Найти тему
Шкатулка древности

Мораль сказки Царевна-лягушка в символах и художественных образах

Оглавление

В процессе разложения мифов осуществился переход от производства тайных смыслов к построению собственно художественного образа. Сейчас в современной культуре сюжетные мифы как таковые не существуют в силу полной изученности человеком законов природы. Но если и существуют, то в виде крайне мифологизированных образов, далёких от реальности. В них можно верить или нет. Современный человек даёт им оценку уже с позиции своего рационального мышления. Мифологизированные образы, которые имели тенденцию превращаться в художественный образ, исторически зафиксировались в сказках.

Сюжет 16

И поскакал Иван-Царевич за Василисой. Долго он скакал, конь под ним пал. Пошел он дальше пешком. Встретил Иван-Царевич дедушку (старого старичка).

Дедушка. Здравствуй, добрый молодец, чего ищешь? Куда путь держишь?

Иван-Царевич. Я, дедушка, ищу Василису Прекрасную. А путь держу в Кащеево царство.

Дедушка. Знаю, знаю. Твоя жена сейчас у Кащея Бессмертного. Эх, Иван-Царевич, зачем ты лягушачью кожу сжег. Не ты ее надел, не тебе её было снимать. Делать нечего. Вот тебе сучок-путевичок, куда он пойдёт, туда и ты ступай за ним следом.

Иван-Царевич. Спасибо, дедушка!

Комментарий. Иван- скакал, пока конь не пал. Он добрался до краёв, где коню делать нечего, закончилась земля русская (конь – признак наших обжитых земель). Теперь пришла ему пора и ногами поработать.

Доброму молодцу добрые указания в дорогу. Фото Яндекс.Картинки
Доброму молодцу добрые указания в дорогу. Фото Яндекс.Картинки

Встретил дедушку – (старого старичка). Еще один представитель племени, которое является носителем Знаний (волхв!). Только вежливо к нему обратись, не хами, раскайся искренне о содеянном, будь проще, и помощь обеспечена. Волхв констатировал, что каждый должен относиться с пониманием к языку житейских обстоятельств, на котором с нами разговаривает Всевышний (Природа). Зачем ты, неразумный, лягушачью кожу сжег? Если не разбираешься законах Природы, не «ломай дров», не испытывай судьбу. Выдал волхв нашему медленно умнеющему Ивану гида – сучок-путевичок, чтобы с дороги не сбился. Молодец Ваня – поблагодарил деда!

  • В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. В Новом Завете волхвы - это персонажи повествования о Рождестве Иисуса Христа, пришедшие «с востока» при царе Ироде I Великом поклониться родившемуся в Вифлееме младенцу (Мф 2:1–12).
Волхвы на Руси - истинные мудрецы. Источник Фото Яндекс.Картинки
Волхвы на Руси - истинные мудрецы. Источник Фото Яндекс.Картинки
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен...»

(С) А.С. Пушкин

Сюжет 17

Иван. Сучок-путевичок, ты бы потише шел, а то я притомился.

Встретил Иван-Царевич медведицу с медвежатами и захотел её убить.

Медведица. Не бей меня, Иван-Царевич, пожалей моих детушек, я тебе пригожусь.

Иван-Царевич. Ладно, будь по-твоему.

Медведь - главный тотем русских людей
Медведь - главный тотем русских людей

Комментарии. Встреча Ивана с первым тотемным животным. Медведь – образ стихии персональной силы. Хозяин леса. Нашел с медведицей общий язык. Молодец!

Тотем предстает как дух-хранитель человека, который предстает в образе животного. Это персональный дух, оберег и проводник, сопровождает человека с момента его рождения до последнего вздоха.

Сюжет 18

Побежал дальше Иван-Царевич, встретил волчицу с волчатами и захотел убить ее.

Волчица. Не убивай меня, пожалей моих детушек. А в нужный час я тебе пригожусь.

Иван-Царевич. Ладно, будь по-твоему, волчица.

Комментарий. Встреча Ивана со вторым тотемным животным. Волк – образ стихии стаи, хозяев лесов и степей. Нашел с волчицей общий язык. Опять молодец!

  • Тотем - это добрый и заботливый предок и покровитель, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения. В позднее время по мере вырождения мифических смыслов и заменой их на собственно религиозные представления тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Тотемное животное на защите жизни человека. Фото Яндекс.Картинки
Тотемное животное на защите жизни человека. Фото Яндекс.Картинки

Сюжет 19

Побежал дальше Иван-Царевич и захотел убить соколиху.

Соколиха. Не оставь моих детушек сиротами, не убивай меня. Я тебе пригожусь.

Иван-Царевич. Ладно, живи, соколиха.

Вылупившийся птенец. И я тебе пригожусь, Иван-Царевич.

Комментарий. Встреча Ивана с третьим тотемным существом. Сокол – стихия неба. Хозяин воздуха. Нашёл и с соколихой общий язык.

На первом своем этапе жизни человечество переживало «отрыв» от прародительской группы кровных родственников. Таковыми были тотемы – одушевлённые объекты или явления природы (дождь, ураганный ветер, морская волна), которым племя, род, оказывают поклонение. Они считают тотем родственно связанным с собой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек - близнецы", "Позади каждого человека - тотем".

Сюжет 20

В дальнейшем на пути встретилась ему щука.

Щука. Иван-Царевич, вынь из невода моего щуренка и брось его в синее море, я тебе пригожусь.

Иван-Царевич. Ладно, плыви, щурёнок, в море.

Комментарии. Встреча Ивана с четвёртым тотемным существом. Щука – стихия воды. Хозяйка рек и водоёмов. Оказал услугу Иван и щуке, отпустил щурёнка в море. Наша щука водится везде!

Иван-Царевич и щука. Художник Билибин И.Я. Фото Яндекс.Картинки
Иван-Царевич и щука. Художник Билибин И.Я. Фото Яндекс.Картинки

Итак, Иван-Царевич идёт по дороге обретения новых Знаний. Неслучайно он встретился с животными-матерями. Нельзя убивать в Природе матерей и малых детушек, нельзя нарушать равновесие, всё должно естественно воспроизводиться.

Мораль и природное право человека

Сказка содержит и нравоучительный момент, посылаемый детям, их детскому восприятию. Чем мотивировал Иван-Царевич свое желание убивать зверей? Непонятно. Только лишь чувством голода руководствовался? Или был настолько жесток «в сердце своём»? Однако пересилил себя, проявил добрую свою натуру. Потому мораль сей сказки - учит она милосердию, доброте, ведь Иван пожалел зверей, хотя был вроде бы очень голоден. И звери ему отплатили добром.

Добро краше всякого зла
Добро краше всякого зла

Сказка Царевна-лягушка имеет сюжеты-примеры для людей, где смыслы о жизни шифруются через символическую жизнедеятельность зверей и птиц из мира живой природы. Символ позволял установить некую иерархию и соответствующие порядки. Мифологичность образов перерождалась, создавался захватывающий художественный сюжет.

Главным методом передачи смыслов здесь становится иносказание, то есть то, что должно быть «по иному сказано». Обозначается значимое для человека существование - жизнь по истинному закону Природы: делать Добро - не причинять Зла. Этот смысловой посыл и отображается в простой человеческой морали.

Начало и продолжение

Продолжение сюжетной линии в следующей статье.