Жизнь и смерть всегда ходят рука об руку, словно дружные сестры, и нет одной без другой, кроме момента наступления Страшного Суда. Поэтому человеку всегда и всяко напоминается о том, что он смертен, и час его известен только Создателю.

1. Тренировки "смерти"

Однако в исламе есть и еще один интересный аспект. "Тренировкой" смерти является сон человека:

«И Он [Всевышний Творец] Тот, Кто [частично] умерщвляет вас ночью [предоставляя душе некоторую свободу от тела] и знает о том, что вы совершаете [всеми частями своего тела] днем. Затем [после сна] Он воскрешает вас [возвращает в обычное состояние], чтобы вы прожили отведенный вам [Свыше жизненный] срок [пополнив его очередным днем]. Затем к Нему [после биологической смерти, пребывания в загробном мире и глобального Воскрешения вместе со всеми представителями рода человеческого] ваше возвращение, после чего Он объявит вам [в Судный День] о том, что [плохое либо хорошее; греховное либо праведное] вы делали [временно пребывая на земле]»
Св. Коран, 6:60

Однако это не означает, что человек может в действительности умереть непосредственно во сне. Если час его пришел, но он непременно проснется перед самой кончиной (проснется, в смысле душа вернется в тело, чтобы после навсегда его покинуть).

2. Что предшествует смерти?

Арабы, кстати, невероятно любят рассказывать о процессе смерти, о визите Джебраила (ангела, забирающего души), о том, что делает он это, вынимая постепенно душу из тела через макушку, при этом человек непременно испытывает сильнейшую боль и нестерпимую жажду.

И всегда рядом присутствует шайтан, предлагая человеку напиться воды в обмен на его отказ от Всевышнего. Конечно, куда же без "божьей оппозиции"?)))

Любят арабы и пугать друг друга испытанием в могиле, но об этом чуть позже. А пока, если человек погиб шахидом ("шахид" на арабском означает "мученик", а не всякие гадости, которые на это слово напридумывали), то у него будет иной обряд погребения. Более того, считается, что перед смертью шахидам открывается вид на Рай. Почему только вид на Рай, а не сам Рай? А потому что все умершие не распределяются сразу по "инстанциям", а "спят" в ожидании Страшного Суда, когда распределение по Раю и Аду будет произведено одномоментно для всех.

Если человек постепенно умирает от болезни, то есть всем очевидно, что конец его близок, то ему стараются, во-первых, дать тишину, чтобы он мог осмыслить свой земной путь и сосредоточиться на на том, что ожидает его в скором времени. А, во-вторых, особо впечатлительным женщинам из семьи ограничивают доступ к умирающему, чтобы они не рыдали над ухом, нарушая его покой.

В целом, считается, что душа за несколько дней чувствует, что пришло время вечной жизни, однако человек не может этого сказать напрямую. Один из старших братьев моего мужа умер от тяжелого неизлечимого заболевания. И когда мой муж его навестил за 3 дня до кончины и развлекал его разговорами о том, куда они отправятся, когда он поправится, брат только улыбнулся и сказал: "Мечты останутся мечтами".

К постели умирающего приглашают имама, а сам умирающий, если может это сделать, то произносит слова шахады ("Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед раб и пророк Его"), а если умирающий по какой-то причине не может этого сделать, то слова шахады шепчут ему на ухо его родственники.

Есть и еще одна традиция, к которой прибегают, если хотят обязательно встретиться с кем-то в загробном мире. Если это, к примеру, супруги, то слова шахады разбиваются на две части и каждую часть произносят по очереди муж и жена. То же самое делают и те супруги, которые на некоторое время расстаются (к примеру, на время поездок).

3. Похороны

После смерти тело человека омывают его родственники в соответствии с полом усопшего, либо приглашаются для этого специальные люди. Захоронить тело стремятся в тот же день, если человек умер, к примеру ночью или утром, либо на следующий день, если человек отошел в мир иной на закате.

Не хоронят мусульман в момент рассвета, в полдень и на и после заката. Тело оборачивается в саван, а, вот, гроб, как правило, не используют. Среди трактовщиков ислама есть споры по части использования гроба, некоторые считают, что это допустимо лишь в некоторых случаях (если местность захоронения заболочена или смерть произошла в море), а часть допускают это и в иных условиях, если на дно гроба насыпать немного земли.

Согласно правилам, тело усопшего опускают в могилу без гроба (только в саване), укладывают лицом к кибле (в направлении Мекки) на правый бок, родственники кидают на голову усопшему три горсти земли, после чего тело изолируется либо досками, либо обожжённым кирпичом, и засыпается землей с небольшим холмом. В изголовье могилы устанавливается деревянная табличка с именем человека, датами рождения и смерти (либо имя не указывается).

Однако, если следовать строго правилам ислама, таблички с именем и датами рождения и смерти человеку ставить запрещено. Причем эта традиция вполне соблюдалась на заре ислама, и лишь спустя несколько веков начала регулярно нарушаться. Причем сейчас ее нарушают куда сильнее, еще и портреты усопшего на могильный камень крепят, что совсем, уж, является нарушением правил погребения.

После этого читается специальная молитва и вся процессия удаляется, кроме одного человека, который остается для чтения молитв.

Обыкновенно, на похороны не допускаются женщины, так как они в большинстве случаев не могут сдержать рыданий, что не приветствуется исламом. Если родственники усопшего громко рыдают, то это указывает на тот факт, что они не принимают волю Всевышнего. Покойному такое провожание ни к чему.

Шахидов же перед погребением не принято омывать и переодевать, обыкновенно их хоронят в той же одежде, что была на них в момент смерти. Так как мученик, отошедший в мир иной считается чистым, а от тела его не исходит запах разложения, то и омывать его не следует, как и не следует погребать тело в саване.

Однако такая традиция есть не у всех течений ислама, более того, есть разные этносы, исповедующие ислам, кто больше опирается на сложившиеся традиции погребения, нежели строго следуют правилам религии.

К примеру, все погибшие в Газе в период боевых действий считаются у мусульман суннитов шахидами, то есть, следуя правилам ислама, их не требуется омывать и покрывать саваном перед погребением. Однако, как я уже писала ранее, Саудовская Аравия в виде гуманитарной помощи послала в Газу несколько тысяч саванов. То ли с их стороны это был толстый намек на то, что погибшие палестинцы не являются шахидами, то ли ваххабиты КСА придерживаются традиций погребения, а не правил религии.

4. Страшное (не для впечатлительных и не на ночь)

Испытания для усопшего не заканчиваются на моменте погребения. Напротив, он как бы оживает, слушая удаляющиеся с кладбища шаги своих родственников. В этот момент рядом с ним появляются два ангела - Мункар и Накир с вопросом: «О такой-то человек! Кто твой Господь? Какой ты веры и кто твой Пророк?».

После ответа на этот вопрос, к человеку явится некто, кто будет выглядеть в точности, как его деяния при жизни, то есть либо будет прекрасен, либо будет ужасен, и именно в этот момент человеку будет показано его будущее место, либо в раю, либо в аду.

Если местом определен ад, то могильные муки будут продолжаться в виде жалящих усопшего змей до самого Страшного суда, а после его душа будет отправлена в ад на искупление.

Если же человека ожидает рай, то он будет спать до самого момента Страшного Суда, покуда не откроются для него ворота рая.

5. Поминки и соболезнования в исламе

Как таковые поминки в исламе не приняты. Не принято собирать большое количество людей и кормить и поить их. Траур по усопшему длится в течении трех дней, после чего запрещается лить слезы и носить траур, кроме жен, похоронивших своих мужей.

Женщина, ставшая вдовой, носит траур 4 месяца и 10 дней, после чего снимает его и имеет право на повторное замужество, так как именно этот срок и является сроком ида (идата), препятствующий вступлению в новый брак.

Соболезнования допускается произносить родственникам усопшего лишь один раз без многократных повторений, так как считается, что родственникам это лишний раз напоминает об их потере.

Поминальная трапеза обыкновенно проводится в кругу семьи без приглашения посторонних, чтобы не утруждать семью усопшего земными заботами, вынуждая их готовить и убираться, а также излишне тратиться, чтобы кормить всех пришедших проститься.

В доме усопшего 3 дня читают молитвы, для этого могут приглашать муллу, но это не обязательно. Допускается по покойному читать дуа (личная молитва). Далее поминальный ужин проводят на 7-ой день и на 40-й день у многих народов, исповедующих ислам, однако это противоречит правилам шариата. Если обратить внимание на шариат, то там говорится, что поминки по усопшему на 7-ой и 40-й дни позаимствованы из других религий и исполнять такие традиции не следует.

Что касается накрывания столов и приглашения людей на поминки, то и эта традиция шариатом не приветствуется, хотя и устойчиво и прочно вошла в традиции многих мусульманских народов. В арабских странах часто ограничиваются напитками и сладостями, но есть и те, кто именно накрывает столы с традиционными для региона блюдами, что, конечно, не является требованием религии.

Однако исламом предусмотрена раздача садаки (добровольного пожертвования) как бы от имени усопшего, помимо этого, в этот же период необходимо раздать долги усопшего, а если его личного имущества на это не хватило, то родственники в добровольном порядке могут раздать его долги из своего имущества, чтобы облегчить его дальнейшую участь.

Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:

  • делать могилу высокой, устанавливать на ней памятник, белить ее или делать надписи. Достаточно таблички с именем умершего;
  • садиться на могилу;
  • строить на ней мечеть;
  • делать жертвоприношения, класть венки и цветы на могилу;
  • выражать соболезнование более одного раза;
  • оставаться на ночевку в доме, если там проводится тазия (поминки);
  • громко плакать, вскрикивать, бурно выражать скорбь во время похорон.

Как минимум турки регулярно нарушают часть из исламских запретов, возводя над могилами мавзолеи, принося на могилу цветы, устанавливая довольно богатые памятники. Но не они одни этим отличаются, в некоторых арабских странах тоже можно встретить подобное. На одном из кладбищ Туниса я видела цветы на могиле и несколько раз довольно богатые памятники.

6. Посещение кладбищ

Изначально на заре ислама посещение кладбищ вне обрядов погребения было запрещено. Сделано это было, потому что в те времена все еще сильны были языческие обряды, от которых люди не отвыкли. Однако позднее запрет на посещение кладбищ был снят, но с нюансами.

В первую очередь, до сих пор идут споры между богословами, дозволено ли посещать кладбища женщинами, так как и на самих похоронах их присутствие нежелательно (для беременных женщин и вовсе запретно).

Во-вторых, некоторые люди используют посещение могил с недобрыми намерениями (по части магии), либо же занимаются там тем, что категорически порицается - читают Коран или намаз.

Многие мусульмане посещают могилы усопших родственников после окончания священного месяца Рамадана, произнося на могилах дуа. Часть богословов смотрят на такую традицию косо, часть допускает такие посещения с оговорками про то, что можно там делать, а что нельзя.

Многие читающие меня христиане закономерно спросят, мол, а как же прибираться на могилах родственников и содержать их в порядке? Все просто. На мусульманских кладбищах во многих странах есть специальные работники, которые и следят за состоянием могил, то есть людям не нужно за этим ходить на кладбище.

Кто-то считает, что читая на кладбище молитвы, он совершает доброе дело, поминая усопшего и давая ему надежду на прощения каких-то грехов, но это довольно спорный вопрос, так как многие мусульмане считают, что каждый человек после кончины отвечает только за свои деяния и никто не может его спасти от заработанной им при жизни участи.

Поэтому ежегодное (или несколько раз в год) посещение могил родственников в исламе не является обязательным и даже желательным. Насколько я знаю арабскую культуру, у них не принято массово ходить на кладбища, хотя и некоторые это делают. Причем делают это, как правило, именно те арабы, кто не может принять факт смерти любимого человека (это может быть жена, потерявшая мужа, или муж, потерявший жену, или мать, потерявшая ребенка).

Моя палестинская свекровь потеряла 7 своих детей, но однако ни на похороны она не ходила, ни после на могилы. А, вот, у турок традиция ходить на кладбища в дни рождения усопших, в дни их смерти и иные праздничные дни (дни матери, к примеру) очень распространена и ей следует большинство.

7. Причины таких правил

Предавать тело земле в день смерти принято в исламе, потому как религия зародилась на арабских землях, а климат там жаркий, то есть тело начинает быстро разлагаться.

В современных арабских странах, конечно, есть и морги, однако это судебные морги, то есть тела там только тех усопших, кто покинул этот мир по криминальным причинам, либо же это иностранные граждане, ожидающие репатриации в другую страну для погребения.

Кстати, в Кувейте для всех, включая иностранцев, места для погребения предоставляются совершенно бесплатно за счет государства. А в Иордании принято хоронить усопших на семейных участках или в семейных склепах.

Гробы не используют в исламе, потому как деревьев в арабских землях, прямо скажем, немного, где столько их набрать, чтобы всем усопшим сооружать деревянные ящики? Однако традиция прикрывать могилу деревянными досками или обожжёнными кирпичами была, чтобы предотвратить разрывание могил дикими животными.

Посещение кладбищ ограничено для женщин из-за их эмоциональности и несдержанности при проявлении скорби. А также именно дамы в арабских государствах замечены за подкапыванием могил, дабы на кого-то навести порчу, а то и вовсе разрывания их с целью добыть фаланги пальцев усопших.

Ограничение в поминальных столах также разумно, ибо мусульманские семьи, как правило, большие, если на каждые поминки всех кормить, то семья быстро пойдет по миру в разоренном виде. Опять же, готовить большое количество еды на неизвестное количество посетителей чревато большим количеством выброшенной впоследствии несъеденной еды, что тоже не есть хорошо.

В ряде арабских стран на могилах женщин не пишут их имен, однако это не относится к правилам ислама исключительно для женщин. Это правило (про отсутствие имен) распространяется на всех, однако каждый трактует религию так, как понимает и как ему удобно. Поэтому в том же Египте не принято выбивать имена на могильных камнях женских могил.

Одно из правил соблюдается неукоснительно, а именно отсутствие имени на могильных камнях правителей и известных людей, дабы избежать проявления идолопоклонничества и массового хождения на могилы таких усопших. В их случае всегда выбиваются только даты рождения и смерти, а в некоторых случаях только дату смерти.

Также существуют традиции в некоторых арабских странах не хоронить жену рядом с мужем. Это не правило религии, я не нашла ни одного достоверного подтверждения подобному правилу, то есть в данном случае это традиции отдельных этносов.

Однако есть в этой традиции рациональное зерно. Во-первых, мусульманка, выходя замуж, не берет фамилию мужа и не переходит в его род, сохраняя принадлежность к роду своего отца. Во-вторых, в арабских странах больше распространены семейные участки на кладбищах, где хоронят членов одной семьи/клана. Так как женщина не принадлежит к семье своего мужа, то и хоронят ее после смерти на участке семьи ее отца.

Более того, не важно, похоронены ли супруги рядом, или нет, после перехода их обоих в мир иной они останутся вместе, если оба заслужили при жизни либо рай, либо ад. Если же один из супругов заслужил рай, а другой ад, то они либо отправляются по заданным направлениям каждый в свою сторону, либо же тот, кто заслужил рай, может последовать добровольно за тем, кто заслужил ад, как считают некоторые богословы.

На этом тему кладбищ и поминок можно считать исчерпанной, мои уважаемые читатели. Данная статья, скорее всего, подпадет под категорию ограничений "трагический контент", будет ограничена только подписчиками и не будет монетизирована даже теми 10-15-ю рублями, которые платит мне Дзен за мои статьи в день))) Поэтому если у вас остались какие-то вопросы, по этой теме, задавайте их мне в комментариях и оставим эту тему.