Найти тему
Что почитать? 📚

Зачем тащить в магические миры гендерные стереотипы?

#книжная_реплика

Читаю тут хорошо написанную и почему-то менее популярную, чем должно, историю. Первый раз услышала название, а я тут, знаете ли, только и делаю, что рою новые книги, бросаю, начинаю, бросаю и начинаю читать, и да, я ОЧЕНЬ быстро читаю.

Это цикл фэнтезийных романов, семь штук (я на пятой), русская авторка. Магический мир, внезапно по китайскому образцу. Не буду уподобляться некоторым комментаторам моего блога, которые порицают меня за то, что я читаю иностранщину. И кряхтеть - а вот бы писали славянское фэнтези, нет, все вы сюда всяких девятихвостых лис тащите! мало вам Марьи Моревны и бабы Яги!

Нет. Ну китайский и китайский. А почему я знаю - там есть примечания к тексту, открытым текстом написано "в переводе с китайского...".

Главные герои цикла - тинейджеры и подростки (12-15 лет). Как водится - средневековье, но мир после катастрофы, непонятно какой. (Не знаю, может к финалу выяснится, что в результате ядерной бомбы в нашем мире появилась наконец магия))).

Так как это средневековье, тема неравенства полов вполне себе существует. Многократно подчеркивается, что женщины - второй сорт. Мужчина уверен, что все его беды из-за того, что у него родилась девочка, а не мальчик. Женщины, даже знатные и богатые, неизменно осознают свое место, оно, понятно, номер два после мужа. Женщина, не способная родить, практически калека: ни один мужчина не возьмет ее замуж, либо разведется через несколько лет. И дальнейший ее жизненный путь очевиден. При этом не зазорно быть дорогой проституткой, а вот если служанку изнасилует хозяин - горе служанке.

Некоторые логические неувязки писательница как-то не замечает: например, одна из второстепенных героинь, имеющая важное значение для сюжета, так и не смогла родить детей. Муж при этом с ней не развелся, несмотря на большой риск остаться без кровного наследника. Ну ладно-ладно, бывает! Далее в академию поступают несколько женщин. Но при таком отношении общества к женщине это невозможно: матке не нужно образование👇🏻.

-2

Тут уж или трусы, или крестик. Практически все женщины, которые до 20 века сумели преуспеть в традиционно мужских сферах, относились к правящему классу (первая женщина-драматург в России - царевна Наталья Алексеевна), в искусстве прикрывались мужскими псевдонимами (тут даже примеров приводить не буду, все сами знаете), скрывали пол до конца своих дней (как военный врач Джеймс Барри, она же - Маргарит Энн Балкли).

Напомню, что по сюжету магия доступна каждой. Магия используется на максималках в быту, в медицине... наверняка и в контрацепции что-то придумали. Магия не разбирает пол: самый сильный маг в книгах как раз молоденькая девушка. Если маги-лекари умеют лечить себя - значит, маги-женщины давно научились предотвращать беременность. Просто деторождение и необходимость в одно лицо ухаживать за детьми это как раз то, из-за чего женщины отстают в карьере.

Вывод: в этой вселенной в принципе отсутствуют главные причины гендерного неравенства. Физическую силу можно одолеть с помощью магической и нет необходимости без остановки рожать детей.

Чего я не понимаю: зачем вообще тащить это средневековье в фэнтези? (Кстати говоря, некоторые авторы прекрасно это осознают - но далеко не все). Ведь существование людей в принципе не особенно радостное, магия такой же хаотичный элемент, как происхождение или деньги: у кого-то больше и лучше, у кого-то меньше. Людям и так плохо, почему женщинам в любом случае должно быть хуже, даже без предпосылок - непонятно).

-3

Вы спросите - так о чем тогда писать? Да о чем угодно. Миры гендерного равенства, как по мне, куда веселее. Сколько прелестной дурнины можно добавить в сюжет, где принцесса ищет своего трепетного золушка с помощью хрустального гульфика и боевой магии! Я бы лучше почитала про конкурс по вышивке с элементами макраме в мужском гареме, чем про гладиаторские бои. Думаете, в макраме мало страсти? Да это вы никогда не состояли в сообществах вязальщиц. Вам там доказали бы все самое важное в три комментария - и без боевой магии, одним только крючком и добрым словом.

А без сексуально травмированных женщин в сказках вообще можно обойтись.

Цикл, к слову, называется "Идеальный донор", писательница - Наталья Бутырская.