В процессе разложения мифов осуществился переход от производства тайных смыслов к построению собственно художественного образа. Сейчас в современной культуре сюжетные мифы как таковые не существуют в силу полной изученности человеком законов природы. Но если и существуют, то в виде крайне мифологизированных образов, далёких от реальности. В них можно верить или нет. Современный человек даёт им оценку уже с позиции своего рационального мышления. Мифологизированные образы, которые имели тенденцию превращаться в художественный образ, исторически зафиксировались в сказках.
Сюжет 16
И поскакал Иван-Царевич за Василисой. Долго он скакал, конь под ним пал. Пошел он дальше пешком. Встретил Иван-Царевич дедушку (старого старичка).
Дедушка. Здравствуй, добрый молодец, чего ищешь? Куда путь держишь?
Иван-Царевич. Я, дедушка, ищу Василису Прекрасную. А путь держу в Кащеево царство.
Дедушка. Знаю, знаю. Твоя жена сейчас у Кащея Бессмертного. Эх, Иван-Царевич, зачем ты лягушачью кожу сжег. Не ты ее надел, не тебе её было снимать. Делать нечего. Вот тебе сучок-путевичок, куда он пойдёт, туда и ты ступай за ним следом.
Иван-Царевич. Спасибо, дедушка!
Комментарий. Иван- скакал, пока конь не пал. Он добрался до краёв, где коню делать нечего, закончилась земля русская (конь – признак наших обжитых земель). Теперь пришла ему пора и ногами поработать.
Встретил дедушку – (старого старичка). Еще один представитель племени, которое является носителем Знаний (волхв!). Только вежливо к нему обратись, не хами, раскайся искренне о содеянном, будь проще, и помощь обеспечена. Волхв констатировал, что каждый должен относиться с пониманием к языку житейских обстоятельств, на котором с нами разговаривает Всевышний (Природа). Зачем ты, неразумный, лягушачью кожу сжег? Если не разбираешься законах Природы, не «ломай дров», не испытывай судьбу. Выдал волхв нашему медленно умнеющему Ивану гида – сучок-путевичок, чтобы с дороги не сбился. Молодец Ваня – поблагодарил деда!
- В Евангелии слово «волхвы» означает звездочётов и мудрецов. Наблюдая за небесными светилами, они увидели неизвестное доселе явление и, зная о древнем пророчестве, отправились в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Царя Славы. В Новом Завете волхвы - это персонажи повествования о Рождестве Иисуса Христа, пришедшие «с востока» при царе Ироде I Великом поклониться родившемуся в Вифлееме младенцу (Мф 2:1–12).
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен...»
(С) А.С. Пушкин
Сюжет 17
Иван. Сучок-путевичок, ты бы потише шел, а то я притомился.
Встретил Иван-Царевич медведицу с медвежатами и захотел её убить.
Медведица. Не бей меня, Иван-Царевич, пожалей моих детушек, я тебе пригожусь.
Иван-Царевич. Ладно, будь по-твоему.
Комментарии. Встреча Ивана с первым тотемным животным. Медведь – образ стихии персональной силы. Хозяин леса. Нашел с медведицей общий язык. Молодец!
Тотем предстает как дух-хранитель человека, который предстает в образе животного. Это персональный дух, оберег и проводник, сопровождает человека с момента его рождения до последнего вздоха.
Сюжет 18
Побежал дальше Иван-Царевич, встретил волчицу с волчатами и захотел убить ее.
Волчица. Не убивай меня, пожалей моих детушек. А в нужный час я тебе пригожусь.
Иван-Царевич. Ладно, будь по-твоему, волчица.
Комментарий. Встреча Ивана со вторым тотемным животным. Волк – образ стихии стаи, хозяев лесов и степей. Нашел с волчицей общий язык. Опять молодец!
- Тотем - это добрый и заботливый предок и покровитель, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, насекомое или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистического изображения. В позднее время по мере вырождения мифических смыслов и заменой их на собственно религиозные представления тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Сюжет 19
Побежал дальше Иван-Царевич и захотел убить соколиху.
Соколиха. Не оставь моих детушек сиротами, не убивай меня. Я тебе пригожусь.
Иван-Царевич. Ладно, живи, соколиха.
Вылупившийся птенец. И я тебе пригожусь, Иван-Царевич.
Комментарий. Встреча Ивана с третьим тотемным существом. Сокол – стихия неба. Хозяин воздуха. Нашёл и с соколихой общий язык.
На первом своем этапе жизни человечество переживало «отрыв» от прародительской группы кровных родственников. Таковыми были тотемы – одушевлённые объекты или явления природы (дождь, ураганный ветер, морская волна), которым племя, род, оказывают поклонение. Они считают тотем родственно связанным с собой. Смысл тотемизма хорошо выражают африканские поговорки: "Животное и человек - близнецы", "Позади каждого человека - тотем".
Сюжет 20
В дальнейшем на пути встретилась ему щука.
Щука. Иван-Царевич, вынь из невода моего щуренка и брось его в синее море, я тебе пригожусь.
Иван-Царевич. Ладно, плыви, щурёнок, в море.
Комментарии. Встреча Ивана с четвёртым тотемным существом. Щука – стихия воды. Хозяйка рек и водоёмов. Оказал услугу Иван и щуке, отпустил щурёнка в море. Наша щука водится везде!
Итак, Иван-Царевич идёт по дороге обретения новых Знаний. Неслучайно он встретился с животными-матерями. Нельзя убивать в Природе матерей и малых детушек, нельзя нарушать равновесие, всё должно естественно воспроизводиться.
Мораль и природное право человека
Сказка содержит и нравоучительный момент, посылаемый детям, их детскому восприятию. Чем мотивировал Иван-Царевич свое желание убивать зверей? Непонятно. Только лишь чувством голода руководствовался? Или был настолько жесток «в сердце своём»? Однако пересилил себя, проявил добрую свою натуру. Потому мораль сей сказки - учит она милосердию, доброте, ведь Иван пожалел зверей, хотя был вроде бы очень голоден. И звери ему отплатили добром.
Сказка Царевна-лягушка имеет сюжеты-примеры для людей, где смыслы о жизни шифруются через символическую жизнедеятельность зверей и птиц из мира живой природы. Символ позволял установить некую иерархию и соответствующие порядки. Мифологичность образов перерождалась, создавался захватывающий художественный сюжет.
Главным методом передачи смыслов здесь становится иносказание, то есть то, что должно быть «по иному сказано». Обозначается значимое для человека существование - жизнь по истинному закону Природы: делать Добро - не причинять Зла. Этот смысловой посыл и отображается в простой человеческой морали.
Продолжение сюжетной линии в следующей статье.