#книжная_реплика
Читаю роман в духе нашумевшего «Графа Аверина». Это детективный цикл (я на втором томе), где действие происходит в альтернативной России. Имя автора вижу впервые, хотя допускаю, что среди ценителей жанра писатель широко известен.
Много прекрасного (без сарказма) вижу в цикле я (простите за мастера Йоду, это я от огорчения). Тут и чудесные описания параллельного Омска. Тут и всякие мелкие, но любопытные детали. Тут и магическая энергетика, и паровые автомобили, и сущности леших с домовыми: прелесть что!
Марти-сьюшество прощаю с легкостью (для тех, кто забыл, напомню - Марти Сью это такой герой, которому всё-всё удается, всё у него получается, все его любят и уважают, процитирую википедию - «персонаж, который обладает гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями, внешностью и везением»).
В конце концов, кому из нас не нравится воображать себя Марти Сью! Мне в этом случае пол персонажа вообще не важен, кстати.
Но все та же проблема. В характер своего героя автор неизвестно зачем пихает все свои комплексы и установки среднего такого мужика, причем (к сожалению) недалекого, да еще и озлобленного.
Да, по сюжету он попаданец. И тут как в плесневелой шутке, нельзя же так палиться, девочки.
Некоторые детали я понимаю с легкостью: герой в новом мире получает симпатичное молодое тело, сверхъестественные магические способности по розыску убийц и примерно к концу второй трети первого тома становится финансово обеспечен, потому что сразу же начал «изобретать» технические новинки своего собственного времени. Ничего плохого в этом я не вижу!
Но... нет такого либерала, который не сломался бы на женском вопросе. Тут та же самая песня, вид сбоку.
- 100% гомосоциальность героя, не путайте с созвучным термином. Его друзья - мужчины, его начальство - мужчины, его подчиненные - мужчины. В качестве маленького
дружкапажа герой тут же добыл себе мальчишку-беспризорника. Даже кот у героя и тотс яйцамиЛеонард. (Вы скажете: ну там же по сюжету 19 век! Ок, давайте полистаем романы, написанные в 19 веке. Сюрприз: герои даже в камере-одиночке будут постоянно взаимодействовать с женщинами - хотя бы в воспоминаниях. Ну такая жизнь, половина человечества - женщины). - Есть ли в книге женщины? Конечно, есть, хотя тест Бехдель цикл не пройдет. Аж три типа. Не спешите радоваться, вы все эти типы давно знаете: а) Марфы - это женщины, которые герою готовят, этим их значение для сюжета полностью исчерпывается; б) блудницы - все остальные, обычно герой с ними спит, в более редком варианте они его вожделеют; в) мертвые барышни, убийства которых он трогательно
нетрасследует. - Казалось бы, если есть Марфа, должна быть и Мария?
Рот даже не буду открывать про партнерство или там глубокую эмоциональную связь.Увы! Персонаж в принципе не способен вступать с женщиной в какие-либо человеческие отношения. Дружба между мужчиной и женщиной в этой авторской вселенной невозможна. Все эмоциональные привязанности героя - к мужчинам. С женщиной связь либо половая, либо она кухарка 😃. - Положительный герой радостно посещает публичные дома и вообще рассматривает платную «любовь» как нормальный вариант досуга. Хочешь расслабиться после работы? Да просто купи себе немного «любви». При этом герой удивляется тому, что купленная им жрица веселого дома не обижается, когда он шутя называет ее «глупенькой». Как будто вещи или рабы могут позволить себе обижаться.
- По мнению персонажа, гендерное равенство - это возможность купаться в одном пруду. А если устроены два места для купания - так они тут не знают просто про гендерное равенство! От создателей «вам, глупым бабам, все права давно дадены, а вы просто нашу доброту не цените».
Можно ли читать такие книжки? (В комментариях часто считают, что обсудить недостатки почему-то равнозначно запретить книгу и сжечь все ее тиражи, и пишут гневно: «Так что ж теперь, запретить, да??? Вы этого хотите???»).
Можно всё и люди читают всё, что угодно. Для примера, знаете ли вы, какой русский писатель занимает седьмое место в мировом рейтинге ЮНЕСКО по числу публикаций и переводов произведений? (После Агаты Кристи, Жюля Верна, Барбары Картленд...). Никогда не угадаете. Это Владимир Ильич Ленин.
В топ-50 от ЮНЕСКО, кроме Ленина, вписались Достоевский (16-е место), Толстой (23-е место) и Чехов (42-е место).
А можно ли писать хорошие книжки - но без значимых женских персонажей? Конечно, можно. Например, «Хоббит, или туда и обратно» Джона Р. Р. Толкина считается классикой литературы. Реальный отзыв одного из первых читателей произведения, сына издателя, гласит следующее:
Эта книга с помощью карт не нуждается в иллюстрациях, она хорошая и понравится всем детям от 5 до 9.
А цикл, который я морщусь, но читаю (и возможно даже - дочитаю), называется «Видок», автор Григорий Шаргородский. Читали? Делитесь впечатлениями).