Сказку "Царевна-лягушка" нельзя назвать типичной для народного фольклора. Смыслы здесь все и символичны, и сакральны одновременно. Они переносятся из реальной жизни людей в мир сказок и приобретают значение через волшебные действия персонажей. Смыслы шифруются через символическую жизнедеятельность зверей и птиц из мира живой природы. Образы перерождаются из народного сознания в сказочный мир, содержащий доступное знание о родовом предназначении людей. А в народно-бытовом восприятии появляется жанр сказки.
Сюжет 21
Привел сучок-путевичок Ивана-Царевича к избушке Баби-Яги.
Иван-Царевич. Повернись, избушка, по-старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом.
Вышла ему навстречу Баба-Яга.
Баба-Яга. Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь?
Иван-Царевич. Ты бы меня сперва напоила, накормила, в баньке выпарила, вот тогда бы и спрашивала.
А на утро Баба-Яга ему сказала, где найти Василису Прекрасную и как победить Кащея Бессмертного.
Баба-Яга. Трудно тебе будет достать Василису Прекрасную. Нелегко с Кащеем сладить. Ну, да я тебе помогу. У меня с ним старинная вражда. Изволь меня послушать. Смерть Кащея на конце иглы. Та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц сидит в каменном сундуке, сундук стоит на высоком дубу, а дуб тот Кащей Бессмертный, как глаз свой стережёт. Как до того дуба добраться, я одна знаю. Садись, Иван-Царевич, на коня, он тебя в миг к дубу доставит.
Комментарий. Нелёгок путь к Знаниям. Сучок-путевичок закончил свою работу. Привел Ивана к очередному экзаменатору. У Ивана начали просыпаться генетические Знания. Повернись, избушка, по-старому, как мать поставила. К лесу задом, ко мне передом! Не знал, но вспомнил.
Ничего удивительного нет и в том, что Баба-Яга встретила Ивана доброжелательно. Не пожелала сразу съесть, вызвалась помощь оказать. К этому времени наш Ванюша изрядно поумнел, многое познал, нашёл язык со всеми тотемными животными, познал часть законов Природы. Вот наша бабушка и приняла экзамен (или выдала допуск к нему) у соискателя истинных Знаний. Хорошо его проинструктировала и предоставила новый вид транспорта – летающего коня. И действительно, на казуальный уровень (в энерго-информационную сферу) без соответствующих технологий не въедешь.
Крылатый конь – это необычный инструмент, аллегория, обозначает вдохновение, эмоциональное состояние, которое позволяет подготовленному человеку преодолеть самый трудный, самый длинный, самый важный и, возможно, самый опасный путь в его жизни – из сознания в подсознание.
Однако наша бабушка сама, похоже, эту дорогу никогда не проделывала. Не дано. Вот в чем смысл её старинной «вражды» с Кащеем. Её удел – экзаменовать соискателей счастья и указывать им путь. Если соискатель не готов – выдавать новые задания, и пускай умнеет. Если соискатель подготовлен – обучит технологии, выдаст инструкции.
О том, что Баба-Яга недостоверно знает, о чем говорит, доказывает факт описания смерти Кащея – на конце иглы. Да не может он умереть! Он же Безсмертный. Здесь ею дается понимание «острие иглы» как меры, на которой можно сфокусировать весь мир со всеми его проблемами. Да и про Змея Гарыныча-то она ничего не знает.
Символичность одного имени
1. По первой версии литературно-сказочного восприятия имя Кащей Бессмертный означает довольно нравственное существо по типу человека. Он обладает знаниями, которые искажены волей случая. Всё его существование случайно по родовому предназначению. Однако этот тип Кащея имеет крепкое здоровье. В наших сказках чётко описано, где находится смерть такого Кащея - в зайце, утке, щуке и яйце. То есть, соответственно в зверином, птичьем, и рыбном мясе, а так же в животном белке – в яйце. А в переносном смысле слово Ка-щей приобретает отношение к человеку, который питается «кашей и щами». Недаром у славян есть поговорка: «Щи да каша - пища наша». То есть это еда, рекомендованная к употреблению как наиболее полезная и укрепляющая здоровье.
- Щи на Руси - общепризнанное национальное блюдо. К моменту приготовления этого блюда зазывали гостей. Подать щи к столу - значит проявить особое гостеприимство.
Исходя из трактовки сакральных смыслов выходит, что этот Кащей сродни Мудрому Йогу. В глазах людей он Просветлённый Старец. И он преимущественно Безсмертный (то есть - без смерти живущий, существующий вечно), а не Бессмертный. Но как в любой сказочной жизни всему имеется конец, или концовка. И у этого Кащея конец его существования запрятан далеко, подальше от всех глаз, чтоб "не сглазили". И помещён он на конец иглы.
2. Во втором случае литературного понимания имени сказочного героя устанавливается имя Кощей БеСсмертный. Он также очень древнее существо, обладающее определённой мудростью и знаниями, но при этом отнюдь не высоконравственное, потому что является существом тёмным, смертным, хотя и очень могущественным. Олицетворение тёмных бессмертных сил вошло в существо кощея. Такими силами обычно обозначались реально жившие люди, которые являлись кочевниками. На уровне обыденного понимания незнание соседней культуры рисовалось в сознании людей чем-то инородным. В тангутском языке есть понятие «кощ», которое переводится как «кочевник».
В пору здесь снова вспомнить про древний воинственный народ скифов и зачатки их племенной "государственной" системы. Изучение исторических источников показывает, что кочующие скифы были именно таким народом - чужеродным на уровне понимания. Попросту их культура и цивилизационные достижения были многим народам не понятны. Однако, мощь и природно-экзистенциальное предназначение этого народа задавало вектор развития всем другим его соседям.
Что мы знаем о "царских скифах"
И самое время вновь вспомнить про археологические доказательства, добытые в ходе истории и раскрывающие многие загадки глубинных смыслов сказки. Значительно много сохранилось в исторических источниках сведений о скифах - соперниках древнего племени киммерийцев. Впервые скифы (ашкуза) во главе с их вождём Ишпакаем упоминаются в анналах ассирийского царя Асархаддона, когда они выступили в союзе с государством Манна против Ассирии. Это событие относится к 70-м гг. VII в. до н.э. В первой половине VIII в. до н.э., скифы уже господствовали в степях Нижнего Дона и Предкавказья.
Скифы - кочевой народ, или "сколоты", или "ишкуза" на ассиро-вавилонском языке. Скифами называют древние кочевые племена I тысячелетия до н.э. Они жили на современных территориях Восточной Украины и степей Казахстана, Сибири, Поволжья, Урала и юга России. Скифо-сибирская, или скифо-сакская, культурно-историческая общность занимала безлесные пастбища от Дуная до Маньчжурии.
В статье "Погребальная культура скифов" упоминается факт, что "в VII веке до нашей эры скифы вытеснили из Северного Причерноморья кочевые племена киммерийцев и полностью заняли эти земли. Они тревожили всю Переднюю и Малую Азию: нападали на Закавказье и на Ближний Восток, вторгались на территорию государства Селевкидов (нынешняя Сирия) и воевали со многими странами. В начале VI века до н. э. мидяне нанесли скифам поражение, кочевники вернулись в свои земли и постепенно сформировали государство Скифию. Геродот писал о жителях Северного Причерноморья как о «царских скифах»: своеобразная военная аристократия мало считалась с остальными племенами. Они торговали скотом и мехами и взаимодействовали с рабовладельческими городами, что усиливало их обособленность". (Цитируется по источнику
Технологии скифов
Античные и ближневосточные авторы называли скифами этническую группу Северного Причерноморья. А древнегреческие, а затем и латинские ученые — любого северного жителя евразийской степи. В разное время так именовали гуннов, готов, тюрков, булгар, хазар и многие безымянные кочевые племена. Сами скифы называли себя сколотами.
В представлениях людей оседлых скифы были чем-то инородным. Сказочности придавал тот факт, что они воспринимались людьми космического масштаба. Вполне возможно такое. Технологии, которыми обладали скифы, были передовыми по тем временам. В простом представлении скифы были подобны инородным существам, противостоящими реальному миру людей.
Предшественники скифов
В кургане Куль-Оба под городом Керчь был найден сосуд из так называемого материала электра - сплав из золота и серебра (представлен на фото выше). Исследователь скифской культуры Дмитрий Раевский доказывал, что этот предмет непосредственно рассказывает о детях Геракла и женщины-полузмеи. Миф этот уже упоминался в сюжете сказки здесь.
Он был записан Геродотом со слов причерноморских греков. Геродот имеет сведения о киммерийцах более реальные, нежели у Страбона. Опираясь на своих непосредственных информаторов - греков и скифов, живших в Причерноморье, Геродот, "отец истории", сообщает, что степи Понта (т.е. региона Северного Причерноморья), которые в его время были заняты кочевниками-скифами, ранее принадлежали киммерийцам.
Во время путешествия Геродота по Скифии ему показывали могилы киммерийских царей около реки Тираса (соврем. - Днестр). Относительно происхождения этих могил Геродот рассказывает легенду, которая служит объяснением "племенным повадкам" в искусстве ведения борьбы с противниками воинственного народа скифов. Суть его и поясняет такой феномен поведения, который позже будет назван "скифской войной" и взят на вооружение некоторыми русскими военачальниками уже в XIX веке.
Свидетельства о бесчисленных войсках киммерийцев - "доителях кобылиц" - и военных походах представляют их в первую очередь как скотоводов-кочевников, чье стремление к захвату новых пастбищ и обогащению приводило к постоянным военным конфликтам. Такое положение было характерно и для других кочевых народов эпохи раннего железного века.
Звериный стиль в культуре скифов
Эти факты совпадают с находками из курганной культуры скифов. Кочевые племена скифов и родственные им сарматы - легендарные народы, которые существовали всего несколько столетий. До наших дней сохранились только отголоски скифо-сарматской культуры - чаще всего в виде ценных предметов, которые клали в захоронения вместе с их хозяевами. Скифо-сарматская культура запечатлена в так называемом "зверином стиле" - художественно-изобразительном приёме (технологии) выделки поверхностей из дорогих металлов. Он распространился в VII–IV веках до н.э. на обширные территории современной Евразии - от Нижнего Дуная, Северного Причерноморья и Прикаспийских степей до Южного Урала, Сибири и северо-западной части Китая.
"Классическими, или понтийскими, скифами исследователи считают племена, которые жили в VII–III веках до н.э. в степях от Дуная до Дона. Письменных источников скифы не оставили, поэтому большую часть информации о них дают погребальные памятники". (Цитируется по источнику "Погребальная культура скифов").
"Звериный стиль также называют скифо-сарматским или скифо-сибирским — в разных вариациях его мотивы использовали многие племена Южной Сибири. Своим появлением он обязан тотемизму - культу животных как прародителей. На стиль также повлияли южное греческое искусство, культура Ирана и Передней Азии и декоративно-прикладное искусство охотничьих племен Восточной Европы". (Цитируется по источнику https://ar.culture.ru/ru/article/pogrebalnaya-kultura-skifov)
Отличительная черта звериного стиля - изображение отдельных животных, частей их тела, а также сложных композиций из нескольких животных. Преобладают зачастую и сказочные мотивы с животными непонятного "инородного" происхождения.
"Скифы изображали на предметах несколько видов животных. Из копытных это были лошади, олени, лоси, кабаны, горные бараны; из хищников - пантеры и волки. Часто встречаются изображения хищных птиц. Эти животные соответствовали скифскому пониманию мира: птицы относились к верхнему уровню, копытные - к среднему, а хищники - к нижнему. Ближневосточная культура привнесла в звериный стиль мифологию, и на бляхах появились грифоны и другие фантастические существа". (Цитируется по источнику https://ar.culture.ru/ru/article/pogrebalnaya-kultura-skifov)
"Скифы оставили свои следы в Центральном Крыму, Нижнем Поднепровье. Они жили на берегах Дуная. Они даже построили несколько крепостей в Крыму, например таких как Неаполь Скифский. Царство скифов просуществовало до середины III в. н.э. и растворилось в Великом переселении народов".(Цитируется по источнику https://ar.culture.ru/ru/article/pogrebalnaya-kultura-skifov)
А сказка "Царевна-Лягушка" тем и хороша, что хранит в себе множество глубинных смыслов и переплетений с реальной жизнью. Тотемное предзначение зверей и птиц в сказке представлено в виде охранительной силы для самого Кощея Бессмертного. Все их действия направлены на сохранность этого "кочевого существа", который постоянно перемещается из мира посюстороннего (сознательного) в мир потусторонний (бессознательный). Всё, что заботит Кощея по сюжету сказки - это его собственное бессмертие. Люди, переняв такое отношение к кощеевой жизни и смерти, вкладывают смыслы в объекты своей рналтной жизни. Наделяя вещи такой же магической силой, какая есть и у тотемных животных и птиц из сказки, люди создают свою культуру общения с потусторонним миром.
Например, археологии известен сюжет магического действия из культуры скифов, воплощенный в предмете княжеской власти на Руси. Скифская змееногая богиня Табити изображена на медальоне князя Владимира Всеволодовича Мономаха, Великого князя Киевского (1053-1125гг). Богиня изображена на оборотной стороне "змеевика" (амулета), чем подчеркивается её особый сакральный смысл и немаловажное магическое "участие" в судьбе русского правителя. Тайные записи по окружности медальона свидетельствуют о нанесении охранительного заклинания для самого князя.
Запечетлевая смыслы человеческой жизни в камне, металле, люди создают предметы, которыми пользуются в повседневной жизни. Так появляются артефакты материальной культуры, которые становятся настояшим "золотым" достоянием целых эпох и истории человечества.
Сюжет сказки отображает первичные представления кочевых народов об устройстве мира и смысле жизни, что роднит его с культурой многих народов. В сказке проявляется и живет насущная мысль человека - преодолеть в себе состояние смерти и достичь бессмертия.
Воплощение смысловых посылов сказки мы встречаем в различных мифологических сюжетах, литературных интерпретациях, редакционных переложениях и главное, - в эпосе народов, близких славянской культуре.
Подборка материалов сказки на канале - "Трилогия одной сказки".